Создание в России системы физического образования (образования) – учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании

Смоленская государственная академия физической культуры,

Спорта и туризма

                                                                               Кафедра

гуманитарных наук

Лекция 6.  Физическая культура и спорт на территории России

 

 

Смоленск 2019

 

План лекции:

Физическое воспитание у древних славян.

2. Физическое воспитание в трудах Авиценны и Епифания Славинецкого.

 

Основы системы физической подготовки войск (Петр I, Суворов).

 

Создание в России системы физического воспитания (образования) – учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании.

Физическое воспитание у древних славян.

Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общиной

(девочек воспитывали женщины, мальчиков – мужчины). Т.е. в первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер.

Основные педагогические функции выполняли ближайшие родственники и наиболее опытные сородичи. Мальчиков  готовили к охоте, изготовлению орудий труда, а девочек – к сбору растений, приготовлению пищи, уходу за детьми.

Военная подготовка мальчика начиналась с двух лет, в 4 года его сажали на коня. В 10 лет он должен был владеть деревянным оружием и фехтованием. В 12 лет овладевал основными приемами борьбы и в 16 лет проходил посвящение в воины.

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. В воспитательной системе славян важное место занимали игрища ( посвящались богу солнца Ярило, богу войны Перуну).

Игрища – это пляски, песни, хороводы, игры и физические упражнения, которые носили состязательный характер. Воспитательное значение игрищ: приобретение навыков и умений, необходимых в труде и военном деле. На игрищах показывались умения в стрельбе, метании камней в цель и на дальность.

Проводились также игры (городки, бабки, «чур» - подобие хоккея, кулачный бой, «стенка на стенку», медвежьи бои, игры с быком и др.

Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, метание камней.

Повсеместное распространение получили кулачные бои, которые подразделялись на групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один – для решения спорных вопросов). Бои проводились по праздникам. Правила боя: лежачего не бить, подножек не ставить.

Распространены были плавание, гребля, передвижение на лыжах. В целях военно-физического воспитания использовались разные потехи (медвежья, соболиная, псовая охота).

 

2. Физическое воспитание в трудах

Авиценны и Епифания Славинецкого.

Абу-Али Ибн Сина – медик, таджик по происхождению В своем труде

«Канон врачебной науки» изложил вопросы физического воспитания. Он первым дал определение физическому упражнению.

 Физическое упражнениеэто произвольное движение, приводящее к непрерывному глубокому дыханию.

Для режима сохранения здоровья он важную роль отводил физическим упражнениям, затем режиму питания и режиму сна.

При занятиях физическими упражнениями он рекомендовал учитывать возраст и состояние здоровья человека.

В его теории существовал разрыв между идеями и их практическим применением.

Епифаний Славинецкий написал труд «Гражданство обычаев детских». Он рекомендовал детям следующие виды упражнений: игры с мячом, бег, прыжки, городки.

Упражнения и игры он относил с средствам воспитания и укрепления здоровья. Упражнения и игры он подразделял на пригодные (развивающие силу, ловкость, смекалку) и непригодные (игры в кости и карты, т.к. они развивают ложь, тщеславие, лукавость и др.).

К запретным занятиям он относил борьбу, плавание, лазанье, т.к. считал их опасными для здоровья и жизни.

В «Гражданстве обычаев детских» была показана связь физического воспитания с умственным и нравственным.

 

Основы системы физической подготовки войск

(Петр I, А.В. Суворов).

Петр I организовал Семеновский и Преображенский полки из разных

социальных слоев – дворян, бояр, купцов, ремесленников, крестьян). Основное внимание вначале уделялось военным потехам – играм. В них совершенствовалась боевая выучка солдат, ловкость, сила, быстрота.

    Важное значение в упражнениях отводилось штыковому бою. В военных играх участвовало 30-40 тыс. солдат. Петр I их рассматривал как репетицию перед Азовским походом. Солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

    При Петре I были заложены основы военно-морского флота.

    А.В. Суворов изложил взгляд на военно-физическую подготовку солдат и офицеров в своих трудах «Наука побеждать», «Полковое учреждение». Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, храбрость, победу.

    Он считал, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных нужно воспитывать быстроту, решительность и натиск. На широкое применение в обучении приемам штыкового боя указывает выражение «пуля - дура, штык - молодец».

    Офицерам он рекомендовал заниматься фехтованием и верховой ездой.

 

Создание в России системы физического образования (образования) – учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно

связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909) – основоположника отечественной научной системы физического воспитания (образования).

    Он родился в семье обрусевшего немца, ювелира. В 1861 г. окончил Медико - хирургическую академию. Получил степень доктора медицины и хирургии. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал П.Ф. Лесгафт. Оно занималось пропагандой физического воспитания среди родителей, воспитателей, зимой заливали катки.

    Система физического образования была изложена Лесгафтом в труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста».  

· В книге был изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования – педагогических, медико-биологических, психологических.

· Были разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию.

· Был обоснован возрастной подход при физическом образовании.

· Была представлена классификация физических упражнений.

· Была установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием.

· Был сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

Процесс физического образования детей школьного возраста

Лесгафт определил следующим образом.

    На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать и т.д.

    Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся 7-12 лет.

    На 2-м этапе применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т.е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т.д.

    Эти упражнения назывались сложными – упражнениями с увеличивающимся напряжением.

    Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12-15 лет.

    3-й этап – период обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве (учили пробегать расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т.п.). С помощью этих упражнений развивалось мышечное чувство.

Этот этап предназначался для школьников старшего возраста –     15-18 лет.

    Основной целью педагогической системы Лесгафта является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», т.е. систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

    Лесгафт разработал теорию дошкольного воспитания.

    Особое внимание он обращал на использование народных игр.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: