Средства профессионально-педагогического общения

Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить, как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т.п.

Опосредованное общение связано с применением специальных средств для организации общения и обмена информацией между людьми. Это могут быть природные предметы (лист бумаги, брошенный камушек) или культурные средства (радио, телевидение, печать, компьютер, телефон и т.п.). 

Примером опосредованного общения может служить проверка учителем письменной работы ученика.

При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, т.е. "здесь и сейчас", лично участвуют в самом акте общения. Без посредников они обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями.

Косвенное общение осуществляется через посредника. Партнеры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информацию через третье лицо, выступающее в роли посредника. Например, учитель передает через учеников слова благодарности их родителям за спонсорскую поддержку экскурсии класса в другой город. В качестве посредника также могут использоваться радио и телевизионные устройства, компьютерные сети, печать и иные знаковые системы. В учебный процесс все активнее входят как локальные, так и глобальные телевизионные и компьютерные сети, благодаря чему современные школьники, студенты и педагоги получают возможности для общения не только со своими одноклассниками и коллегами, но также и с представителями других городов и стран.

Главным средством профессионально-педагогического общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, культурные и нравственные ценности, передавая их от поколения к поколению. Язык - это особое средство трансформации культуры. Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести", - говорится в известном стихотворении Рудольфа Шефнера.

Существует также невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это - общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью - от момента рождения до 2 - 3 лет. Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности развития. 

Средствами профессионально-педагогического общения выступают также различные воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений со школьниками.

Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям и задачам, на которые ориентирован учитель. Педагогическое воздействие должно способствовать тому, чтобы, во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки; во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации деятельности и взаимодействия с миром, так как ученик не всегда знает, как решать учебные и тем более жизненные задачи; в-третьих, содействовать осмыслению "Я" ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

Вопросы для контроля и самоконтроля:

  1. Что такое общение? Каково основное назначение этого процесса?
  2. Охарактеризуйте коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
  3. Приведите примеры социально-ориентированного общения, группового предметно-ориентированного общения и личностно-ориентированного общения.
  4. Каковы особенности общения с реальным партнером? Приведите примеры общения реального субъекта с иллюзорным партнером. Какова роль такого общения в профессиональной деятельности педагога с учащимися? В чем суть общения реального субъекта с воображаемым партнером? Что представляет собой общение воображаемых партнеров? Как это общение можно использовать в работе учителя-воспитателя?

5. Что понимается под содержанием общения? Каковы виды общения по содержанию?

  1. Что понимается под стилем общения? Какие позитивные и негативные моменты можно выделить в авторитарном, демократическом и либеральном стилях?
  2. Что понимается под средствами общения? Приведите примеры непосредственного и опосредованного общения, прямого и косвенного общения, вербального и невербального общения.

 

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

2. Горянина, В.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / В.А. Горянина. – Москва: Академия, 2002. – 416 с.

3. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для вузов / А.А. Лобанов. – Москва: Академия, 2004. – 192 с.

4. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: учебное пособие для вузов / Н.А. Морева. – Москва: Просвещение, 2003. – 304 с.

5. Панфилова, А.П. Теория и практика общения: учебное пособие / А.П. Панфилова. – Москва: Академия, 2007. – 288 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: