Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные

Формы методической работы.

2. Работа методического   совета.

3. Работа   педагогического совета.

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

     Возможна следующая структура звеньев методической работы: педагогический совет, работающий на базе методического кабинета, методическое объединения учителей, теоретические семинары и семинары-практикумы, педагогические чтения или научно-практические конференции, школы передового опыта.

Формы работы могут быть коллективные и индивидуальные.

Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.

Индивидуальные формы: стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.

Одна из самых важных форм методической работы – это работа над единой методической темой (проблемой)образовательного учреждения (например: «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся, направленное на возрождение национальной культуры, нравственности и духовности» определяет единую методическую тему: «Новая структура методической службы как средство повышения профессионального мастерства педколлектива в эффективной реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся»). Единая методическая тема организует, делает целостным весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором. Целесообразно определять единую тему на перспективу (чаще на 5 лет) с разбивкой по годам. Она способствует сплоченности коллектива, что повышает качество работы, результативность.

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения учителей. Заседание МО, как правило, проводится два раза в полугодии. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение уроков, воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для учителей предметников. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.

В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, подготовка выступлений учителей с обменом опыта на заседаниях педагогического совета, оформление стенда «Из опыта работы».

На заседаниях МО обсуждают планы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности учащихся.

Формы занятий:

1) теоретические семинары (доклады, сообщения);

2) семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

3) диспуты, дискуссии;

4) «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;

5) лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

6) обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;

7) обсуждение открытых мероприятий;

8) обсуждение и оценка авторских программ;

9) обсуждение результатов тестирования, анкетирования;

10) разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

11) обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;

12) конкурсы («Учитель года», «Лучший классный руководитель»);

13) педчтения, научно-практические конференции;

14) педагогические советы и др.

       Управление методической деятельностью в образовательном учреждении осуществляется Методическим советом школы, в состав которого входят директор, заместитель руководителя образовательного учреждения, методист, руководители методических объединений, образовательных модулей, творческих, проблемных, рефлексивных групп.

       На Методическом совете происходит рефлексия деятельности руководителей данных структур, выясняются проблемы и трудности в деятельности групп и за счет этого перепроектируется их деятельность, оформляются информационные материалы, при необходимости вносятся изменения в реализуемую модель методической деятельности школы. Кроме того, Методический совет осуществляет анализ состояния методической работы в образовательном учреждении, выявление соответствия содержания методической деятельности проблемам учебно-воспитательного процесса, программирование методической деятельности в образовательном учреждении, экспертную оценку нововведений, информационное и методическое обеспечение результатов работы

    Содержание деятельности Методического совета:

  • Анализ состояния методической работы в ОУ.
  • Выявление соответствия содержания методической работы проблемам учебно-воспитательного процесса.
  • Планирование методической работы в ОУ.
  • Экспертная оценка нововведений.
  • Коррекция плана методической работы в ОУ.
  • Информационное и методическое обеспечение результатов работы.

     Ключевой фигурой в организации методической деятельности в образовательном учреждении является заместитель руководителя образовательного учреждения (методист).

В его обязанности входит:

  • подготовка команды для организации составления индивидуальных образовательных программ;
  • организация мест для составления индивидуальных образовательных программ (организация рефлексивного процесса);
  • организация выявления и оформления образовательного ресурса;
  • координация работы структур;
  • организация информационного пространства (табло или карты учета, информирование коллектива);
  • подготовка и проведение Методического совета и рефлексивно-аналитических семинаров с руководителями методических объединений, структур по составлению индивидуальных образовательных программ, образовательных модулей, творческих и проблемных групп.

Педагогические советы являются высшим органом коллективного руководства школы, где вполне правомерно решаются вопросы повышения педагогического мастерства педагогов. В рамках педагогического совета возможно заслушивание теоретических сообщений, выступлений из опыта работы, творческих отчетов. Здесь не только идет обсуждение анализа причин тех или иных недостатков, но и оказание практической методической помощи. Действенность педагогического совета – это его нацеленность на повышение мастерства педагогического коллектива школы.

Педагогические советы по своим функциям делятся на управленческие, методические, воспитательные и социально-педагогические.

Методические функции включают в себя информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обобщающее, активизирующее направления.

Информационное – сообщения о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе-аналитическое – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитательной работы, уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ передового опыта.

Развивающее – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами воспитания, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых технологий.

Обучающее – повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений и навыков педагогического мастерства.

Активизирующее – активизация усилий педагогического коллектива во всех звеньях методической службы.

Требования к планированию педагогических советов:

  • актуальность;
  • значимость и всеобщность проблемы;
  • перспективность;
  • концептуальность;
  • системность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: