На этой стадии
– руководящий орган данного ТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника;
– каждая микрогруппа (или сводная бригада) готовит свой сюрприз;
– педагоги направляют работу и помогают воспитанникам «по секрету»;
– Совет дела (или ВИГ) разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, составляет программу и план действий, распределяет поручения;
– задания распределяются в микрогруппе. Члены ВИГ поясняют смысл предстоящих действий ответственным за каждый участок задуманного ТД;
– ВИГ осуществляет контроль и оказывает посильную помощь ответственным.
Задача педагога: удержание возвышенного пафоса, энтузиазма, интереса к делу при распространении проектной идеи от ядра (инициаторов) на периферию (ко всем остальным членам коллектива).
Я стадия — проведение ТД.
Цель педагога как руководителя и участника творческого дела — возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
Осуществляется план со всеми спонтанными коррективами и отклонениями от первоначального замысла, которые были внесены его участниками при подготовке творческого дела. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения ТД из-за разных непредвиденных обстоятельств, и ошибки, допущенные участниками. Все это тоже необходимая школа жизни.
Можно выделить шесть основных «традиционных» элементов дела.
Элемент первый — встреча. Возможные варианты:
§ Встречи-церемонии («хлеб-соль», «здравницы», цветы, приветствия и т.д.);
§ Сюжетная встреча (зависит от темы дела, например, «скоморохи» пропускают на ярмарку гостей только после «предъявления» улыбки);
§ Встреча — мини-конкурс (загадки, исполнение песен и пр.).
Элемент второй — оргмомент. Небольшой временной отрезок, необходимый участникам и гостям для адаптации, настройки на содержание дела.
Элемент третий — начало-зачин. Яркое начало вызывает интерес и внимание к последующему действию. Возможные варианты:
§ Представление гостей и участников (своеобразный «Парад-Алле», т.е. как в цирке выход на арену всех участников представления перед его началом);
§ «живой эпиграф»;
§ звуковые, световые, технические эффекты;
§ кино- или видеопролог;
§ ритуал (подъем флага, зажжение огня и пр.).
Элемент четвертый — основная часть. Дело может проходить по четкому плану, а может — в более свободной, импровизированной манере, но при этом всегда в основной части разворачивается главное действие, самые важные события. Основная часть — ядро всего дела.
Элемент пятый — финал. Завершающая часть должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждение; раскрытие секретов и сюрпризы; коллективная оценка и принятие решения; общая песня; ритуал и пр.
Вариантов множество, главное не забыть: «Конец — всему делу венец!»
Элемент шестой — последействие. Прозвучал финальный «аккорд» дела, но оно не завершено. Очень важно проститься с гостями, убрать помещение и территорию и т.д.
Пример КТД «Киностудия».
Ребята разбиваются на творческие коллективы киностудий. Придумывают название студии, жанр фильма, который будут «снимать» (комедия, детектив, сказка, мелодрама, мультик); тему сюжета фильма, название фильма. Все эти задания они выполняют предельно быстро и по команде вожатого докладывают вслух о выполнении задания. Затем дети все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает жюри, другие команды. Вожатому остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей.
Методика организации и проведения урока этикета
В целом в современных условиях уроки этикета имеют в своей основе аспекты гуманизма, воспитания общей культуры личности. При подготовке следует учитывать возрастные особенности учащихся, видимые проблемы класса в этой области. Чем разнообразнее будут формы и методы деятельности, интереснее подача материала, тем эффективнее будет само занятие. Воспитательные задачи урока в основном сводятся к формированию у детей таких качеств, как вежливость, такт, сдержанность, скромность, обязательность.
Формы и методы работы на уроке этикета
Как правило, при организации урока этикета выбираются следующие формы и методы работы: рассказ на этическую тему, представляющий собой эмоциональное изложение событий, имеющих нравственное содержание (воздействуя на чувства, он помогает детям понять и усвоить нравственные нормы поведения); объяснение, которое может быть ориентировано как на отдельную личность, так на целую группу; этическая беседа, где педагог вместе с учениками обсуждает конкретную ситуацию, оценивая ее с точки зрения морали; упражнение, реализующееся через деятельность, позволяющую освоить социальный опыт поведения; приучение, применяемое в случаях, когда необходимо на высшем уровне сформировать необходимое качество; поощрение, отражающее одобрение хороших поступков; соревнование, как метод направления природной необходимости учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание необходимых человеку и обществу качеств.
Приложение 1