Планируемые результаты

предметные: владение основными понятиями русского авангарда и модернизма; формирование навыков  распознавать основные явления общественно-политической жизни Крыма;

м етапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

личностные: развитие логического мышления, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, воспитание личности, которая уважает историческое прошлое и настоящее Крыма.

Норма времени: 2 часа

Вид занятия:  Лекция

План занятия:

 1.Общественно-политическая жизнь в начале 20 века.

 2.Русский авангард в Крыму.

 3.Модернизм: художественное отражение мировоззренческих

ориентаций новой эпохи.

 4.Особенности современного этапа духовного возрождения Крыма.

Оснащение: доска, мультимедийный комплекс, презентация

Литература:

 1. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения / Д. Бурлюк; публик., предисл., примеч. Н. А. Зубкова. – Спб.: Пушкинский фонд, 1994.

2. Кандинский В. В. О духовном в искусстве / Василий Кандинский. – М.: Архимед, 1992. – 110 с.

3. Обвалы сердца. Авангард в Крыму / сост., предис. и коммент. С. Шаргородского. – Б.м.: Salamandra P. V. V., 2011. – 187 с., илл. – PDF. – (Библиотека авангарда, вып. IV).

4. Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Искусствознание, 1998. – 432 с. [Электронный ресурс].

Преподаватель:  Черченко Л.В.

 

Тема: Крым в 20 веке. Модернизм в культуре.

План занятия:

1.Общественно-политическая жизнь в начале 20 века.

2.Русский авангард в Крыму.

3.Модернизм: художественное отражение мировоззренческих

ориентаций новой эпохи.

4.Особенности современного этапа духовного возрождения Крыма.

Ключевые слова: культура, модернизм, художник, живопись,абстракционизм, супрематизм, кубизм, конструктивизм, постмодернизм.

Вопрос 1.

Сложный и противоречивый процесс капиталистической эволюции России породил мощные политические катаклизмы, которые потрясли страну в первые десятилетия XX в. На внутрироссийской политической арене выступали три основные силы – самодержавие, либеральная оппозиция и революционный лагерь. В острой борьбе этих сил решалась дальнейшая судьба страны. К началу XX в. окончательно складывается система российского капитализма. Россия благодаря индустриализации и промышленному подъему 1890-х гг. из отсталой аграрной страны становится аграрно-индустриальной и по объему производства промышленной продукции входит в число ведущих держав мира. Одновременно шел процесс концентрации банковского капитала. В 1904 г. на юге России был образован огромный Азово-Донской банк, поглотивший Петербурго-Азовский, Минский и Киевский коммерческие банки. В то же время многие сферы российской экономики оказались вне зоны модернизации не включились в процесс индустриализации. Сельское хозяйство во многом сохранило полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Политическая система России, несмотря на реформы второй половины XIX в., оставалась неизменна: абсолютная монархия, отсутствие конституции и системы выборной представительной власти. Высшим законосовещательным органом продолжал оставаться Государственный совет, созданный в 1810 г., его члены назначались царем. Роль высшей административной власти играл Комитет министров, влияние министров зависело от доверия и близости к императору. Конец XIX – начало XX в. отмечен быстрым увеличением численности населения Российской империи. За период с 1897 г. (когда была проведена первая всероссийская перепись) по 1913 г. оно возросло на 1/3 и перед первой мировой войной составляло 165,7 млн. человек (без Финляндии). Такой значительный рост достигался за счет высокого уровня рождаемости (в 1909-1913 гг. на тысячу населения приходилось 44 родившихся) и снижения смертности, которая, впрочем, в России в 1913 г. была выше, чем в наиболее экономически благополучных странах. Ускоренное экономическое развитие страны сопровождалось быстрым ростом городского населения, хотя его удельный вес был по-прежнему невелик (в 1913 г. в городах проживало 16% населения империи). Быстрыми темпами стала развиваться экономика всей России. Одно из первых мест по темпам развития занимал Крым. Большое влияние на развитие края оказали следующие факторы:

- во-первых, резко увеличилось производство зерна. Из крымских портов вывозилось до 25 млн.    пудов. Кроме этого вывозились вина – до 0,5 млн. ведер, а также фрукты, табак, соль;

- во-вторых, к концу 19 века появились первые электростанции, а к началу 20 века – пущены первые трамваи в Симферополе, Евпатории, Севастополе;

  - в-третьих, в развитии экономики Крыма огромную роль сыграла железная дорога Лозовая -      Севастополь, строительство которой было закончено в 1875 году;

- в-четвертых, В Крым устремились переселенцы не только из России, но и из Германии, Эстонии, Польши, Чехии. В 1913 году население Крыма превысило 0,5 млн. человек.

 

Вопрос 2.

    В ХХ веке происходит «глобальный разрыв» с предшествующими тенденциями в искусстве. Формируются «мозаичные», не укладывающиеся в единую форму художественные стили. Если в ХIХ веке направления в искусстве развивались последовательно (романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм, символизм), то в ХХ веке художественные системы функционируют параллельно, как равноправные. В начале ХХ века эти процессы формируются в России, Украине, Франции, Германии, Англии и других странах: именно в это время закладываются истоки, которые в середине и второй половине ХХ века разовьются в полную силу. Новые принципы художественного обобщения и структурирования в различных видах искусства потребовали изменения самой художественной картины мира. Этот процесс во многом был обусловлен научными открытиями, подорвавшими веру в рациональное устройство мира: опыты по расщеплению атомного ядра, теория относительности, развитие психоанализа, интерес к бессознательной сфере человека и другие открытия, расширившие горизонты мира, утверждавшие динамику как единственный закон бытия. Новые формы культурного самосознания привели к смене художественного ви́дения мира. Пересматриваются отношения к произведениям художников-передвижников, осуждается за «литературоцентризм» их живопись, которая оценивается как подражание литературе (повествовательность), что ведет к неверию в приемы собственно живописи, способной передать внутреннее состояние человека ХХ века. Такая позиция намного расширяла границы самого искусства и открывала новые возможности для читателя, слушателя, зрителя. Критерием произведения искусства становится коммуникативный акт, сила спонтанного эмоционального воздействия. В этом контексте особое значение приобретает проблема, названная Д. Лихачевым «экологией культуры», понимаемая как признание самоценности всех типов культуры, их сохранение, развитие, диалоговые взаимоотношения. Эти положения имеют непосредственное отношение к изучению Серебряного века русской культуры как сложного, многообразного феномена, специфику которого определяют синтетичность, диалог различных школ и направлений, синтез, воплощенный в самобытных формах поэзии, драматургии, живописи, музыки и других видов искусств, взаимосвязь и взаимовлияние культурных миров Запада и Востока. После десятилетий замалчивания, неприятия сегодня искусство авангарда достаточно широко исследуется в отечественной культурологии, искусствознании и других гуманитарных науках. Начало этому процессу положено в 1920-е годы – Р. Якобсон, Н. Пунин, Н. Евреинов, В. Шкловский и его ученики, Н. Харджиев и другие. Ряд работ появился в России и за рубежом. В роли теоретиков зарождавшегося авангарда выступали и сами его творцы – Д. Бурлюк, В. Кандинский, М. Ларионов, К. Малевич, М. Шагал и другие. Отечественный авангард был представлен яркими личностями, талантливыми поэтами, художниками, архитекторами, театральными деятелями, композиторами, нередко совмещавшими в своем творчестве различные виды искусств.

 Южные регионы России – Одесса и Крым, связанны с развитием идей авангарда и характеризующимся своеобразными взаимоотношениями «творцов» отечественного футуризма.

В этом контексте большой интерес представляет книга «Обвалы сердца. Авангард в Крыму». В книге воспроизведены четыре футуристических альманаха, выпущенных в Крыму в 1920–1922 гг. поэтом Вадимом Баяном (В.И. Сидоровым). Владимир Иванович Сидоров (1880–1966), родившийся в Нововасильевке Таврической губернии, значительную часть жизни провел на юге – Крым, Одесса. С 1906 года его жизнь была связана с Симферополем, Севастополем, Керчью, где он и принял участие в различных событиях, организованных группой футуристов в Крыму и Одессе. Владимир Сидоров сам писал, стихи и впоследствии приобрел известность поэта-космиста; выбрал себе эффектный псевдоним, связанный с образом певца – вещего Баяна – в «Слове о полку Игореве». Предполагают, что имя Вадим – навеяно романтической поэзией. Знаменательный факт: название «Баян» имел кинотеатр в Симферополе (ныне кинотеатр «Шевченко») именно в то время, когда в центре города с матерью и сестрой жил Вадим Баян. Его имя связано с известнейшими людьми начала ХХ века: это В. Маяковский, И. Северянин, Д. Бурлюк, О. Мандельштам, Т. Щепкина-Куперник и другие, имевшие отношение к истории русского авангарда, к событиям, происходящим в Крыму. В своих воспоминаниях «Маяковский в первой олимпиаде футуризма» (1957–1958) В. Баян пишет, что поэт предлагал назвать Крым «Баянией»: очевидно, гордый таким предложением Баян рассказывал об этой шутке Маяковского своим друзьям. В 1913 году Ф. Сологуб, И. Северянин и А. Чеботаревская (писатель, переводчик, критик) во время гастрольной поездки встречаются с Вадимом Баяном в Крыму, в Симферополе. С участием В. Баяна связан приезд в Крым В. Маяковского и

Д. Бурлюка и их выступления на футуристических диспутах.

    Таким образом, Крым становится одной их экспериментальных «культурообразующих» площадок.

 

Вопрос 3.

Стирание культурных границ, попадание под влияние других культур — основная характеристика культуры на заре XX века. В результате сформировалась теоретическая среда, питавшая и питающая современное искусство и культуру модернизма. Всё это в первую очередь воплотилось в целом ряде направлений живописи. Отметим основные из них в цепочке историко-временного утверждения и предпримем попытку выделить основные этапы в динамике становления модернизма как культурного явления на базе основных характеристик его направлений. Абстракционизм (беспредметное искусство) — культурно-художественное направление, которое сформировалось в искусстве первой половины ХХ века. Оно полностью отказывалось от воспроизведения форм реального видимого мира. Художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения как основного признака темпа современной жизни. Это была попытка выразить дробящуюся множественность культуры восприятия современного человека, городского жителя. Русская версия футуризма носила название кубофутуризм и была основана на соединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетических установок (Ц. Пуни, Н. Гончарова, Д. Бурдюк и другие).

Кубизм как художественное течение характеризовался использованием подчёркнуто условных форм, стремлением «раздробить» (Дж. Голдинг) реальность.

Пуризм — художественное течение, стремящееся к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы очищенных от деталей, к изображению «первичных» элементов. Принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре (например, в постройках Ле Корбюзье).

Сюрреализм отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм (А. Бретон, Л. Арагон, С. Дали, Л. Бунюель, Х. Миро и другие). Это художественное направление в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека.

Фовизм (от фр. Fauve - 'дикий') появился в начале XX века как новое художественное течение в живописи. Его представителей объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.

Другое культурно-художественное течение — э кспрессионизм, возникнув в преддверии Первой мировой войны, было пропитано протестом против уродливого мира, всё большего отчуждения человека от реальности, сеявшей чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приёмы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалипсический драматизм.

На этой волне возник и закрепился супрематизм. Как известно, его главным представителем и теоретиком был русский художник Казимир Малевич. Супрематизм — высшая ступень развития изобразительного искусства на пути освобождения от всего «внехудожественного», на пути предельного выявления беспредметного как сущности любого искусства. Всё это затем нашло продолжение в «неопластизме» (П. Мондриан) — в искусстве «чистой пластики».

Обобщая, можно сделать следующие выводы. Модернизм («новое искусство») начала ХХ века многогранен в своих культурных основаниях. Мировоззренческой основой ему послужили новые открытия в физике, химии, биологии, изменившие картину мира и процессы, в нём происходящие. Культурную основу составили начала глобализации, зарождение и развитие мирового коммуникативного пространства, культурный драматизм бытия. Философской базой послужили индивидуализм, отчуждение от противоречивых реалий объективного мира, элементы мистицизма, «машинизация» и рационализация отношения к миру и эпатированные формы эмоционализма. Таким образом, приведённая общая картина динамики художественной культуры модернизма ХХ века на примере развития живописи позволяет выделить пять этапов его становления как:

 Первый этап — разрушение культурных стереотипов

 Второй этап — создание аллюзий и парадоксальных форм.

 Третий этап — индивидуальный протест.

Четвертый этап — механический («машинный») период.

Пятый этап — искусство «чистой пластики».

В современной реальности всё это сублимирует в свои крайние формы и имеет специфическую выразительность, приобретая массовидную характеристику и своеобразие смысловой опоры культурно-художественного процесса модернизма: от разрушения к созданию парадоксальной образной реальности и затем через форму индивидуального протеста переход к рациональности пластики, слитой с позицией социокультурного вызова.

Всё это зримо напоминает такую процессуальность сегодняшней культуры постмодернистского художественного направления, которая через «предметность» пришла явно или скрытно к идеологизированным художественным акциям так называемой альтернативной культуры, среди которых акционизм, ситуационизм, концептуализм, инсталяция, кибер-панк, перфоманс, хеппенинг и т.д.

Вопрос 4.

Современный Крым в структуре  Российской федерации представлен сложным конгломератом этнических и религиозных идентичностей. Эта культурная самобытность полуострова связана с его пограничным положением на рубеже двух цивилизаций: православной и мусульманской. Носителями православной идентичности являются славянские этносы Крыма (русские, украинцы, белорусы), а мусульманской – крымские татары. У каждого из этих этносов существует «своя» система ценностей, интересов, потребностей, мифов и амбиций, реализация которых нередко имеет конфликтный характер.

Мусульманская умма (община) Крыма, помимо Духовного Управления мусульман Крыма (ДУМК), имеет с 2010 г. параллельный муфтият в лице Духовного центра мусульман Крыма (ДЦМК. Современное конфессиональное пространство Крыма находится в стадии замедления темпов своего постсоветского ренессанса. Это определяется в процессе сопоставительного анализа динамики приращения религиозной сети в двух доминирующих в Крыму конфессиях: исламе и православии. Решая эту задачу, пастыри крымского православия и ислама плотно сосредоточились на углублении идеологического влияния в таких сферах, как просвещение, благотворительность, социальное служение. Эти традиционные для религиозных организаций виды деятельности составляют основную сферу подпитки различных конфессий новыми последователями и носителями религиозной идентичности. Каналы религиозного влияния на жителей Крыма, и особенно молодежь, давно сформированы. Ещѐ в 2001 г. в Симферопольской и Крымской епархии УПЦ зарегистрировано Объединение православной молодежи Крыма, одной из задач которого является «возрождение православного духовного просвещения и миссионерской деятельности». В Крымской епархии УПЦ созданы общественные объединения православных педагогов и врачей, детская общественная организация Братство православных разведчиков-следопытов. Еженедельно на государственном телеканале Крыма выходит познавательная православная телепередача для подростков «Конкурс школьников-знатоков православной культуры — «Зерно Истины». Обширна информационно-издательская деятельность УПЦ в Крыму. Тиражными являются газеты «Таврида Православная» и «Ялта Православная», издаются газеты для детей и родителей «Светлячок», «Вифлеемская звезда», красочно иллюстрированный детский журнал «Островок спасения», а в эфире на радио «Лидер» для школьников выходит еженедельная радиопередача. Мусульманские религиозные организации, сориентированные на молодежь, менее представлены в русскоязычном информационном поле Крыма. Но те, что активно позиционируют себя с 2011 г., к примеру, «Яшлар Шурасы», ставшая одним из инициаторов «Дня крымскотатарского флага», формулирует в качестве цели своего создания объединение крымских татар, возрождение их религии, языка, культуры. Молодые мусульмане Крыма находятся под активным влиянием прессы. В 2011 г. ДУМК в пять раз увеличило тираж своей газеты «Хидает», доведя его до 10 тыс. экземпляров и заменив четыре страницы этого издания на восемь. Выход этих книг – естественное продолжение традиции, заложенной симферопольской Высшей школой хафизов (чтецов Корана), по углубленному изучению этой священной книги и продвижению этого знания на международных конкурсах чтения Корана, где крымские хафизы нередко занимали призовые места. Православие и ислам, помимо информационно-имиджевых, имеют ряд территориальных особенностей своего современного развития в Крыму. Территория Крымского полуострова, называемая в литературе «колыбелью православия», до настоящего времени остается преимущественно православным регионом. Вместе с тем, на территории современного Крыма сформировался своеобразный «исламский полумесяц», составленный теми административными районами, где за последние пятнадцать лет количество зарегистрированных мусульманских общин не просто увеличилось в 3-4 раза, по сравнению с началом 1990-х годов, но и находится с православием в легко преодолимом в сторону увеличения количественном соотношении. Появление на территории АРК «исламского полумесяца» - это результат сложных трансформационных процессов в демографической, этнической и конфессиональной структурах населения Крыма.

В Краснодаре, 12 октября 2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи В. Путин сказал: «Если мы хотим сохранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать, она просто изнутри развалится. Как кусок сахара, намоченный водой…. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Таким образом, в принимаемых сегодня государственных концепциях и программах, касаются ли они национальной безопасности или реформ образования, патриотизм рассматривается как необходимая составная часть стабилизации государственного мироустройства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите факторы, которые оказали влияние на развитие Крыма в начале 20 века.

2. Докажите тезис: «Крым становится одной их экспериментальных

  «культурообразующих» площадок».

3. Назовите 5 этапов становления художественной культуры модернизма ХХ века.

4. Приведите примеры культурной самобытности полуострова.

Задания по темам:

1.Изучить тему и составить конспект по ссылке https://history.wikireading.ru/386302

Тема 18. Крым в 20 веке. Модернизм в культуре.

Вопросы:

1.Общественно-политическая жизнь в начале 20 века.

2.Русский авангард в Крыму.

3.Модернизм: художественное отражение мировоззренческих

ориентаций новой эпохи.

4.Особенности современного этапа духовного возрождения Крыма.

2. Выписать из культурологического словаря значение терминов:

абстракционизм, супрематизм, кубизм, конструктивизм, модернизм

3.Подберите к каждому термину фамилии выдающихся представителей культуры и литературы, работавших Крыму.

Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту larisa.tcherchenko@yandex.ru

В теме письма укажите ФИО и группу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: