Гендерные отношения в современном обществе

Гендер — это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе, социопсихологические и социокультурные особенности.
Аспекты гендера - биологический пол, тендерная идентичность, конфликтные стереотипы М и Ж, гендерные роли (разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полами) - самое важное для соц. работы.
Для обоснования подходов соц. результата признает необходимость проведения диагностики гендерного факта.
Гендерные исследования:
1.С учетом женщин
2.Противопоставление муж. и жен.
3.Особых гендерных явлений (материнство, отцовство, домашний труд как сфера микро эк-ки).
Множество исследований позволили выявить проблемы: гендерные отношения в системе прав чел., равноправие на рынке труда, насилие в отношении женщин и девочек, гендерные отношения в семье.
Все население разделяется на категории. Социальные проблемы имеют различные категории населения; проблемы определены их возрастом, социальным, семейным положением, состоянием здоровья. В последнее время, внимание уделяется гендерному аспекту социальных проблем, т.е. анализу проблем клиента и определению технологий оказания помощи клиенту в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Такое внимание объясняется изменением положения женщин в обществе.
Социальная работа с мужчинами заслуживает выделения в отдельную отрасль. Однако, в России и во всем мире соц работа с мужчинами только развивается. Социальная работа с женщинами признается наиболее важной из всех сфер соц работы.
Причины выделения женщин в специфическую категорию клиентов соц работы:
1.Выполнение женщинами генеративной (деторождение)
2.Подчиненная роль женщин в разделении труда
3. «Двойная занятость» женщин дома и на производстве и т. д.
Социальное положение мужчин и женщин в РФ:
1.все женщины, которые хотят работать - работают
2.во власти преобладание мужчин
3.женщины сравнялись по образованности с мужчинами, а в некоторых странах превзошли.
Это определяет фундаментальное равноправие женщин. Однако, провозглашение равенства мужчин и женщин в международных документах, конституции РФ расходится с действительностью, т.к. в условиях соц напряженности решается соц проблемы за счет более слабых слоев – детей и женщин.

Создано немало социально-психологических теорий личности, которые позволяют говорить о ней как о индивидуальности и вместе с тем социально-психологическом явлении.

К наиболее известным можно отнести:

психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

поведенческую школу (бихевиоризм);

понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;

трансакционный анализ личности (Э. Берн);

акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;

социально-психологические концепции личности.

Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939 гг.). Эта теория является одним из глубочайших учений о человеческой индивидуальности.

Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фрейда о том, что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.

По 3. Фрейду, именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты.

Швейцарский ученый К. Юнг (1875-1961 гг.) предусматривал изучение личности как сложного структурного явления, которое основывается на идее о наличии наряду с индивидуальным несознательными коллективного бессознательного.

Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием.

Другая известная идея К. Юнга - учение о интроверсии и экстраверсии. Он предложил типологию характеров согласно преимущества функций (мышление, чувства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир, а также ввел понятие экстраверсия - интроверсия (от лат. extra - вне, intro - внутрь, versio - поворачивать) для определения двух противоположных типов личности.

При этом экстравертивный тип характеризуется обращенностью личности на все, что окружает, а для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира.

Выделение интроверсии и экстраверсии позволило различить две большие группы психологических индивидуумов. Вместе с тем в дальнейшем исследовании было выявлено, что имеются значительные различия между индивидуумами, которые входили в одну и ту же группу.

Собственный опыт подсказал Юнгу, индивидуумов можно различать не только по универсальным признаком экстраверсии-интроверсии, но и за основными психическими функциями: мышление, эмоции, ощущения и интуиция. Если обычно преобладает одна из этих функций, то, соответственно, появляется умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. При этом каждый из них может быть интровертивным или экстравертивным в зависимости от поведения типа отношений объекта.

Итак, исходя из этого, К. Юнг отличал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсия и экстраверсия - и четыре функции или типы ориентации - мышление, эмоции, ощущения и интуицию, каждая из которых может действовать интровертивным или экстравертивным образом.

Благодаря дальнейшим исследованиям К. Юнг пришел к выводу, что наряду с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда есть и менее дифференцированная, второстепенная функция, значение которой заключается в том, что она в каждом конкретном случае не является единственной и абсолютно решающей, как основная психическая функция, а принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная.

Например, мышление как главная функция легко может сочетаться с интуицией как второстепенной функцией или так же хорошо с чувством, но никогда - с чутьем, поскольку его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышлению.

При таких обстоятельствах возникают хорошо известные картины:

к примеру, практический интеллект, соединенный с чувством;

художественная интуиция, связанная с эмоциональностью;

философская интуиция, которая базируется на интеллекте и т.д.

Согласно сознательного содержания психических функций образуется также бессознательное группирование функций: сознательному практическому интеллекту (сенсорно-умственная установка) соответствует бессознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этом функция ощущения подлежит сильнее торможению, чем интуиция.

Кроме того, специальные психологические функции или формы психической деятельности К. Юнг разделил на две группы: рациональные (мышление и эмоции) и иррациональные (ощущение и интуицию).

Итак, в психологической типологии Юнга используются три основные составляющие или переменные: экстраверсия - интроверсия, сознательное - бессознательное, рационализм - иррационализм.

В целом модель психологических типов К. Юнга имеет все преимущества и недостатки любой научной концепции, ее трудно опровергнуть еще и потому, что она согласуется с действительностью. Как в свое время замечал сам К. Юнг, классификация не объясняет индивидуальной психики, однако представление о психологических типах открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии вообще.

Следовательно, важным для социальной психологии вопросом в модели ученого являются скорее не то, кто - интроверт, а кто - экстраверт, или какая функция является ведущей, а какая второстепенной.

Анализ его концепции дает возможность поставить более прагматичные вопросы:

Как действовать в определенной ситуации или с этим человеком?

С каким результатом для себя и общего дела?

Действительно ли мои действия и тот способ, которым я выразил себя, отразили мои суждения (мышления и эмоции), восприятие (ощущение и интуиция) и воссоздали реальность?

А если нет, то почему?

Какие комплексы есть у меня?

Как и почему я испортил дело?

Как это свидетельствует о моей психологии?

Какие выводы я могу сделать по этому поводу?

Что я хочу и могу сделать, чтобы исправить ситуацию?

Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером. Д. Б. Уотсон (1878-1958 гг.) считается основателем бихевиоризма. Ученым была предложена программа построения новой психологии, предметом которой автор считал не сознание, а поведение. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция, стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.

Б. Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив их разнообразие «операционные» (от «операция») реакции, вырабатываемые организмом самопроизвольно. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения.

Б. Скиннер обращает также внимание на асимметрии между положительным и отрицательным «подкреплением» стимулов, считая, что негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия; позитивное же подкрепление стимула тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении, оно формирует поведение индивида, повышает самооценку человека.




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: