Каким видится нам господин Журден? Тольколи смешон этот персонаж?

Рассказ о художественном своеобразии комедии.

Отдельными гранями своего творчества Мольер выходит за границы классицизма. Своеобразие его – в театральности (это качество драмы, которое делает спектакль ярким, красочным зрелищем). Комедия «Мещанин во дворянстве» театральна по самому своему сюжету. Ведь господин Журден хотел бы в жизни играть роль дворянина.

Игра лежит в основе всей интриги (соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении), всего развития сюжета в этой комедии.

Составной частью игры является балет (сцена одевания Журдена, посвящение в «мамамуши»). Балетный маскарад блистательно завершил все сюжетные линии комедии, «игра» окончена. Побеждает здравый смысл. Все участники «игры» обретают свое реальное положение в обществе. Можно предполагать, что отрезвеет и сам Журден.

Таким образом, игра стала важнейшим принципом в построении действия, «игровой» колорит как раз и отличает «Мещанина во дворянстве» от бытовой комедии. Единый принцип «игры» служит у Мольера единству действия. Хотя кроме истории самого Журдена здесь представлены и, казалось бы, побочные сюжетные линии – Клеонта и Люсиль, Доранта и маркизы, они не имеют самостоятельного смысла вне главной интриги. Все ситуации в конце концов оказываются связанными с журденовскими попытками выйти в дворяне – вливаются в одну сюжетную линию, линию главного героя. Единство действия в комедии усиливает комический эффект, нацеленность авторского смеха. Знаменитое правило классицизма таким образом не мешает, а, напротив, содействует интересам комедийного жанра.

Записать в конспект

Комедия – один из видов драмы, изображающий такие жизненные явления и

человеческие характеры, которые вызывают смех. В этом жанре широко используются все формы комического: юмор, сатира, ирония и:т.д. Комедия высмеивает все, что противоречит общественному идеалу или норме.

Различают комедию положения (когда источником комизма являются всякого рода случайности) и комедию характеров (здесь комизм основан на столкновении людей определенных характеров с неожиданными и трудноразрешимыми ситуациями).

Анализ комедии

    «Мещанин во дворянстве». Одна из самых блестящих комедий-балетов Мольера. Эта комедия — самая злая сатира на буржуазию, подражающую дворянству. Он не щадит здесь красок для осмеяния богатого буржуа Журдена, который лезет изо всех сил в дворянство, обучается хорошим манерам, отворачивается от своей плебейской жены и якшается с прогоревшими дворянчиками, обирающими его.

Комедия создавалась по прямому заданию Людовика XIV. Премьера состоялась 14 октября 1670 года в загородном королевском замке Шамбор.

Цель пьесы — «отрезвить буржуазию, внушить ей чувство собственного достоинства, мысль, что она должна создать собственную культуру» (Фриче).

 

1. Каковы устремления Журдена? Какая речь была у него? (Журден – богатый мещанин. Он мечтает о своём социальном преображении: желает приобрести титул и тем самым встать вровень со знатью. Журден хочет преобразиться и внутренне: обзавестись всеми качествами и признаками аристократа.На старости лет он стал обучаться Аристократическим манерам, завел у себя дома целый штат учителей.)

Речь господина Журдена – наиболее яркое свидетельство его невоспитанности, а сцены уроков и примерки костюма говорят о его практичной, целеустремленной натуре буржуа, но они же и подчеркивают низкий культурный и образовательный уровень Журдена. Нарушено одно из правил классицизма: характер героя разносторонний, в нем сочетаются как положительные, так и отрицательные черты.

 

 

Каким видится нам господин Журден? Тольколи смешон этот персонаж?

(Конечно, Журден смешон. Нелепость его стремлений, их невыполнимость предопределены воспитанием и самой жизнью героя: сам Журден признается, что едва умеет читать и писать. Он отвергает предложение заняться изучением логики, эстетики из-за их «заковыристости, закрученности» и, с его точки зрения, бесполезности. Он предпочитает правописание, от которого, он думает, будет толк. У Журдена прекрасная память, он запоминает то, что узнаёт от своих учителей. Он не стыдиться «на старости лет» учиться: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»

Журден по-детски радуется, восхищается чужими знаниями, благоговеет перед наукой, сокрушается по поводу своей необразованности. Но он жаждет лишь внешнего лоска, хочет прослыть образованным человеком. Журден порой даже вызывает симпатию своим простодушным желанием преображения, но цель этого преображения – пустая, неестественная, зловредная для всех достойных персонажей пьесы. Ведущей характеристикой образа Журдена является тщеславие. Им овладела страсть, ставшая для него естественно значимой – он «свихнулся на знатности». Он становится самодуром и сам в этом признаётся: «Я вспыльчив, как сто чертей… когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: