Логопедическое занятие № 1
Тема: Предложение.
Установление смысловой зависимости слов в предложении,
причинно-следственных связей.
Повторение.
Предложение - это слово или группа слов, связанных между собой
по смыслу и грамматически. Это значит, что в предложении
слова должны подходить друг к другу по смыслу и выражать
законченную мысль.
Игра «Корректор».
Задание: а) Найди в предложении лишнее слово, которое по смыслу
не подходит к данному предложению.
б) Замени это слово другим словом, подходящим по смыслу.
в) Запиши получившиеся предложения.
Летом на небе ярко светит зелёное солнце.
_________________________________________________________
На полях и лугах зацвели зимой полевые цветы.
___________________________________________________________________________
Перелётные птицы строят на деревьях гнёзда и скворечники.
_________________________________________________________
3. Задание: а) Прочитай. Подбери к каждому предложению,
подходящую по смыслу концовку.
|
|
а) Летом ребята будут …
б) Дети и взрослые зимой любят …
в) Дождь идёт, потому что …
г) Люди ходят в резиновых сапогах, потому что …
… на небе дождевые тучи.
… играть в снежки.
… на дорогах лужи.
… кататься на самокатах и велосипедах.
б) Запиши предложения правильно:
а)___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б)___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в)____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г)____________________________________________________________________________
Логопедическое занятие № 2
Тема: Текст.
Установление смысловой зависимости предложений в тексте,
причинно-следственных связей.
1. Текст- это несколько предложений, объединённых одной мыслью
И темой.
• Предложения, в которых заключены мысли на разные темы,
нельзя назвать текстом.
Задание: Определи, какие предложения можно назвать текстом,
а какие - нельзя:
а) Весной на дорогах появляются лужи. Осенью птицы улетают в
дальние края. Собака и кошка – это домашние животные. Транспорт
бывает пассажирский и грузовой. Летом на улице много насекомых.
б) Лиса – дикое животное. Мех у лисицы красивый, рыжий.
Мордочка узкая, вытянутая. Особую красоту представляет лисий
хвост. Он помогает своей хозяйке заметать следы. Живут лисы в
норах, семьями. Весной у лисицы-мамы появляются лисята. Они
весело резвятся и учатся охотиться.
Продолжи и объясни:
|
|
предложения под буквой а) - ________________(можно или нельзя) назвать
текстом, так как они_______________________________________________
__________________________________________________________________
предложения под буквой б) - ________________(можно или нельзя) назвать
текстом, так как они_______________________________________________
__________________________________________________________________
2. • Предложения в тексте должны находиться в определённой последовательности.
Задание: Определи, какие предложения можно назвать текстом,
а какие - нельзя:
а) Наступила весна. Солнышко стало сильнее пригревать. Снег начал
таять. На дорогах появились большие лужи и звонкие ручейки. Дети
сделали бумажные кораблики и побежали на улицу. Ребята пускают кораблики в ручейках. Как весело наблюдать за плывущим
корабликом!
б) На дорогах появились большие лужи и звонкие ручейки. Как
весело наблюдать за плывущим корабликом! Наступила весна. На
дорогах большие лужи и звонкие ручейки. Дели сделали бумажные
кораблики и побежали на улицу. Снег начал таять.
Продолжи и объясни:
предложения под буквой а) - ________________(можно или нельзя) назвать
текстом, так как они________________________________________________
__________________________________________________________________
предложения под буквой б) - ________________(можно или нельзя) назвать
текстом, так как они________________________________________________
_________________________________________________________________
3. • Все предложения в тексте подчинены одной теме.
Задание: Прочитай. Определи, какое предложение является лишним в тексте
(написано на другую тему).
В мае в тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы! На стройных стебельках пара зелёных листьев и
белые колокольчики. В гнезде у сороки вылупились птенцы. Цветки
похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши!
Задание: Выпиши лишнее предложение.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Вывод:
Текст- это несколько предложений, объединённых одной