Краткое содержание темы

Дисциплина «Экономика культуры»

Преподаватель Кулаков Сергей Николаевич. Доцент Кафедры туризма и социально- культурного сервиса.

Тел. 7 921-909-59-56, Kulakov_spb@mail.ru, WhatsApp

 

Учебные материалы для подготовки студентов в дистанционном формате обучения:

Тексты лекций, Темы и вопросы семинаров, Основная и дополнительная литература,   Темы для подготовки презентаций, Тесты, Задания для самостоятельной работы. Вопросы для подготовки к зачету. Методические рекомендации для студентов.

 

РАЗДЕЛ № 1                         

 

 

Тема Лекции № 1 Культура как сфера экономики.

Вопросы

 

1 Предмет экономики культуры как науки.

2 Производители и потребители продуктов культуры.

3 Культурное благо как товар и как услуга.

4 Типология культурных благ (частное благо, общественное благо, смешанное благо, опекаемое благо)

1. Этапы формирования науки об экономике культуры

 

 

Краткое содержание темы.

Основные определения: Понятия экономика  и культура. Предмет изучения дисциплины «экономика культуры». Характеристика экономических отношений в сфере культуры. Экономическая форма культурных благ – товар и услуга. Типология культурных благ. Основные этапы становления науки «экономика культуры».

Что такое экономика.

Во - первых - экономика как хозяйство - есть совокупность всех средств, пред­метов, вещей, субстанций материального и духовного мира, которые исполь­зуются людьми для удовлетворения их потребностей.

Во – вторых экономика как наука – это знания о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании ограниченных ресурсов для обеспе­чения потребностей людей и общества.

Наконец экономика - это наука об отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и духов­ных благ и услуг.

Что такое культура.

Определение культуры, которое используется ЮНЕСКО: культура это комплекс характерных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, свойственных обществу или социальной группе. Она охватывает не только искусство и литературу, но также образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и верования.

Наиболее часто выделяются следующие определения культуры:

- Культура как ценность

- Культура как совокупность конкретных элементов

- Культура как способ адаптации к жизни

- Культура как социальная норма

- Культура как социальные коммуникации

- Культура как язык

- Культура как деятельность

- Культура как творчество

- Культура как социальный опыт.

Существуют следующие уровни культуры: 

общечеловеческая культура - это те культурные установки, которые при­знаются большей частью человечества, восходят к древности и отражают общее в опыте человеческого взаимодействия;  

националь­ная культура - включает национальные нормы и правила, входящие в мента­литет нации и фиксирующие те отличия в поведении, которые выделяют данную нацию среди других;  

  культура группы характе­ризует культуру, присущую группе людей, объединенных по какому-нибудь признаку (принадлежность к одной религиозной конфессии, возраст, место проживания, общие увлечения и т.д.);      

индивидуальная культура — это система норм, правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе индиви­дуального развития и социализации человека;

  экономическая культура общества - ценности, привычки, правила, имею­щие отношение к экономической деятельности людей, организаций и пред­приятий;

  предпринимательская культура — культура, свойственная части людей, которая характеризуется такими чертами, как способность к риску, стремле­ние к поиску нового, желание жить лучше и реализация данного желания.

Можно сказать, что культура - это отношения которые возникают между людьми в процессе их деятельности и отвечают на вопросы: как осуществля­ется эта деятельность (знание); для чего она осуществляется (ценности); пра­вильно ли осуществляется (нормы); и транслирует ответы на эти вопросы от одних людей к другим (опыт).

Чем же культурные отношения отличаются от сугубо экономических отно­шений?

    Если основные вопросы, на которые, отвечает экономическая наука звучат так: что производить, как производить, сколько производить, для кого произ­водить, то отношения, складывающиеся в культуре задают более широкую систему координат, чем экономические отношения, т.к. при их реализации мы получаем ответ на вопрос «для чего производить».

Конкретные виды культурной деятельности, можно сгруппировать следую­щим образом:

Художественное творчество.

Литературное творчество.

Изобразительное и прикладное искусство.

Исполнительское искусство.

Сохранение культурного наследия.

Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры.

Музейное дело. Архивное дело.

Библиотечное дело.

Клубная и развлекательная деятельность.

Клубная деятельность.

Аттракционы.

Шоу-бизнес. Казино.

Массовое создание и распространение культурных благ.

Пресса.

Книгоиздание.

Производство аудиовизуальной продукции:

- кинематограф;

- производство видеопродукции;

- производство аудиопродукции.

Радио.

Телевидение.

Интернет.

Взаимоотношения экономической теории и культуры прошли несколько ис­торических периодов вплоть до полного отрицания необходимости включе­ния культурной составляющей в предмет экономического анализа. Нельзя не отметить что рудименты такого подхода сохраняются и поныне. Длительное время культура не вписывалась в господствовавшую в экономической науке концепцию экономического человека. Считалось, что культура не имеет от­ношения к экономике, которая управляется только экономическими интере­сами людей.

Первый этап охватывает временной интервал — конец XVIII — середина ХIХ в. Это время классической политической экономии. Для нее было ха­рактерно пока еще неявное восприятие роли культуры в хозяйственных про­цессах. Здесь можно вспомнить работы ранних классиков экономической мысли и их более поздних последователей. Тем не менее, уже А. Смит счи­тал, что культура в определенной степени может способствовать развитию предпринимательства. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» он противопоставляет цивилизованные страны и народы не цивилизованным.

Из содержания работ основоположников научного коммунизма следовало, что более высокий уровень культуры труда способствовал прогрессу в разви­тии производительных сил общества. Однако исследования К.Маркса и Ф Энгельса были подчинены цели раскрытия эксплуатации человека человеком, и это наложило определенный отпечаток на изучение ими культуры. Таким образом, в рамках классической политической экономии, исследования взаимодействия культуры и экономики носили нецелевой, вторичный харак­тер.

Вторая половина 19 века. Сильное влияние на развитие знания экономистов о роли культуры в экономике оказали исследования ученых — представителей немецкой исторической школы, которые доказывали, что экономические за­коны напрямую зависят от культурных и исторических обстоятельств в жизни общества. По их мнению, сформировавшиеся в различных странах экономические институты отличаются друг от друга, а в основе их динамики лежит процесс проявления народного духа, который и определяет развитие всего человеческого прогресса.

Конец 19 века середина 20 века. Это период т. н. старого институциона­лизма. Он приступил к рассмотре нию взаимосвязи и взаимовлияния куль­туры и экономических институтов - правил и механизмов, обеспечивающих выполнение этих правил, а также норм поведения которые структурируют взаимодействие между людьми в экономической жизни.

Институционалисты рассматривали экономику как процесс развития слож­ной системы со своими культурными нормами и установками, влияющими на индивидуальное поведение и предпочтения людей. Существующие инсти­туты, по их представлениям, являются наследием прошлого. Институциона­листы, испытавшие на себе влияние идей немецкой исторической школы, по многим позициям шли по следам своих предшественников. Экономики США и Великобритании были взяты ими за идеал, по которому должны были строиться национальные экономики других стран. Возникли различные клас­сификации, предлагавшие делить страны на «наименее развитые», «разви­тые», «новые индустриальные страны», «индустриальные», «постиндустри­альные» и т.п.

В то же историческое время неоклассическая экономическая теория по- преж­нему исходила из того,что учет культуры в экономике вторичен и неважен.

Период 1960-1980гг. Новые подходы, активно развивающиеся в экономической науке второй половины XX века, все чаще ставили под вопрос истинность большинства предпосылок неоклассической экономической теории. Экономисты осознали, что человек в экономике не всегда поступает рационально (в частности, потому, что человеческое сознание не может охватить все многообразие выборов, открывающихся в каждый момент), что человек изменяется, а не следует одним и тем же шаблонам поведения, что человек живет в обществе, то есть учитывает поведение других людей (и потому не может постоянно совершать выбор, максимизирующий только его личную выгоду).

Таким образом, оторванность классической теории и ее ядра– идеи рационального человека, от реальной жизни привела к формированию новых направлений экономического знания, где культурным факторам уделяется значительно больше внимания В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и культурных благ.

В 1966 году появилась работа Нобелевского лауреата Уильяма Баумоля и Уильяма Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». В ней Баумоль и Боуэн попытались описать различные вопросы деятельности и финансового состояния организаций, связанных с исполнительскими искусствами. Авторы показали, что зачастую издержки организаций, связанных с искусством, значительно превышают их доходы; этот разрыв может быть компенсирован только за счет частных и общественных пожертвований. Кроме того, было указано, что ситуация является не случайной, а фундаментальной для большинства творческих отраслей.

Отрасли исполнительского искусства, утверждали Баумоль и Боуэн, будут неизбежно страдать от «болезни издержек». В «обычных» отраслях (производящих товары для промышленности и конечного потребления) производительность труда постоянно возрастает — за счет технологических нововведений, обучения персонала, экономии от масштаба. В исполнительском искусстве она возрастать не может: для того, чтобы исполнить концерт для струнного квартета, как и сто лет назад, требуется ровно четыре музыканта. Следовательно, издержки отраслей исполнительского искусства будут расти быстрее, чем цены в экономике всреднем.

Работа Баумоля и Боуэна привлекла внимание множества исследователей, связанных с разработкой государственной политики в культурной сфере, поскольку она предоставляла весомые аргументы сторонникам государственной поддержки искусства и культуры. Во многом на ее основании правительства ряда развитых стран приняли решение о расширении масштабов и форм субсидирования творческой деятельности.

В 1990 г. состоялся первый Международный форум за взаимное раскрытие экономики и культуры.

В 1992 г. по инициативе ООН и ЮНЕСКО создана Всемирная комиссия по культуре и развитию. В документах Комиссии перед человечеством ставятся но­вые цели и задачи: устойчивое развитие, опирающееся на культуру. Культура объявляется ключом от развития в XXI веке.

В последнее время за рубежом и в нашей стране появилось значительное коли­чество научных работ, которые пытаются осмыслить роль культуры в эконо­мической жизни. Тематика этих работ многообразна, но общий знаменатель у них есть. В качестве такого знаменателя выступает отказ от позиции экономического детерминизма при изучении экономических процессов в пользу междисциплина­рного анализа.

С институциональной точки зрения мировое признание научным сообществом этого направления в экономической науке относят к 1994 г, когда была опуб­лико­вана статья австралийского ученого Дэвида Тросби о производстве и по­треблении продуктов сферы искусства и выходом в свет первых учебников по экономике культуры,Что же касается отечественных экономистов, то они обра­тились к проблемам экономики культуры в 90-е годы. Наиболее известными в отечественной экономиче­ской науке в настоящее время являются такие труды как «Управление культу­рой в рыночной экономике» А.И.Дымниковой, «Экономика культуры» и «Эко­номика культуры: проблемы интенсификации» Я.В. Рубинштейна, «Экономика символического обмена» А.Б. Долгина, Государственная поддержка культуры: ресурсы, механизмы, институты СПБ 2013. Музычук В. Ю. Музычук В. Ю. Хаунина Е. А. Институциональные новации в финансировании культуры. Научный доклад М Институт экономики РАН 2016.

Что изучает экономика культуры.

В настоящее время общепризнано, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохране­нием, созданием, распространением и потреблением культурных ценностей и культурных благ. Их необходимо всесторонне изучать.

Экономика культуры - наука, призванная изучать экономические проблемы как отрасли в целом, так и ее отдельных субъектов (учреждения культуры).

Экономика культуры не изучает содержание самих культурных потребностей, однако она исследует взаимосвязь процессов формирования и удовлетворения культурных потребностей с точки зрения макроэкономики, на уровне отрасли культуры и микроуровне предприятий, учреждений, организаций, занимающихся производством, хранением, распределением и обменом материальных и нематериальных продуктов отрасли культуры.

Предметом изучения экономики культуры являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации учреждений культуры.

 

     Экономика культуры изучает совокупность экономических отноше­ний людей по поводу сохранения, создания, распространения и потребления культурных благ и культурных ценностей.

Экономические отношения, складывающиеся в культуре имеют свои осо­бенности:

Во - первых помимо стадий производства распределения обмена и потребле­ния важное значение имеет стадия сохранения произведенного продукта поскольку здесь накапливается культурный потенциал общества.

Во- вторых продуктами деятельности культуры являются культурные ценно­сти и культурные блага.

Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

В отличии от материальных благ, которые уничтожаются при потреблении, культурные ценности обладают способностью увеличивать свою ценность в процессе потребления.                                  

Культурные блага - это условия и услуги, которые предоставляются органи­зациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих куль­турных потребностей.

    Культурные ценности являются основой мотивом движущим импуль­сом для создания культурных благ. В свою очередь созданное культурное благо способно утверждаться как культурная ценность.

В- третьих имеются особенности и в потреблении продуктов культуры. По­скольку культурные блага существуют в контексте культуры, их потребление требует специальной подготовки. Ценность потребляемого блага зависит от «образования» и знакомства с данной культурой. Например, любитель музыки театра кинематографа постоянно повышает свою «квалификацию по­требителя», и благодаря этому впечатление такого квалифицированного по­требителя от нового культурного образца, его потребительская ценность бу­дет иной, чем у дилетанта. Следовательно, имеет значение именно разнооб­разие потребления культурных благ: новые прочитанные книги, новые фильмы, новые спектакли и так далее, причем должны существовать качест­венные различия с предшествующими книгами и фильмами, их относительная неповторимость. Потребление культурного блага важно получением новых ощущений.   

Общественное признание продукты культуры - культурные блага и ценности получают на рынке где они приобретают свою экономическую форму пре­вращаются в товары и услуги.

 Товар– это продукт труда в форме вещи, созданный для обмена. Товарами становятся на рынке культурные блага в их вещной форме. Товару свойст­венны такие черты, как возможность транспортировки, хранения, накопле­ния. Товар и его свойства существуют отдельно от работника и качества труда, создавшего товар. Потребитель товара не участвует в его производ­стве.

Продукты культуры в форме товара которые создаются в культуре – это кар­тины, скульптуры, объекты архитектуры, аудио- и видеозаписи, произведе­ния декоративно-прикладного искусства, фотоискусства, моды. Форму то­вара имеют также имущественные права на продукцию культуры и средства ее индивидуализации- свидетельства на знаки обслуживания, фирменные на­именования.Это материальные носители прав интеллектуальной собствен­ности.

Услуга – это полезность живого труда, совершаемого ради обмена. Следует различать чистые и материальные услуги. Первые создаются в процессе «обработки людей людьми» или преобразования общественных отношений и потому не имеют вещную форму. Они нематериальны и неосязаемы. Вторые направлены на восстановление ранее созданной материальной формы про­дукта, на восстановление его потребительной стоимости. При этом матери­альные услуги не создают вещь, а лишь изменяют некоторые ее свойства. Чистые услуги создаются, например, театрами, цирками, библиотеками, клубными учреждениями, выставочными залами, кинотеатрами. Материальные услуги производятся в частности при реставрации памят­ников архитектуры, предметов искусства.

Всем услугам, а значит и услугам культуры,  свойственны следующие черты:                                                        

- для их производства необходим субъект (производитель) услуги, объект (потребитель) услуги и возможность участия самого потребителя в произ­водстве услуги;

-  процесс производства услуги совпадает во времени и пространстве с про­цессом ее потребления, неот­делимость услуги от источника - услуга неотделима от своего источ­ника, будь то человек или машина, тогда как товар в материальном виде су­ществует независимо от присутствия или отсутствия его источника. Примером может являться зрелищно-развлекательная программа, ценность которой неотъемле ма от исполнителя;  услугу невозможно транспортировать, хранить и накапливать;

- нельзя гарантировать постоянство качества услуги в связи с непосредствен­ным, живым характером процесса услуги;

- близость к потребителю – это основной принцип размещения производите­лей услуг, обусловленный невозможностью транспортировки услуг;

- рынок предоставления услуг локален, ограничен определенной террито­рией, что связанно с их нетранспортируемостью;

- в эпоху цифровых технологий многие услуги могут оказываться в процессе самообслуживания в рамках домашнего хозяйства. В этом случае исполни­тель и потребитель выступают в одном лице. Примером могут служить раз­ного рода мультимедиа и компьютерные игры, интернет.

Значительная часть продуктов культуры создается в форме услуги. Даже в тех случаях, когда процесс производства связан с вещной формой продуктов культуры (например, организация экспозиции картин в музее, обработка книг в библиотеке), услуга, состоящая в доведении вещи до потребителя (экскур­сия в музее, выдача книги в библиотеке), оказывается конечным этапом про­изводства продукта.

Объективных параметров оценки ценности мероприятий, которые прово­дятся предприятиями культуры, не существует. Поэтому оценить качество предоставляемых ими услуг, можно лишь косвенно, используя характери­стики, влияющие на восприятие потребителя. К ним относятся: пространственные показатели, характеризующие «качество окружающей среды,  услуги или условия ее предоставления; информационные показатели, характеризующие информационную обеспе­ченность клиентов, – «качество информационного обеспечения»; профессиональные показатели, характеризующие уровень сервиса, предла­гаемый клиентам (уровень профессиональной подготовки и квалификации персонала), – «качество персонала».

Важно отметить, что особенности людей, производящих услуги в сфере культуры, часто оказывают решающее влияние на их качество, определяют уровень услуг, степень удовлетворения клиентов, в конечном счете –резуль­таты деятельности предприятия культуры. Особое значение имеют талант, знания и квалификация: талант режиссера и актера определяют потребитель­ские свойства спектакля, фильма, массового зрелища, талант дирижера и му­зыкантов – качество исполнения концерта.

    Услуга организации культуры, позволяет осуществить переход от творче­ской идеи к ее практическому воплощению с помощью артистов, музыкан­тов, обслуживающего персонала, с использованием реквизита и оборудова­ния.

    Услуга организации культуры является совокупным результатом ее интел­лектуальных, материальных, финансовых и административныхресурсов. Ус­луга организации культуры выполняет функцию инструмента, с помощью которого осуществляется доставка в общество культурных ценностей, спо­собствующих удовлетворению культурных потребностей. В этом и заключа­ется отличительный признак услуг организаций культуры от собственно творческой деятельности.

Услуги учреждений культуры в нормативных правовых документах рассмат­риваются как функции государства по реализации установленных полномо­чий на основе государственных и муниципальных материальных и финансо­вых ресурсов.

Из этого следует, что услуги в сфере культуры в условиях рыночной эконо­мики имеют основные характеристики общественного блага, поскольку свя­заны с удовлетворением культурных потребностей населения и предостав­ляются всем гражданам за счет государственных и муниципальных матери­альных и финансовых ресурсов с целью реализации установленных полно­мочий органов исполнительной власти в сфере культуры.

Таким образом, услуги в сфере культуры нужно понимать как бюджетное обязательство государства по предоставлению общественных благ культур­ного содержания.

 В связи с этим вернемся к понятию благо.                                                   

В зависимости от того, кто получает полезность от потребления благ в экономике, а также в зависимости от того, кто их производит, существуют общественные смешанные и част­ные блага.Общественные блага обла­дают двумя свойствами - неконкурентности и неисключаемости.

Неконкурентность блага означает, во-первых, что благо неделимо и потреб­ляется совместно; во-вторых, потребление блага одним человеком не сокра­щает потребление блага другого человека. Поэтому увеличение числа потре­бителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каж­дому из них. Если появляется потребитель, не желающий оплачивать благо т. н. безбилетник, оно ему будет предоставлено даром, потому что технологи­чески невозможно или слишком затратно отстранить неплательщика, без ущерба для потребления добросовестных пользователей.

Неисключаемость блага означает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека. Исключить из потребления невозможно либо по технической причине -нет технического способа, либо по причине экономической -слишком велики затраты на достижение исклю­чаемости.

 К общественным благам, создаваемым в отрасли культуры, относятся па­мятники архитектуры, градостроительства, национальные и городские парки, а также государственное управление сферой культуры.

Так, памятником Петру 1 (Медный всадник) на Сенатской площади совме­стно и одновременно пользуется множество людей. Выгода (польза) распре­делена между всеми. К общественным благам можно отнести и все культур­ное наследие человечества. Оно также обладает свойствами неконкурентно­сти и неисключаемости. Обращение дополнительного человека к культур­ному наследию не влияет на потребление остальных людей, а также не может быть ограничено. Уникальная книга, картина или музыкальное произведение остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений, и по­тому возможно их совместное и неоднократное использование.Так как общественное благо потребляется людьми совместно и результат от его потребления достается сообществу в целом, и при этом отстранить не­плательщиков от потребления нельзя, благо следует производить за счет средств всего общества, а значит за счет налогов, собираемых государством. У частного производителя нет интереса создавать благо, предоставление ко­торого потребителю может быть бесплатным.

Противоположностью общественных благ являются частные блага. Они об­ладают свойствами конкурентности и исключаемости.

Конкурентность означает, во-первых, что благо делимо и потребляется в виде достаточно малых величин. Во-вторых, потребление блага одним чело­веком сокращает потребление блага другого человека. Таким образом, благо не доступно всем в неизменном, неуменьшающемся количестве.

Исключаемость означает, что потребление блага одним человеком исключает из потребления блага другого человека. Каждая единица блага приносит по­лезность только его покупателю, все другие исключаются из числа его по­требителей. К частным благам относятся, например одежда, продукты пита­ния.

На рынке частные блага создаются частными производителями. Что касается благ культуры, то несмотря на то, что большинствоиз них, за исключением общественных, обладает свойством делимости, другие их свойства свиде­тельствуют о том, что они занимают промежуточное положение между част­ными и общественными благами. Такие блага в экономической науке назы­ваются смешанными.

Смешанное общественное благо только в ограниченной степени обладает свойствами неконкурентности и неисключаемости в потреблении.

Смешанные блага обладают различными комбинациями признаков, прису­щих общественным и частным благам. Смешанным благам свойственна ог­раниченная неконкурентность, означающая, что, во-первых, благо делимо, а во-вторых, объем и качество потребления убывает с ростом числа потребите­лей. Так, продукция концертного зала за продается порциями –концертами. При этом потребление индивидуального потребителя «розничное», он по­требляет розничную услугу – посещение концерта. Делимость продукции концертного зала позволяет реализовать ее за плату. Вместе с тем процесс потребления индивидуального посетителя концерта происходит совместно с другими посетителями. Оптовая порция продукции в виде суммы услуг по­требляется совместно группой его посетителей (зрителей). При этом совме­стном потреблении может возникнуть ситуация полной неконкурентности - когда в зрительном зале есть значительное количество свободных мест. Од­нако у совместного потребления есть свои границы, определяемые числом мест в зрительном зале. При приближении к этим границам неконкурент­ность полностью исчезает. А если в зале оказывается больше зрителей, чем свободных мест, тогда наступает уменьшение потребления укаждого из на­ходящихся в зрительном зале по сравнению с тем объемом, который соответ­ствует цене билета на концерт. Помимо ограниченной неконкурентности смешанным благам присуща и ограниченная неисключаемость. Благо,потребление которого до определенного уровня является неисключаемым, а после достижения порогового уровня уменьшается возможность потребления его другими называется перегружаемым смешанным общественным благом. (В качестве примера можно привести очереди на выставку произведений из­вестного русского живописца Валентина Серова в январе 2016 года). При этом обеспечить полную исключаемость при потреблении смешанных благ невозможно.                                                     В процессе потребления блага часть полезного или вредного эффекта достается другому субъекту, не заказывавшему благо и не платив­шему за него. Это в полной мере относится к благам, создаваемым в куль­турной сфере. Та часть эффекта производимого блага, которую получает не заказывавший ее субъект, в экономической теории называется внешним эф­фектом. Так, полезность художественной выставки в виде эстетического удовольствия и развития, художественного образования, которое получил зритель, может быть в определенной мере передана им людям, не посетив­шими выставку, но входящих в его окружение. Круг получателей полезности от выставки в этом случае шире, чем число ее посетителей.

Внешние эффекты различают по своим масштабам и долгосрочности воздей­ствия. Существуют положительные (например, повышения образователь­ного уровня населения) и отрицательные (например, ущерб окружающей среде от экологически вредных производств) эффекты.

Степень конкурентности (неконкурентности) и исключаемости (неисключае­мости) варьируется у разных смешанных благ, поэтому их группа весьма многочисленна. Среди них выделяют такую разновидность, как мериторные блага, их еще называют социально значимыми, достойными благами или опекаемыми благами, благами истинная ценность которых потребителям не­известна. Итак, мериторные блага -это такие блага, при производстве кото­рых в связи с низким уровнем исключаемости создается значительный поло­жительный внешний эффект. Во- вторых мериторные блага – это блага, по­лезность которых потребители не осознают или осознают не в полной мере. В результате спрос на такие блага недостаточен и рынок сам по себе не спо­собен предоставить их желаемое количество.

Социально значимые (мериторные) блага общество желало бы сделать обяза­тельными для своих членов из-за их положительного внешнего эффекта. Но спрос на эти блага со стороны частных лиц отстает от «желаемого общест­вом», поэтому государство побуждает индивидуумов к увеличению потреб­ления этих благ, во-первых, с помощью бюджетных расходов, т.е. предостав­ляя определенные блага бесплатно (например, услуги библиотек); во-вторых, организуя деятельность благоворителей, предоставляющих средства создате­лям подобных благ.

Нужно иметь в виду, что если в случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с индивидуальными предпочтениями потребителей и государство призвано корректировать размещение ресурсов, то в случае мериторных благ индивидуальные предпочтения потребителей не являются заданными, и задачей государства является регулирование самих этих пред­почтений.

К социально значимым благам(мериторным), в полной мере относятся блага культуры. Значительность положительного эффекта производства и потреб­ления благ культуры определяется его направленностью (формирование и развитие общественного сознания), масштабностью (конечным потребителем является все общество), долговременностью воздействия (сохраняется и пе­редается поколениями). Культура – это мериторное благо, поскольку часть общества не видит всех выгод от нее, а между тем уровень ее развития влияет на все обществом в целом, благодаря ей возникают положительные внешние эффекты, выражающиеся в интеллектуализации труда и росте его творческого характера, в повышении нравственности в социальных и эконо­мических отношениях, что сказывается на всем обществе в целом.

В связи со значительной исключаемостью социально значимых благ, с одной стороны, и наличием положительного внешнего эффекта, с другой стороны, производство социально значимых благ осуществляется совместными уси­лиями государства и частного сектора. Например, пропорции государствен­ного и частного участия в производстве благ культуры на российском рынке таковы, что государство и муниципальные образования обеспечивают пре­доставление общественно необходимого (конституционного) уровня благ культуры с помощью государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. В то же время частные производители куль­турных благ обеспечивают предоставление благ сверх общественно необхо­димого уровня. В связи с этим, государство и муниципальные образования учреждают и финансируют библиотеки, музеи, театры, филармонии,а част­ный сектор например – шоу-программы, кинотеатры.

Анализируя базовый перечень услуг Минкультуры России и региональные перечни услуг, можно сделать вывод о том, что 80% услуг оказываются в ин­тересах общества, а 20% адресно – физическим и юридическим лицам. При­чем баланс между объемом услуг, оказываемых в общественных интересах, и объемом услуг для физических и юридических лиц на уровне региона или муниципального образования практически не отличается.

Создателями культурных благ выступают: так называемые "свободные художники", физические лица, осуществляющие   индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица; институционально-оформленные структуры: организации (юридические лица);потребители (индивидуальные и организованные); организации культуры как основной производитель культурных благ; cубъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры;

учредители (уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица); властные структуры (за исключением учредителей - уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления): налоговые инспекции, комитеты по имуществу, земельные комитеты, отделения казначейства и прочие; спонсоры благотворители и меценаты другие организации.

 

Вопросы к семинару.

 

1 Раскройте понятия и основные характеристики культуры и экономики.

2 Расскажите о том, когда и почему культура исчезла из экономической науки.

3 Дайте объяснение «возвращения» культуры в современную экономическую науку.

4 Определите предмет науки «экономика культуры» и основные методы, используемые при анализе экономических законов, действующих в сфере культуры.               

5 Расскажите об основной форме культурного продукта - культурном благе и его видах.  

Литература:

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2013г.

2. Гасратян К. М. Сфера культуры в современной рыночной экономике. М., 2006г.

3. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебник и практикум. М.2016г.

4. Музычук В. Ю. Глава 50 Культура. В книге Национальная экономика. Учебник Под. редакцией П. В. Савченко М 2016.

5. Шурд Бегельсдайк, Робберт Маселанд. Культура в экономической науке. М. СПБ. 2016г.

6. Терри Иглтон — «Идея культуры» / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

7. Тросби, Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун–т «Высшая школа экономики». М. 2014.

Тема лекции № 2.   Структура отрасли культуры. Предприятия культуры.    Их классификация.

                               Вопросы.

1. Понятие и состав отрасли и сферы культуры. Ее место в национальном     хозяйстве.                                                                                     

2. Структура органов управления культурой.

3. Виды организаций культуры (бюджетные автономные и казенные учреждения    культуры) их правовой статус и особенности деятельности.

 

                        Краткое содержание темы:

Основные определения: характеристика предприятия культуры, основные формы деятельности организаций культуры, формы собственности предприятий культуры, понятие отрасль экономики, понятие отрасль и сфера культуры и искусства и ее составные части, характеристика видов учреждений культуры.

Классификация предприятий по видам их экономической деятельности – основывается на следующих признаках: – характер основной производимой продукции; – вид ее использования – организация и технология производства; – вид сырья, материалов.   Исходя из этого, выделим признаки, характерные для экономической деятельностипредприятий культуры: – их продукция – культурное благо – основная производственная деятельность, осуществляемая на предприятии культуры имеет в значительной мере творческий характер, т.е. Это интеллектуальная деятельность, обладающая свойствами неповторимости, оригинальности и уникальности; – преобладающая экономическая форма продукции предприятия культуры – услуга; – основные факторы, определяющие цену продукции – уникальность и художественность. Значительная часть продукции не подвержена моральному старению – технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, – продукция производится либо штучная, либо небольшими партиями, поэтому производство имеет характер единичного или мелкосерийного; – предметом производства, его основным «материалом» является потребитель продукции, в связи с чем процесс «отработки людей людьми» требует больших затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Поэтому производство на предприятиях культуры является трудоемким. – средства производства на большинстве предприятий культуры играют вспомогательную роль и прямо не влияют на производительность труда работников основного производства; – в организации производства велика роль подготовительных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, организации экспозиции, и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат.       Отрасль культуры является составной частью народного хозяйства. Под от­расльюнародного хозяйства понимается совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаков­ые по социально - экономическому содержанию функции.     Отрасль   культурыотличает разнородность видов и форм деятельности, с чем связано экономическое многообразие результатов культурной деятельности - от единичного производства средств культуры (костюм для актера) до массового (предметы для занятий живописью), от единичного предложения предметов куль­туры (оригинальное живописное полотно) до массового спроса подобной продук­ции (эстампы, альбомы репродукций, предметы народных художественных промы­слов), от культурных услуг многократного повторения до услуг кинофестиваля, по­вторение которых невозможно.    Наиболее тесно сфера культуры связана с такими отраслями национальной экономики, как образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальное обеспечение, процесс производства в которых оказывает непосредст­венное воздействие на потребителя. Формы деятельности организаций культуры.        В зависимости от формы деятельности можно подразделить организации культуры на: 1) организации,  основная деятельность которых направлена на публичный показ спектаклей,  концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку; 2) организации, основная деятельность которых носит культурно-досуговый,   культурно-просветительский характер в сфере культуры; 3) организации, основная деятельность которых носит научно-методический и информационный характер в сфере культуры; 4) организации, основная деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в культурном развитии, на получение первичных знаний, навыков художественного творчества, приобретение начального и среднего профессионального художественного образования; 5) иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение, создание, распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.    Формы собственности предприятий культуры .    В настоящий момент в зависимости от форм собственности организации культуры подразделяются на: - государственные организации культуры; - муниципальные учреждения культуры; - частные организации культуры; - иные организации культуры.   Каждое учреждение культуры действует на основании Устава и наделено статусом юридического лица, который определяет позиции деятельности организации в правовом поле.   К предприятиям культуры относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки.       Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учебные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализированные, предназначенные для обслуживания определенных категорий населения.     Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются на Дворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социокультурные комплексы, центры досуга и т.п.    Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественно-научные, художественные и т.п.    Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)    Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармоническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят – производственные; – образовательные; – научно-методические; – снабженческо-сбытовые.      Всю совокупность предприятий культуры образуют две группы предприятий: "организации искусства" и организации культуры. Они имеют единые цели, однородные принципы деятельности и одинаковый хозяйственный механизм, но отличаются составом решаемых задач, средствами и формами работы.       В группу"организации искусства" входят театры, кинотеатры, цирки, концертные организации и коллективы, другие зрелищные организации и учреждения искусств. Эту группу предприятий объединяют между собой виды деятельности, направленные на создание именно новых продуктов культуры, новых художественных форм. К ним следует отнести деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе.        Деятельность второй группы предприятии тесно связанно с «культурным просвещением» – областью сохранения, распространения, применения ранее созданных продуктов культуры новых художественных форм. Онавключает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно-просветительную деятельность на индивидуальной основе.      Совокупность предприятий культуры имеет свою инфраструктуру. К ней относятся книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кинокопировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино- и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьютерские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры       Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствующий классификатор – ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в 2005 г.       В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» В этом подразделе производители объединены на основе двух признаков – преобладающей экономической формы их продукции (услуга) и функционального назначения (большинство производителей организуют свободное время населения).       Учреждение – организационно-правовая форма предприятия, преобладающая при производстве благ культуры в РФ. В этой правовой форме осуществляют свою деятельность библиотеки, музеи, архивы, зоопарки, театры, планетарии, концертные и выставочные залы, филармонии, парки культуры и отдыха. Перечисленные виды учреждений создаются различными министерствами, общественными и коммерческими организациями, муниципальными органами власти. Наибольшее число учреждений культуры (95-96%) создано органами государственной и муниципальной власти.        Учреждения, созданные коммерческими или общественными организациями, а также иными, чем Министерство культуры РФ министерствами и ведомствами, называются ведомственными учреждениями. Форма собственности их может быть и государственной, и частной.  Учреждение не является собственником имущества, переданного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом определяет учредитель в уставе организации. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения. Имущество, выделенное организации учредителем, обособлено от имущества учредителей. Пределы денежных средств, выделенных учреждению, определяют его собственную ответственность по обязательствам (договорам) и пределы его имущественно-финансовой самостоятельности. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество на них приобретенное, не становятся собственностью учреждения; они поступают в оперативное управление и учитываются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению учредителем. Имущество, выделенное учредителем, должно использоваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Цели деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества принимает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого он может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации.     Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.      Учредитель несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве.      Мы видим, что статус учреждения – единственного не собственника из некоммерческих организаций – основан на ограниченном праве учреждения на переданное ему собственником имущество. Это позволяет последнему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их производства. Вместе с тем статус учреждения, хотя и предполагает ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, тем не менее не устанавливает размеры этой ответственности.Недостаточные объемы финансирования отрасли культуры, снижение бюджетных ассигнований приводят к сокращению средств, выделяемых учредителями организациям культуры, уменьшению объемов оказания бесплатных услуг, а значит требуют изменения механизмов хозяйствования. Эти изменения определены во вступившем в силу в 2007 г. Федеральном законе «Об автономных учреждениях».      Главная цель разработки и внедрения нового типа бюджетных учреждений – автономных – изменение хозяйственного механизма учреждений в сторону расширения их экономической самостоятельности, а следовательно, и ограничения ответственности перед ними учредителя (государства, муниципалитета). Важно подчеркнуть что: автономное учреждение (АУ) по-прежнему реализует, только реализует право оперативного управления, а значит не является собственником.      Однако на основании закона «Об автономных учреждениях» собственник его имущества не несет ответственности по его обязательствам: субсидиарная ответственность учредителя в автономном учреждении отсутствует.      Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.      Реформирование бюджетных учреждений было продолжено Федеральным законом № 83 (2010г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».       В соответствии с ним в РФ государственные и муниципальные учреждения могут быть трех типов: казенные, автономные и бюджетные Статус автономного учреждения не претерпел изменений по сравнению с законом «Об автономных учреждениях». Эту форму имеют филармонии, театры, парки культуры. Действовавшие до 2010-2011гг. бюджетные учреждения (библиотеки, клубные учреждения, музеи) получили возможность по упрощенному порядку изменить тип и стать так называемыми бюджетными учреждениями нового типа. Они, как и автономные учреждения, финансируются на основе госзадания в форме субсидий, заключают крупные сделки только с согласия учредителя, который теперь не несет субсидиарную ответственность.       Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации – несобственника – форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют, например,  киностудии и цирки. Унитарное предприятие пользуется правом хозяйственного ведения имуществом, которое ему выделил учредитель, это означает, что все действия по распоряжению имуществом предприятие как и учреждение должно оговорить с собственником через устав.      Однако в отличие от бюджетного учреждения, у унитарного предприятия отсутствует субсидиарная ответственность учредителя и его обязанность финансировать организацию. В связи с этим деятельность предприятия нацелена на извлечение прибыли, как и у любой коммерческой организации. Государство – собственник имущества, выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения, – предоставляет предприятию возможность самому решать вопросы технологии осуществления затрат на производство, заинтересовывая его в снижении затрат. Однако государство оставляет за собой право административного воздействия на предприятие, выпускающее социально значимую продукцию, а именно: право замены администрации в случае неудовлетворительного исполнения его заданий.  
      На рынке производства продуктов культуры в качестве еще одного агента действует государство и органы государственного управления.Это различные ведомства, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения деятельности и контроля над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей. Государство обеспечивает защиту прав собственности в сфере культуры. Производит и создает необходимые условия для производства культурных благ. Выступает в качестве учредителя организаций культуры. Осуществляет руководство и управление сферой культуры. Является одним из основных потребителей продуктов культуры(через систему госзаказа).  
 

   Существование ведомств связано с необходимостью организации системы государственного и муниципального управления культурной сферой. В отечественной экономике наличие внешней управляющей организации характерно для организаций социально-культурной сферы. Это определяется местом предприятий культуры в системе общественного воспроизводства.

      Речь идет о государственных и муниципальных учреждениях культуры, созданных и финансируемых государством или муниципальным образованиями за счет перераспределенной через бюджет части национального дохода. В ведомстве, взаимодействие организаций основано на технологических связях, однако последние подкреплены системой финансовых потоков (от учредителя – к организации), а также административными рычагами (назначение и увольнение руководителя, утверждение устава и др)

      Такие организации могут быть учреждены не только профильным для культуры органом управления – Министерством культуры, но и, например, Министерством обороны, учредившим Центральный Академический театр Российской Армии, Министерством внутренних дел, а также другими ведомствами. Так Российский государственный музей Арктики и Антарктики подчинен Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Гидромету).

    Статус учреждения как организации, созданной учредителем ради достижения культурных целей, позволяет реализовывать эти отношения между заказчиком (учредителем) и исполнителем (организацией культуры) прежде всего с помощью финансовых средств учредителя.

    В соответствии с этим статусом учредитель финансирует учреждение полностью или частично, предоставляет ему в оперативное управление имущество, нанимает на работу руководителя, отвечающего за использование имущества в целях, определенных учредителем, планирует (в случае, если учреждение не является юридическим лицом) деятельность организации. Организация культуры оказывается связанной с учредителем прочными финансово-организационными связями и входит в состав ведомства учредителя. При этом организационно учреждения культуры находятся в составе разных ведомств. Одно из них является профильным для учреждений культуры. Речь идет о ведомстве, возглавляемом Министерством культуры РФ

 

   Минкультуры РФ осуществляет функции по:

- выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;

- нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии,, авторских и смежных прав;

- управлению государственным имуществом;

- оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии;

- координации и контролю деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.

    Министерству культуры РФ подведомственны федеральные организации (учреждения и предприятия).

    В составе любого ведомства, в том числе такого, как Минкультуры РФ, находятся организации следующих видов:

- профильные для ведомства;

- готовящие кадры для профильных организаций;

- обеспечивающие профильные организации учебно-методической базой;

- производящие для них оборудование;

- управляющие профильными организациями.

     Так, в ведении Минкультуры РФ находятся следующие федеральные организации:

– организации культуры – Государственный академический Большой театр, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой.

– научно-исследовательские и проектные – Государственный институт искусствознания, Государственный институт по проектированию театрально-зрелищ ных предприятий «Гипротеатр», Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва и др.;

– методические – научно-методический центр по художественному образованию и др.;

– производственные предприятия – Московский завод киноаппаратуры, Алтайский киномеханический завод, Зуевский завод по производству аттракционов и театрального оборудования и др.;

Таким образом, большинство федеральных организаций культуры входят в состав профильного ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ. В то же время в составе ведомства Минкультуры, помимо организаций культуры, находятся организации других отраслей. Например, Санкт-Петербургский институт культуры относится к отрасли образования.

     В то же время часть организаций культуры не включается в систему Минкультуры России. К ним относятся организации культуры, которые находятся в ведении: Администрации Президента РФ, других министерств и ведомств (Министерства образования и науки, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и др.); общественных организаций -- творческих союзов, профсоюзов, различных обществ (ДОСААФ, Всероссийского музыкального общества и т.д.); а также организации, созданные другими юридическими и физическими лицами.

     Средними и нижними звеньями вертикали ведомства Минкультуры РФ являются региональные (республиканские, краевые, областные) и муниципальные организационные структуры культуры – системы республиканских, краевых, областных и муниципальных органов управления культурой и учрежденных ими организаций культуры, действующих на определенной территории. Органы управления культурой на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим самостоятельную культурную политику на своей территории.

 

В Санкт-Петербурге функционируют 902 единицы учреждений культуры, в числе которых:

127 федеральных государственных учреждений культуры, находящихся в ведении отраслевых департаментов Министерства культуры РФ, прочих органов управления федерального уровня (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.), а также Российской академии наук, Российской академии художеств и т. д..

470 учреждений культуры субъектов федерации, находящихся в ведении Комитета по культуре Санкт-Петербурга, иных комитетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, администраций районов Санкт-Петербурга.

305 негосударственных организаций культуры, созданных частными или общественными организациями, фондами.

Непосредственно из бюджета Санкт-Петербурга финансируются 405 единиц учреждений культуры, или 195 юридических лиц.

 

Вопросы к семинару.

 

1) Назовите признаки которые позволяют объединять различные предприятия культуры в отрасль экономики.

2) Назовите основные причины развития и трансформации учреждений культуры в РФ.

3) Что такое бюджетное автономное и казенное учреждение культуры. Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга.

4) Дайте характеристику отраслевой системы управления отраслью культуры в нашей стране. Обоснуйте необходимость ее существования в нынешнем виде.

5) Расскажите об основных видах культурной деятельности в современном обществе.

Литература:

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2013

2. Гасратян К М Сфера культуры в современной рыночной экономике. М., 2006.

3. С.Г, Коленько Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебник и практикум М.2016

4. Чарная И. В. Экономика культуры. Учебное пособие. Московский институт культуры. М. 2015.

5. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие, 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2013

 

Тема лекции № 3: Ресурсный потенциал сферы культуры.

Вопросы

1. Понятие и роль ресурсов в экономике.    

2. Виды ресурсов используемых в культуре.                                                3.Ресурсы производства и ресурсы потребления.                                4.Экономические ресурсы культуры (трудовые, материальные, денежные и            интеллектуальные средства, природные, предпринимательские). Другие      ресурсы культуры (временные, творческие, информационные, правовые,     специфика места,  ресурсы публичности).

5. Человеческий, природный и культурный капитал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: