Воспитатель:
О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)
О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)
Какая бывает игла? (швейная, хвойная)
Воспитатель:
Про кого говорят «мастер на все руки»?
«Мастер на все руки» - это какой мастер?
Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?
Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлагает слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просыпалась Хаврошечка? И т.д.
Результаты диагностики
Высокий уровень. Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
Средний уровень. Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объясняет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
Низкий уровень. Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.
|
|
МЕТОДИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Детям предлагаются следующие фразеологизмы:
В три ручья
Как зеницу ока
Совать нос
Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.
Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?
Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.
"В три ручья"
"Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».
Почему мама так сказала? Когда так говорят?
" Как зеницу ока"
"Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», — говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»? "
Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?
" Совать нос"
"Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Илюшенька, спать, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».
Почему мама так сказала? Когда так говорят?
Результаты диагностики
Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.
Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.
Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.
|
|
5. ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ ПОДБИРАТЬ К СЛОВАМ АНТОНИМЫ И СИНОНИМЫ
Возраст: дети дошкольного возраста (средняя и старшая группа).
МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.
Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).
Ночью темно, а днем... (светло).
Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).
Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).
Торт сладкий, а лимон... (кислый).
Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Воспитатель:
Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».
А как бы вы обратились к ним? (Дети)
Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.
Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)
Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.
Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)
Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выгнал. Развеселился Зайчик.
Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №1. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.
Таблица № 1 Антонимы и синонимы, названные детьми
Имя ребенка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и |
Андрей С. | |||||||||
Артём К. |
За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
Результаты диагностики:
Высокий уровень - ребенок набирает 6 — 9 баллов.
Средний уровень - ребенок набирает 4-5 баллов.
Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 3 балла.