Практическое занятие №1
Качественный анализ катионов I аналитической грппы
Преподаватель: Осянкина Н.В.
2019
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК №4 Протокол№_____от _____________2019г Председатель ЦМК№4 ________________________Е.Н.Таболина |
Авторы: Осянкина Н.В.- преподаватель высшей категории.
Рецензент: Байбакова Л.В. – заведующий отделением по специальности Фармация
Методические рекомендации адресованы студентам второго курса, изучающим общепрофессиональную дисциплину «Аналитическая химия». Данная разработка предназначена для продолжения и углубления изучения теоретического материала по качественному анализу неорганических и органических веществ. Приведены методики анализа веществ для отработки практических манипуляций по качественному анализу и формированию профессиональных компетенций студентов.
Данные методические рекомендации способствуют активизации аудиторной работы студентов, повышают интерес к изучаемой теме, способствуют профессиональному воспитанию будущих фармацевтов.
|
|
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для организации аудиторной самостоятельной работы по общепрофессиональной дисциплине федерального компонента «Аналитической химии» студентов второго курса, специальности Фармация. Цель данного пособия – подготовка специалиста, тренировка и развитие профессиональных умений и навыков до уровня высокой квалификации и тем самым формирования специальных профессиональных компетенций студентов.
Данная разработка предназначена для продолжения и углубления изучения теоретического материала. Приведены методики качественного анализа для отработки практических манипуляций по контролю качества лекарственных средств.
Данные методические рекомендации способствуют активизации аудиторной работы студентов, повышают интерес к изучаемой теме, способствуют профессиональному воспитанию бдущих фармацевтов.
На изучение темы «Качественный анализ катионов I аналитической грппы» программой отводится 8 часов:
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 11 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 8 |
в том числе | |
лекции | 2 |
семинарские занятия | - |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 3 |
В результате освоения дисциплины у будущего фармацевта должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
В результате освоения дисциплины у будущего фармацевта должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов
внутриаптечного контроля.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов и дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ищенко А.А. Аналитическая химия: учебник для студентов СП учеб.заведений;– М.: Академия, 2016. – 320 с.
Дополнительные источники:
1. Аналитическая химия: Учебник для студентов среднепрофессиональное учеб. заведений, обучающихся по группе спец. 2500 "Химическая технология";Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; Под ред. А.А. Ищенко; Рец.: Н.Н. Басаргин, И.В. Августинович, М-во образования РФ.-М.: Академия, 2010. - 318 с
2. Васильева В.П. Аналитическая химия: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломированных специалистов химико-технологического профиля; М-во образования РФ.-М.: Дрофа, 2010. - 415 с
3. Васильева В.П. Аналитическая химия: Сборник вопросов, упражнений и задач: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки дипломированных специалистов химико-технологического профиля; М-во образования РФ.-М.: Дрофа, 2004.
4. Пазюк Н.И., Аналитическая химия: учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений медицинского профиля;рец.: М-во образования и н.-Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 352 с.
5. Фадеева В.И., Основы аналитической химии: Задачи и вопросы: Учебное пособие для студентов ун-тов обучающихся по химико-технлогическим, сельскохозяйственным, медицинским, фармацевтическим спец. вузов; М-во образования РФ.-М.: Высшая школа, 2004. - 414 с..
Интернет-источники:
1. http://www.xumuk.ru
2. http://chemistry.narod.ru
3. http://www.anchem.ru/
4. http://www.chemport.ru
Общая характеристика катионов I аналитической группы
К первой аналитической группе относят катионы Na+, K+ и NH4+. Соот-
ветствующие первым двум катионам элементы Na и К находятся в главной
подгруппе первой группы периодической системы Д. И. Менделеева и яв-
ляются s1 - элементами. Все s1 элементы - сильные восстановители, легко от-
дают электрон, образуя катионы с зарядом + 1 и оболочкой инертного газа.
Катион NH4+ - сложный ион, свойства его сходны со свойствами катиона
К+, что объясняется зарядом ионов и близким значением их ионных радиу-
сов. Сходные свойства приводят к одинаковому действию некоторых реакти-
вов на эти ионы. Соединения катионов Na+, K+, NH4+, как правило, характеризуются хорошей растворимостью в воде и других полярных растворителях. Именно поэтому группа не имеет группового реактива. Только с крупными анионами катионы I группы дают труднорастворимые соединения, например, КНС4Н4О6, Na3[Со(NO2)6], K[Sb(OH)6]. Поэтому реактивы, содержащие подобные анионы, служат для обнаружения катионов I группы.
Гидроксиды калия и натрия - сильные щелочи, раствор аммиака в воде
(гидроксид аммония NH4OH) - слабое основание. Ионы Na+ и К+ гидролизу не подвергаются, поэтому соли этих катионов и сильных кислот имеют нейтральную реакцию раствора, а соли слабых кислот - щелочную.
Катион NH4+ гидролизуется: NH4+ + Н2О = NH4OH + Н+.
Следовательно, его соли, образованные сильными кислотами, имеют
кислую реакцию раствора, а соли слабых кислот - нейтральную, слабокис-
лую или слабощелочную, в зависимости от константы диссоциации слабой
|
|
кислоты.
Катионы К+, Na+, NH4+ в растворе бесцветны и большинство их соеди-
нений также бесцветны, окрашенными являются соли, например, К2СrO4
(анион СrO42- имеет желтую окраску), КМпО4 (анион МпО4- имеет фиоле-
товую окраску).
Катионы I группы не проявляют способности к комплексообразованию,
но могут входить во внешнюю сферу комплексных соединений.
Ионы Na+ и К+ имеют постоянную, устойчивую степень окисления и не
участвуют в окислительно-восстановительных реакциях. Катион NH4+ может
быть окислен только очень сильными окислителями (хлорная вода, царская
водка и другие) до свободного азота. Характерными реакциями этих ионов
являются реакции обмена.
Соединения катионов I группы склонны к образованию пересыщенных
растворов, поэтому при выполнении аналитических реакций, сопровождаю-
щихся образованием осадков, требуется тщательное перемешивание реакци-
онной смеси. Как правило, осадки медленно кристаллизуются и имеют ха-
рактерную форму кристаллов, что позволяет открывать эти ионы микрокри-
сталлоскопическими реакциями. Для обнаружения катионов Na+ и К+ широко используют метод окрашивания пламени.
Лабораторная работа