Рабочий лист 1. Общественный строй славян. Соседская община

 

Уровень развития производительных сил того времени требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Таким образом, родовую общину сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей.

В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит вглубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» – общеславянское, произошло скорее от более древнего «конязь», «конь». Слово это первоначально означало главу рода, военного вождя. Сведения о племенных вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами, скорее всего, и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И.Я. Фроянов). Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших «княженье в полях». Такие княжения были и у других восточнославянских союзов племен. Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан – о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники – старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы - советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию – общения населения с князем. Старцы градские – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина, особая организация профессиональных воинов. Она также зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также, как и князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча – народные собрания – возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий Кесарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует, о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось. Эту триаду – князь, совет старейшин и народное собрание – можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

Таким образом, В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

 

Вопросы и задания к тексту:

1. Используя текст, составьте схему управления восточнославянских племен.

2. Объясните следующие понятия: старцы градские, князь, вече, старшая и младшая дружина, военная демократия

3.Докажите, что восточнославянские племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

 

Инструкция по выполнению 2 задания:

Задание 2. «Русская правда» как источник по истории социально-экономических отношений в эпоху Киевской Руси.

 «Русская правда» это письменный свод правовых норм Киевской Руси, использовался до конца 15 века в Московской Руси. Создан Ярославом Мудрым в 1016 году на основе устного восточнославянского обычного права.

 

Прочитайте документ на с. 45 Хрестоматии по истории России. Заполните таблицу в тетради. Написать ответ и номер статьи из «Русской правды»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: