Задание 7. Узнать стилизованные буквы

Просмотр книги

Парамонова Л.Г. – Ваш ребёнок на пороге пороге (часть 2)

Если в результате проверки обнаружится недо­развитие у Вашего ребенка способности к узнава­нию предметов, то используйте эти же самые кар­тинки для его формирования и усовершенствова­ния. Но провести эту работу нужно обязательно до начала обучения ребенка грамоте, поскольку узна­вание букв — задача гораздо более сложная, чем узнавание предметов. Если же ребенок уже посеща­ет школу и у него наблюдаются трудности в усвое­нии начертаний букв, то и в этом случае коррекционную работу с ним лучше начать с узнавания пред­метов в усложненных условиях.

По аналогии с проверкой способности к узнаванию предметов проверьте и возможность узнавания букв Вашим ребенком в том случае, ес­ли он уже знает буквы. Такая проверка необходи­ма и для учащихся младших классов, испытываю­щих затруднения при овладении чтением и пись­мом. С этой целью предложите ребенку следующие задания.

Задание 1. Узнать сходные по начертанию буквы (только из числа уже известных Вашему ребенку печатных букв).

 


П Н И

Г К

К У Х Ж

В Б Р Ь Ъ З

Д Л А М

       


Задание 2. Узнать буквы, написанные пунктиром.

 


Задание 3. Узнать недописанные буквы.

Задание 4. Узнать буквы, наложенные друг на друга.

 

 


Б, Т, Г, Р, Ф
В, Р, Ь, Ъ, Ф
Ж, Х, Т, Г, У, К
Ш, Ц, Щ, Н, И, П, Г, Е


Задание 5. Узнать все совмещённые буквы.

 

 
 

 


Задание 6. Узнать заштрихованные буквы.




Задание 7. Узнать стилизованные буквы.

Если ребенок, относительно хорошо знающий буквы, испытывает трудности при узнавании этих букв в усложненных условиях, то это свидетельст­вует о недостаточной устойчивости его зритель­ных представлений о буквах (то есть о неус­тойчивости зрительных образов букв). А это значит, что в процессе обучения грамоте у него могут появиться смешение сходных по начерта­нию букв, недописывание элементов букв и т.п. По этой причине надо уже в дошкольном возрасте постараться предупредить возможные специ­фические нарушения письма.

Поупражняйте ребенка в
узнавании букв в ус­ложненных условиях, используя для этого те же самые рисунки. Дополнительно используйте при­водимое ниже задание на реконструирование букв, то есть как бы на «переделку» одной буквы в дру­гую, что позволит ребенку лучше усвоить особенности «строения» каждой буквы и ее основные от­личительные признаки.

 


Этот вид упражнений должен сопровождаться примерно такими вопросами: «Что нужно сделать для того, чтобы из буквы Щ получить Ш? А как можно переделать букву Г в Т или в П?». Еще лучше, ориентируясь на приведенный рисунок, вы­резать из картона отдельные элементы печатных букв и упражнять ребенка в складывании разных букв из этих элементов и в переделке одной буквы в другую (упражнения в конструировании и ре­конструировании букв). Можно вылепить буквы из пластилина.

Особого внимания требуют те случаи, когда ре­бенок проявляет склонность к «зеркальному» на­писанию букв. После решения вопроса о том, какой рукой ему целесообразнее писать, его нужно особенно тщательно поупражнять в выполнении заданий, приведенных на стр. 141 — 143. Можно рекомендовать также прием выборочной работы только над теми печатными буквами, на которые может распространяться «зеркальность». С этой целью исключите из работы те полностью симмет­ричные буквы, которые просто невозможно напи­сать зеркально. К их числу относятся следующие: А,Д,Ж,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш.

Далее объясните ребенку, что все буквы пи­шутся в направлении сверху вниз (а не наобо­рот!) и слева направо, а
также что элементы в буквах почти всегда приписываются с правой стороны. Это относится к
следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Поупраж­няйте ребенка в написании этих печатных букв, чтобы онпривыкписать их в направлении свер­ху вниз и слева направо. После этого ему оста­нется запомнить только следующие шесть букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я. Отдельно обратите внимание ребенка также на написание буквы С, особенно часто изображаемой детьми зеркально. Эта буква «развернута» вправо.

Поупражняйте ребенка в различении правиль­но и зеркально написанных букв, не злоупотреб­ляя, однако, этим упражнением, чтобы у него не закрепились «зеркальные» образы букв. Предло­жите ему показать на приведенном ниже рисунке только правильно написанные буквы.

В заключение хочется сказать, что столь дол­гий разговор о развитии зрительно-пространст­венных представлений у
детей не случайно пред­шествовал описанию конкретных упражнений в различении букв. Ведь не исключен вопрос чита­теля: не проще ли было начать сразу с букв? Нет, не проще. И вот почему.

Во-первых, сформированность зрительно-про­странственных представлений у детей к началу их школьного обучения важна не только для овладе­ния грамотой. Ребенку в школе предстоит изучать и геометрию, и географию, и
черчение, где также не обойтись без достаточно четких представлений о пространстве.

Во-вторых, к тому времени, когда у ребенка про­явятся трудности в усвоении букв, слишком многое в формировании у него пространственных представ­лений будет уже безвозвратно упущено. И даже сам по себе факт неразличения сходных по начертанию букв явится лишь как бы заключительным этапом гораздо более ранних «западаний» в этом плане. Что особенно обидно — даже в школьном возрасте работу над буквами все равно придется начинать с предварительного восстановления, выравнивания всех «выпавших» звеньев. Так, например, пока ребе­нок не научится четко ориентироваться в
левой и правой сторонах пространства, он не сможет полно­стью преодолеть «зеркальное» написание букв.

Поэтому проявлять заботу о формировании у ре­бенка правильных представлений о пространстве нужно своевременно, с
учетом сроков их развития в норме. И если известно, например, что нормально развивающийся ребенок в
определенном возрасте может собрать пирамидку или матрешку, то необхо­димо позаботиться о том, чтобы и Ваш малыш также сумел это сделать в том же возрасте. Здесь важно понять, что запоздалое формирование одних пси­хических функций с неизбежностью приводит к за­держке развития или к неправильному формирова­нию других связанных с ними функций, которые как бы «надстраиваются» над ними. В результате этого к началу школьного обучения у ребенка может на­копиться довольно солидный багаж всякого рода «недоразвитии», что в конечном итоге сделает невоз­можным его успешное обучение в условиях общеоб­разовательной школы. Чтобы этого не произошло, важно постоянно наблюдать за развитием ребенка в дошкольном возрасте и в случае необходимости своевременно «подправлять» ход этого развития.
Глава 4

Развитие

устной речи

Звукопроизношение

Формирование у ребенка всех основных сто­рон устной речи (звукопроизношения, словарно­го запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Но для большей ясности изложения условно рас­смотрим каждую из них в отдельности, тем бо­лее что во многих случаях они нарушаются из­бирательно (при хорошем уровне речевого раз­вития ребенок может неправильно произносить некоторые звуки и т.п.).

Одним из важных звеньев становления у ре­бенка речи является овладение правильным звукопроизношением. Однако говорить об этом в от­рыве от усвоения слов и фразовой речи можно, как уже было отмечено, лишь условно, так как звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а только в процессе постепенного овладения навыками произношения слов и целых фраз. Но если все же попытаться проследить толькоход становления звукопроизношения,то в самых об­щих чертах получится примерно такая картина.

К трехлетнему возрасту ребенок с нормально развивающейся речью овладевает правильным произношением всех сравнительно простых по своей артикуляции (то есть по положению речевых органов) звуков речи. К числу артикуляторно более сложных звуков относятся свистящие (С, 3, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р и Л. В силу того, что для правильного произноше­ния этих звуков требуются достаточно тонкие и
дифференцированные движения речевых органов (особенно языка), эти звуки появляются в детской речи обычно уже после трех лет. Так, по М.Е.Хватцеву, правильным произношением сви­стящих и шипящих звуков большинство детей ов­ладевает в возрасте от 3 до 5 лет, а Р и твердое Л появляются в детской речи примерно в 5 —6-лет­нем возрасте.

Для самого хода усвоения сложных по артику­ляции звуков характерно то, что они усваиваются ребенком не сразу в окончательном виде, а сначала заменяются более простыми по произно­шению звуками, проходя в своем становлении как бы несколько этапов. Например, звук Ш
ребенок сначала заменяет на ТЬ (ТЯПКА вместо ШАП­КА), затем - на СЬ (СЯПКА вместо ШАПКА), далее - на С (САПКА вместо ШАПКА) и лишь позднее он усваивает, наконец, правильную артикуляцию этого довольно сложного звука.

Но, так или иначе, до начала школьного обучения нормально развивающийся ребенок успевает овла­деть правильным произношением всех звуков речи, что очень важно для его успешного обучения грамо­те. Однако нередки случаи, когда по разным причинам усвоение правильного звукопроизноше­ния у детей задерживается и они приходят в школу с дефектным произношением некоторых звуков. Что­бы этого не случилось, важно своевременно прове­рить, все ли звуки произносятся ребенком правиль­но. Необходимость специальной проверки правиль­ности звукопроизношения вызвана и тем, что многие родители не замечают дефектных звуков у своих де­тей, хотя и слышат их речь ежедневно, те же, которые замечают, нередко относятся к этому обстоятельству спокойно, объясняя это тем, что они и сами тоже «так говорят» или «в детстве так говорили».

С точки зрения предстоящего обучения грамотепри проверке звукопроизношенияособое внима­ние нужно обратить на полное отсутствие некото­рых звуков в речи ребенка (АМА вместо РАМА) и постоянную замену одних звуков другими (ЛАМА или Й AMА вместо РАМА). Важно отметить и так называемое смешение звуков, когда ребенок, умею­щий правильно произносить оба близких звука, часто смешивает их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ГАЛКА, то ГАРКА). Во всех этих случаях с началом школьного обучения пропуски букв или однотипные буквенные замены могут появиться и
на письме. Поэтому такие дефекты в произношении звуков речи обязательно должны быть устранены до начала обучения ребенка грамоте. А если он уже овладел грамотой, но пишет с упомяну­тыми выше ошибками, то основной путь их преодо­ления опять-таки лежит через коррекцию наруше­ний звукопроизношения.

Поскольку дети чаще всего неправильно про­износят артикуляторно сложные звуки, такие, как свистящие, шипящие, а
также Р, Л и иногда Й, то и проверке подлежат в первую очередь именно эти звуки. Особое внимание в
ходе проверки нужно обратить также на возможные взаимные замены в речи ребенка мягких и твердых согласных звуков (СЮМКА вместо СУМКА или ГУС вместо ГУСЬ). Если такие замены звуков не будут устра­нены в дошкольном возрасте, то в школе ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при изучении правил написания мягкого знака.

Проверить правильность произношения звуков можно при помощи приводимых ниже картинок, в названиях которых содержатся все упомянутые звуки. Картинки подобраны таким образом, что при их назывании каждый проверяемый звук по­следовательно оказывается в трех положениях в слове: в начале, в
середине и в конце его. Это дает возможность получить более точное представле­ние о правильности произношения ребенком каж­дого проверяемого звука. Исключение составля­ют лишь звуки 3 и Ж, которые в конце слов оглу­шаются, и поэтому не имеет смысла подбирать картинки типа «ёж», «нож».

В названиях каждой картинки содержится только один «трудный» звук, что позволяет взрослому полностью сосредоточить свое внимание именно на этом звуке и уловить особенности его звучания в речи ребенка. Например, на звук С подобраны такие картинки: СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС. Из всех сложных по артикуляции звуков в названиях этих картинок содержится только проверяемый звук С.

Кроме того, в нижней части каждой страницы с кар­тинками, предназначенными для проверки произно­шения того или иного звука, помещена еще одна кар­тинка, по содержанию которой ребенок должен дать полный ответ на предложенный ему взрослым во­прос. Например: ГДЕ СТОИТ БОЛЬШОЙ СТЕК­ЛЯННЫЙ СТАКАН? - БОЛЬШОЙ СТЕКЛЯН­НЫЙ СТАКАН СТОИТ НА СТОЛЕ. Благодаря этому проверяемый звук окажется включенным во фразу, что очень важно: нередко ребенок правильно произносит звук в отдельно взятых словах, но иска­жает его во фразах и
особенно в связной речи. В отве­те на вопрос скрыта еще одна сложность — ребенок Должен будет при этом произнести слова не только с проверяемым звуком С, но и со звуком Ш, который близок к проверяемому и
нередко с ним смешивается (БОЛЬСОЙ вместо БОЛЬШОЙ или ШТАКАН вместо СТАКАН). Таким образом, здесь мы созна­тельно усложняем ситуацию, чтобы не пропустить имеющихся у ребенка трудностей.

При проверке состояния звукопроизношения последовательно открывайте одну за другой страницы на определенные звуки. На каждой из странице ребенок должен сначала самостоятельно назвать три верхние картинки, а затем ответить на Ваш вопрос по содержанию нижней картинки. Са­мостоятельность называния картинок важна пото­му, что при повторении этих же самых слов (на­пример, СУМКА, БУСЫ, АВТОБУС) вслед за взрослым ребенок нередко более отчетливо про­износит «трудные» звуки, чем самостоятельно, что может создать неправильное представление о со­стоянии его звукопроизношения.

Если в ходе проверки выяснится, что ребенок говорит, например, ТУМКА или ШУМКА вместо СУМКА или ОЗА вместо РОЗА, то это как раз и есть тот случай, когда необходимо устранить имею­щийся недостаток до начала обучения ребенка гра­моте. Дело в том, что ученика, овладевающего гра­мотой, на первых порах просят проговаривать все записываемые слова для уточнения их звукового состава. Если же ребенок произносит слова непра­вильно (например, ЛУБАШКА вместо РУБАШКА или СКАТУЛКА вместо ШКАТУЛКА), то такое проговаривание ему только мешает, приводя к оши­бочному написанию слов — он как бы сам себе не­правильно диктует эти слова.

Искаженное произношение звука (например, так называемое «картавое» Р) принято относить к своего рода «косметическим» дефектам, посколь­ку они не отражаются на письме и обычно не за­трудняют овладение грамотой. По этой причине мы на них здесь не останавливаемся, хотя и эти дефекты в произношении звуков, безусловно, лучше устранить в дошкольном возрасте.


Картинки для проверки звукопроизношения

С

Где стоит большой стеклянный стакан?

(Большой стеклянный стакан стоит на столе)


Сь

 

 

 


Где сушатся намокшие сети?

(Намокшие сети сушатся на заборе)

З

 

 

 

 


Где лежит большой железный замок?

(Большой железный замок лежит на скамейке)

Зь

 

 


Где сидит веселая смешная обезьянка?

(Веселая смешная обезьянка сидит на стуле)

Ц

 

 


Где сидит грустный Цыбик?

(Грустный Цыбик сидит на цепи)

Ш

 


Где лежат большие сосновые шишки?

(Большие сосновые шишки лежат в мешке)

 



Ж

 

 

 

 


Кого мальчик стрижет ножницами?

(Мальчик стрижет ножницами козу)
Ч

 

 


На чем качаются мальчик и девочка?

(Мальчик и девочка качаются на больших качелях)


Щ

 


Где сидят шесть смешных щенков?

(Шесть смешных щенков сидят в ящике)
Р

 

 

Чем покрыта кровать?(Кровать покрыта покрывалом)



Рь

 

 

 

 


Куда сложили красивые грибы?

(Красивые грибы сложили в
корзину)


Л

 

 


Кто нарисован на обложке журнала?

(На обложке журнала нарисован тигр)


Ль

 

 


Кто поливает грядку из лейки?

(Грядку из лейки поливает девочка)


Й

Где сидит маленький серенький зайка?

(Маленький серенький зайка сидит под деревом)

В приведенном дидактическом материале нет специальных картинок для выявления возмож­ных взаимных замен звонких и глухих согласных звуков (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-3, Ш-Ж), хотя такие замены иногда наблюдаются в устной речи детей. В подобных случаях дети говорят, например, КУ-СИ вместо ГУСИ, ШУК вместо ЖУК, ПУЛКА вместо БУЛКА и т.п., что в дальнейшем почти фотографически отражается и на письме. Кроме того, неразличение звонких и глухих согласных звуков не позволит детям усвоить грамматическое правило на правописание сомнительных соглас­ных в конце и в середине слов (в словах типа ЗУБ, ЗУБКИ). Согласно правилу, в этих случаях нужно изменить слово так, чтобы после сомнитель­ной согласной оказался гласный звук (ЗУБ — ЗУБЫ), перед которым этот согласный слышен ясно. Но как может воспользоваться этим прави­лом ребенок, говорящий ЗУПЫ вместо ЗУБЫ? Он попросту не будет понимать, чего от него хотят.

Для проверки правильности произношения ре­бенком названных пар звонких и глухих соглас­ных звуков можно воспользоваться картинками на стр. 47 — 49, которые ребенок должен будет са­мостоятельно назвать.

Устранениевыявленныхзвуковых заменв устной речи ребенка, как уже было отмечено, Должно быть обязательно проведено до начала обучения его грамоте. А поскольку в основе таких замен чаще всего лежит неразличение (или неус тойчивое различение) ребенком соответствующих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у него четкой слуховой дифферен­циации заменяемых в речи звуков.

Во многих случаях дети, научившиеся раз­личать эти звуки на слух, смогут самостоятельно овладеть и их правильной артикуляцией, о чем уже говорилось выше. Если же этого не произой­дет, то нужно обратиться за помощью к логопеду, но обязательно в дошкольном возрасте.

В целяхпрофилактики звуковых заменпро­верку слуховой дифференциации звуков лучше всего проводить на третьем году жизни ребенка. Раннее оказание необходимой помощи в раз­личении звуков на слух позволит ребенку свое­временно преодолеть так называемые «возрас­тные» замены звуков в
устной речи, которые уже не задержатся до более позднего возраста. (Дело в том, что ребенка, четко различающего на слух звуки речи, «не устраивает» замена одного звука другим и поэтому он старается «приспособить» свое звукопроизношение к имеющемуся в речи взрослых образцу. И только дети, не различаю­щие те или иные звуки на слух, не видят никакой необходимости в
усовершенствовании произноше­ния этих звуков. Действительно, если, например, звуки С и Ц кажутся ребенку совершенно одина­ковыми, то о чем же ему беспокоиться? Он и в шестилетнем, и даже в более позднем возрасте со­вершенно спокойно будет говорить САПЛЯ вме­сто ЦАПЛЯ или ОГУРЕС вместо ОГУРЕЦ). Та кие замены звуков до определенного возраста на­блюдаются в речи всех детей, но при нормальном ходе речевого развития они полностью исчезают к 5-6 годам, а нередко и раньше.

Для профилактики у детей как звуковых замен, так и других нарушений звукопроизношения осо­бенно важно наличиеправильного образцадля подражания — ясной, четкой, неторопливой и пра­вильной речи окружающих ребенка взрослых лю­дей. Нельзя забывать о том, что ребенок усваивает речь исключительно по подражанию. Некоторые родители, не учитывая этого обстоятельства, «сю­сюкают» с ребенком, подлаживаясь под его дет­скую речь (говорят ДОЛОГОЙ вместо ДОРО­ГОЙ, ХОЛОСЫЙ вместо ХОРОШИЙ и т.д.). В подобных случаях звуковые замены в речи детей обычно задерживаются надолго.


Лексика

Из всего богатейшего словарного состава на­шего языка каждый человек в течение своей жиз­ни может усвоить лишь какую-то определенную часть слов. Эти слова и составляют его так назы­ваемый словарный запас. И чем больше он сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образ­нее будет его собственная речь и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности, ребенок — речь учителя). А поскольку речь ус­ваивается только по подражанию, то иразвитие словарного запасау детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества употребляемых в при­сутствии ребенка слов.

Самые первые и очень простые по своему звуковому составу слова у ребенка обычно по­являются к году (МАМА, ПАПА, БАБА). В дальнейшем его словарь постепенно обогащается как в количественном, так и в качественном от­ношении.

Количественный рост словарявыражается в увеличении количества усвоенных ребенком слов и происходит следующим образом. К
1 году 3 мес. — 1 году 4 мес. ребенок имеет в своем запасе не менее 4-5 слов, к полутора годам — около 30 слов, к двум годам — до 200 слов. К школьному возрасту в словаре ребенка насчитывается до 1500 — 2000 слов. В годы школьного обучения, в связи с усвоением множества специальных терми­нов при изучении различных предметов, словар­ный запас детей обогащается особенно активно и ко времени «взрослости» достигает в среднем примерно 6000 слов. Считается, что этого запаса слов достаточно для того, чтобы иметь возмож­ность свободно владеть языком. Однако это очень примерные цифры, поскольку количественный рост словаря в детском возрасте, как уже было отмечено, во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребенка. Что касается словарного запаса взрослых людей, то во многих случаях он превышает 10 — 15 тысяч слов.

В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его по­вседневной жизнью, его деятельностью, игрой. Это я понятно — ведь ему прежде всего необходимо назвать окружающие его предметы, игрушки, а также те действия, которые совершает он сам и окружающие его взрослые люди. По этой причине раньше всего в его речи и появляются названия предметов и действий, то есть имена существи­тельные и глаголы. Несколько позднее появляют­ся наречия (ТУТ, ТАМ) и лишь после двух лет — названия признаков предметов, или имена прила­гательные, которые менее необходимы ребенку для выражения его важнейших потребностей, чем названия самих предметов и
действий. Предлоги же, имеющие еще менее конкретное значение и обозначающие лишь отношения между предмета­ми, а не сами предметы, опускаются детьми даже после двух лет. Поздно появляются и имена чис­лительные. Еще позднее, чаще всего уже в школь­ном возрасте, появляются в речи детей причастия и деепричастия. Подробнее об особенностях ус­воения ребенком отдельных частей речи будет сказано ниже.

Различные части речи в словаре четырехлетне­го ребенка, по Е.А.Аркину, представлены в таком количественном соотношении. Примерно 50,2% словарного запаса составляют имена существи­тельные, 27,4% — глаголы, 11,8% — имена при­лагательные, 5,8% — наречия, 1,9% — числитель­ные, 0,8% — предлоги.

Так называемые обобщающие слова (ЖИ­ВОТНЫЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, МЕБЕЛЬ) появ­ляются в речи детей намного позднее, чем назва­ния единичных предметов — лишь в возрасте 3 — 3,5 лет. К 5 годам появляются обобщения более высокого уровня, типа ПРОДУКТЫ (куда входят и овощи, и фрукты, и
ягоды, и рыба и др.), ВЕЩИ (это и посуда, и мебель, и инструменты, и игрушки, и т.п.), РАСТЕНИЯ (это и деревья, и кустарники, и цветы, и злаки, и травы, и т.д.). По­явление обобщающих слов в речи ребенка очень важно потому, что они позволяют упорядочить имеющийся у него «предметный» словарь, привес­ти его в
определенную систему — ведь и в сло­варном составе языка, представляющем собой сложную систему, все слова объединены в тема­тические группы (животные, птицы, растения, транспорт, предметы одежды и т.п.).

Большую роль в обогащении словарного запа­са играет овладение ребенком законамислово­образования,которые он усваивает в
период от 2 до 8 лет. Благодаря этому от уже имеющихся в его словаре слов при помощи приставок и суф­фиксов он может образовывать новые слова (СТОЛ - СТОЛИК; БЕЖАТЬ - ПРИБЕ­ЖАТЬ - УБЕЖАТЬ -
ПЕРЕБЕЖАТЬ и т.п.). Это открывает неограниченные возможно­сти для обогащения словарного запаса ребенка, однако для реализации таких возможностей важ­но своевременно помочь ему в овладении закона­ми словообразования. Подробнее об этом речь пойдет дальше.

Законами словообразования, как и всеми дру­гими грамматическими закономерностями языка, Ребенок овладевает не сразу. В раннем возрасте он проходит через период так называемого слово­творчества, когда по аналогии с имеющимися в языке ребенок создает и свои собственные «сло­ва» типа ПОЧТОВИК, ГАЗОЧНИК, ВЕРТОЛЕТ-НИК, РАСПАКЕТИТЬ, РАСКЛЮЧИТЬ и т.п.

При усвоении словообразования имен прилага­тельных у ребенка явно выражена тенденция к сохранению первоначальной основы слова. В свя­зи с этим он с трудом усваивает чередование со­гласных в корне слова и в его речи довольно дол­го сохраняются такие, например, выражения, как МЕДВЕДИЙ ХВОСТ (сохраняется основа слова МЕДВЕДЬ) или ПЕТУХИНАЯ ГОЛОВА (со­храняется основа слова ПЕТУХ).

Так обстоит дело с количественным ростом словаря.Качественный рост словаряпроисхо­дит прежде всего за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов (ДВЕРНОЙ КЛЮЧ - ГАЕЧНЫЙ КЛЮЧ -НОТНЫЙ КЛЮЧ -
КЛЮЧ-ИСТОЧНИК и пр.).

Другой важнейший источник качественного обогащения словаря — это овладение перенос­ным, то есть иносказательным, не буквальным смыслом слов (ГОРЯЧИЙ ЧЕЛОВЕК, БЛЕСТЯ­ЩАЯ КНИГА и др.).

Накопление словарного запаса происходит у ребенка не изолированно, а одновременно с совер­шенствованием звуко-слоговой структуры слов и грамматического строя речи. Правильно употреб­ляя слова по смыслу, ребенок раннего возраста значительно упрощает их звуко-слоговую структуру (КО или МОКО вместо МОЛОКО; ТЁЛЬ вместо СТОЛ, ТИНА вместо КАРТИНА и др.). Но постепенно звуковой и слоговой состав произ­носимых ребенком слов все более и
более уточня­ется, приближаясь к
образцу речи взрослых. Бо­лее правильным становится и грамматическое оформление слов — постепенно исчезают формы типа РИСОВАЮ, ЖЕВАЮ и т.п.

Однако, радуясь имеющемуся у ребенка боль­шому запасу слов, нельзя забывать о том, что ва­жен не сам по себе словарный запас, а умение ак­тивно пользоваться имеющимися словами, пра­вильно связывать их между собой в предложении, образовывать от них новые слова. По этой причине работа над обогащением словарного за­паса у детей должна вестись не изолированно, а
параллельно с совершенствованием грамматичес­кого строя речи.

Далее рассмотрим приемы проверки и пути обогащения словарного запаса детей применитель­но к различным частям речи.

Имена существительные,как часть речи с наи­более конкретным значением, появляются в речи детей первыми.

Сначалапостарайтесь проверить,названия каких предметов знает Ваш ребенок и как мно­го этих названий ему известно. Удобнее всего это сделать по так называемым смысловым группам слов, в чем Вам помогут приводимые Ниже картинки. Попросите ребенка назвать все нарисованные на картинках ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ДЕРЕВЬЯ, а также предметы МЕ­БЕЛИ и т.д.

Дети в
возрасте 3 — 3,5 лет могут уже не толь­ко называть единичные предметы, но и давать обобщенные названия целых групп однородных предметов, то есть употреблять в
своей речи так называемые обобщающие слова (ОДЕЖДА, ОБУВЬ и т.п.). Чтобы выяснить наличие этих слов в речи ребенка, после называния им еди­ничных предметов (КАПУСТА, КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ...) в
заключение нужно задать ему такой вопрос: «А как все это можно назвать од­ним словом?» (ОВОЩИ). И так — по каждой группе изображенных на картинках предметов. Дети 5 —6-летнего возраста с нормально разви­вающейся речью, безусловно, должны правильно назвать все изображенные на картинках предме­ты, включая и обобщающие названия.

 

 

 

 

 

 

 

 


Попросите ребенка назвать предметы из приведенных ниже смысловых групп. Сделать это можно при помощи таких вопросов: «Каких ты знаешь РЫБ? НАСЕКОМЫХ? А какие зна­ешь ИНСТРУМЕНТЫ?» и т.д.).

Домашние животныекорова, лошадь, коза, овца, осел, кролик, собака, кошка

Дикие животныетигр, лев, слон, обезьяна, жираф, волк, медведь, лось, лиса, белка, заяц

Домашние птицыкурица, петух, индюк, утка, гусь

Дикие птицычайка, голубь, ворона, орел, попугай, цапля

Рыбысом, щука, лещ, окунь, сельдь, камбала

Насекомыемуха, комар, стрекоза, бабочка, кузнечик, жук, паук

Овощикартофель, капуста, помидор, огурец, свекла, морковь, лук, редиска

Фруктыяблоко, груша, виноград, лимон, апельсин, ананас, банан, мандарин

Ягодывишня, малина, клубника, смородина, брусника, черника

Деревьябереза, ель, сосна, ива, дуб, тополь, клен, рябина

Мебельстол, стул, кресло, табуретка, диван, кровать, шкаф

Посудатарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце8сковорода, кастрюля

Одеждапальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, шарф, шапка

Обувьсапоги, валенки, туфли, ботинки, тапки, кроссовки

Игрушкикукла, юла, мяч, пирамидка, мишка, кубики, машинка

Инструментыпила, топор, молоток, рубанок, клещи

Транспорттрамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолет, пароход

Несколько особняком в смысловой группе ЖИВОТНЫЕ стоят названия их детенышей, что также должно быть постепенно усвоено детьми. Эти названия сгруппированы нами в три столбика с учетом особенностей словообразования. В пер­вом столбике даны такие случаи словообразова­ния, где основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется в неизменном виде (У ТИ­ГРА - ТИГРЕНОК, У ЛИСЫ - ЛИСЕНОК). Эти названия легче всего усваиваются детьми. Для слов второго столбика характерно чередова­ние согласных в корне слов (У МЕДВЕДЯ — МЕДВЕЖОНОК, У БЕЛКИ - БЕЛЬЧОНОК), что несколько затрудняет усвоение детьми этих названий. И наиболее сложны для усвоения на­звания детенышей животных, помещенные в третьем столбике. В этих названиях совершенно Другая основа слова, полностью отличная от пер­воначального слова (У КУРИЦЫ - ЦЫПЛЕ­НОК, У СОБАКИ - ЩЕНОК и т.п.). Эти по­следние названия ребенок должен будет просто запомнить.

 

 

 

У тигра — тигреноку льва — львенок у слона — слоненок у оленя — олененок у лося — лосенок у лисы — лисенок у мышки — мышонок у крысы — крысенок у лягушки — лягушонок у козы — козленок у осла — осленок у утки — утенок у гуся — гусенок у вороны — вороненок у орла — орленок у медведя — медвежоноку верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у кошки — котенок у индюка — индюшонок у галки — галчонок у жука — жучонок у паука — паучонок у коровы — теленоку лошади — жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

 

 

 



Для обогащениясловарного запаса детейименами существительнымиможно использовать эти же самые картинки. Сначала ребенок должен будет усвоить названия всех изображенных на них предметов, а затем нужно будет идти по пути добавления все новых и новых названий предме­тов в
каждую из смысловых групп. Например, к изображенной на картинке ПОСУДЕ можно доба­вить ГРАФИН, ФУЖЕР, КУВШИН, БИДОН, САЛАТНИЦУ, СОЛОНКУ, САХАРНИЦУ, МАС­ЛЕНКУ, КОФЕЙНИК, КОВШИК и т.д. И так по всем без исключения группам предметов.

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это овладение правилом их об­разования при помощи уменьшительных суффиксов (ДОМ - ДОМИК, СТОЛ - СТОЛИК). Такой способ образования новых слов наиболее прост, по­этому ребенок начинает усваивать его уже на третьем году жизни. Это объясняется тем, что при образова­нии нового слова при помощи уменьшительных суф­фиксов не меняется его основное значение — стол так и остается столом, но только как бы уменьшается в размерах, тогда как СТОЛОВАЯ, СТОЛИЦА - это уже совсем новые слова, имеющие совершенно другое значение. Сравнительная легкость усвоения ребен­ком образования имен существительных при помощи Уменьшительных суффиксов связана еще и с частым Употреблением таких слов в разговоре с детьми (РУЧКА, НОЖКА, ГОЛОВКА, ШАПОЧКА, РУКАВИЧКИ и
т.п.).

Как и во всех других случаях усвоения ребенком различных грамматических форм, основная сложность этого способа словообразования за­ключается в многообразии окончаний «уменьши­тельных» слов, которые ребенок должен будет ус­воить. Для облегчения этой задачи «уменьши­тельные» слова сгруппированы нами по сходству окончаний. Даны и рисунки некоторых больших и маленьких предметов, чтобы ребенку легче было понять основной смысл задания.

При работе с
этими картинками и словами взрослый называет первое слово каждой пары (СТОЛ), а ребенок -
второе (СТОЛИК). В про­цессе занятий внимательно следите за правильно­стью окончаний произносимых ребенком «умень­шительных» слов.

 

Стол — столикключ — ключик

шар — шарик

шарф — шарфик

лиса — лисичкакоса — косичка вода — водичка перо — перышкостекло — стеклышко горло — горлышко  

гриб — грибокжук — жучок

паук — паучок

петух — петушок

круг — кружок

друг — дружок

флаг — флажок

утюг — утюжок

часы — часикитрусы — трусики

 

шапка — шапочкабелка — белочка

утка — уточка

полка — полочка

 

голова — головкакартина — картинка

сковорода — сковородка кастрюля — кастрюлька

 

книга — книжечкаложка — ложечка

шишка — шишечка

кошка — кошечка

брошка — брошечка

 
мыло — мыльцезеркало — зеркальце  

кукла — куколка

 
вишня — вишенкабашня — башенка  
платье — платьицекресло — креслице  


В обогащении словарного запаса ребенка име­нами существительными большую роль играет также усвоение им возможно большего числа значений одного и того же слова (большинство слов в
русском языке многозначны). На приве­денных ниже картинках показано несколько наи­более распространенных значений слов РУЧКА и НОЖКА, что поможет ребенку понять «суть про­блемы». В дальнейшем эта работа должна про­должаться без опоры на наглядность, просто путем необходимых пояснений.

Приведем некоторые примеры многозначности слов: ключ — дверной ключ, гаечный ключ, скри­пичный ключ, родник; коса — на голове, сельско­хозяйственное орудие, песчаная коса у воды.

Все приведенные выше виды занятий с детьми существенно обогатят их словарный запас имена­ми существительными и к тому же дадут им начальные навыки самостоятельного обогащения словаря за счет образования новых слов и расши­рения значений уже имеющихся.

Глаголы(то есть названия действий предме­тов) появляются в речи ребенка одновременно с именами существительными — в начале второго года жизни. Усвоение глаголов особенно важно потому, что они дают возможность от простого на­зывания отдельных лиц и предметов — МАМА, ПАПА, КУКА (кукла) — перейти к
выражению; какой-то законченной мысли, к построению предложения (ДАЙ МИКУ — дай мишку; ВОВА ПИ — Вова хочет пить и т.п.). И поскольку ни одно предложение, по сути дела, не обходится без глагола, то очень важно, чтобы в речи ребенка их было вполне достаточное количество. В против­ном случае он лишается возможности точно выра­зить свои мысли.

Так, многие дети не только дошкольного, но да­же и младшего школьного возраста для обоз­начения движения имеют в
своем словарном запа­се в основном один глагол — ХОДИТ. Поэтому лиса у них «ходит» (а не КРАДЕТСЯ), белка по веткам деревьев «ходит» (а не ПРЫГАЕТ), змея, вообще не имеющая ног, тоже «ходит» (а не ПОЛ­ЗАЕТ). Рыба же у некоторых детей «бултыхает­ся» (за неимением у них глагола ПЛАВАЕТ). Вряд ли нужно объяснять, насколько это обедняет речь ребенка и как важно насыщение его речи глаголами.

Обогащатьречьглаголами(как и всеми дру­гими частями речи) удобнее всего по каким-то оп­ределенным смысловым группам слов (например, кто из животных как передвигается, кто как пода­ет голос, какие профессиональные действия совер­шают люди и т.п.). В соответствии с этим ребенок Должен постепенно научиться правильно отвечать на такие вопросы: «Что делают птицы?» (летают), «А дельфины»? (плавают) и
т.п. Или: «Что делает строитель (художник, учитель)»? и т.д. В подборе необходимых вопросов Вам поможет приводимый ниже речевой материал и соответствующие картинки.

1. Кто как передвигается?

 


Птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки летают
Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы плавают
Змеи, ужи, гусеницы, черви, ящерицы ползают
Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы прыгают


Для характеристики действий животных и спо­собов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые более тонко определяют эти дей­ствия, например: КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОД­ПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ и т.д. Для лучшего усвое­ния этих глаголов можно рассказывать ребенку разные «лесные истории», а затем предлагать ему вопросы по их содержанию, например: «Что сде­лала лиса?» (Незаметно подкралась к зайцу). «А как спасся заяц?» (Он быстро подпрыгнул и бро­сился бежать).

 


Приведенный ниже рисунок позволит ребенку еще раз вспомнить основные способы передвиже­ния животных.

2. Кто как подает голос?

Глаголы здесь сгруппированы по сходству окончаний для облегчения их запоминания, а при­веденный рисунок поможет еще раз вспомнить и повторить большинство из них.

 

Тигр рычит корова мычит змея шипит комар пищит жук жужжит лошадь ржет коза блеет медведь ревет соловей поет свинья хрюкает кошка мяукает лягушка квакает утка крякает ворона каркает кукушка кукует голубь воркует собака лает волк воет

 


.


3. Кто чем занимается?

 


Строитель строит маляр краситповар варит врач лечит носильщик носит рыбак рыбачит чертежник чертит учитель учитрабочий работает прачка стирает уборщица убирает пианист играет художник рисует писатель пишетфотограф фотографирует пастух пасет продавец продает охотник охотится ученик учится


4. Какие основные действия совершают эти животные?

 


Собака СТОИТ, СИДИТ, ЛЕЖИТ, ИДЕТ, БЕЖИТ, СПИТ, ЕСТ, ЛАЕТ, ИГРАЕТ, КУСАЕТСЯ, ЛАСКАЕТСЯ, СЛУЖИТ...
Кошка МУРЛЫЧЕТ, МЯУКАЕТ, КРАДЕТСЯ, ЛАКАЕТ, ЦАРАПАЕТСЯ, УМЫВАЕТСЯ, ОБЛИЗЫВАЕТСЯ...
Мышка ШУРШИТ, ПИЩИТ, ГРЫЗЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАПАСАЕТ...
Утка ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, НЫРЯЕТ, КРЯКАЕТ...
Ворона ЛЕТАЕТ, ХОДИТ, КАРКАЕТ, КЛЮЁТ...
Змея ПОЛЗАЕТ, ШИПИТ, ИЗВИВАЕТСЯ, НАПАДАЕТ, ЖАЛИТ...


5. Кто может совершать эти действия?

(задание рассчитано на понимание ребенком многозначности глаголов и возможности употреб­ления их в переносном значении).

 


ИДЕТ человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время...
БЕЖИТ человек, животное, ручей, дорога, время...
ЛЕТИТ птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, телеграмма, время...
ПЛЫВЕТ рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако...


Важнейшим источником обогащения словаря глаголами является практическое овладение ре­бенком способами образования новых глаголов при помощи приставок. Так, от глагола ХОДИТЬ можно образовать целый ряд «родственных» гла­голов с новым значением: ВХОДИТЬ, ВЫХО­ДИТЬ, УХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ, ОТХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ПРОХОДИТЬ и т.п. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов (ВБЕГАТЬ, ВЫБЕГАТЬ, УБЕГАТЬ, ЗАБЕГАТЬ, ПОДБЕГАТЬ, ОТБЕГАТЬ, ПЕРЕБЕГАТЬ, ПРОБЕГАТЬ и пр.). То же самое можно проделать с глаголами ПЛАВАТЬ, ЛЕТАТЬ, ПОЛ­ЗАТЬ, ПРЫГАТЬ, СКАКАТЬ и
другими.

Чтобы ребенку легче было понять смысловое значение различных глагольных приставок, по­упражняйте его в образовании разных глаголов при помощи одной и той же приставки. С этой целью побеседуйте с ребенком примерно следую­щим образом, вовлекая его при этом в процесс об­разования глаголов. «Давай подумаем вместе. Ес­ли человек по квартире или по коридору спокой­но ХОДИТ, то и в комнату он тоже спокойно... (ВХОДИТ). А если малыш расшалился и по квартире БЕГАЕТ, то и в комнату он тоже... (ВБЕГАЕТ). Ну а если это совсем маленький ре­бенок, который еще не умеет ходить, а только ПОЛЗАЕТ по квартире, то и в комнату он... (ВПОЛЗАЕТ). А когда попугая выпустили из клетки и он по всей квартире летает, то и в комна­ту он тоже... (ВЛЕТАЕТ)».

То же самое проделываем и с другими глаголь­ными приставками: из комнаты ВЫХОДИТ, ВЫ­БЕГАЕТ, ВЫПОЛЗАЕТ, ВЫЛЕТАЕТ и т.д.; через дорогу ПЕРЕХОДИТ, ПЕРЕБЕГАЕТ, ПЕ­РЕПОЛЗАЕТ, ПЕРЕЛЕТАЕТ, через канаву ПЕ­РЕПРЫГИВАЕТ, через реку ПЕРЕПЛЫВАЕТ.

В заключение предложите ребенку назвать все Действия мальчика, изображенного на картинке (это можно сделать только при условии правиль­ного употребления глагольных приставок).

 


Все эти упражнения помогут ребенку усвоить достаточно большое количество глаголов, причем усвоить их в определенной смысловой системе. Одновременно он овладеет и начальными навыка­ми словообразования глаголов, что даст ему воз­можность самостоятельно пополнять свой гла­гольный словарь.

Имена прилагательные,по сравнению с имена­ми существительными, имеют менее конкретное значение, так как они обозначают не сами предме­ты, а только их признаки. Поэтому вполне естест­венно, что ребенок, ежедневно видящий перед со­бой такой реальный и осязаемый предмет, как, на­пример, СТОЛ, усвоит название этого предмета значительно раньше, чем названия его отдельных признаков (БОЛЬШОЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ПРЯ­МОУГОЛЬНЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, ОБЕДЕН­НЫЙ и т.д.). При этом характерно, что сначала прилагательное употребляется ребенком не в качестве определения, а в качестве сказуемого и ставится оно после имени существительного (не БОЛЬШОЙ МИШКА, а
МИШКА БОЛЬШОЙ). И даже при использовании прилагательных в качестве определения первое время они все равно ставятся после существительных (МИШКА БОЛЬШОЙ СИДИТ).

Имена прилагательные в большинстве случаев появляются в детской речи только после двух лет. Наблюдения над речью многих детей свидетельст­вуют о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. Употребляемые ими прилагательные нередко однотипны, однообразны и иногда ограничиваются лишь словами МА­ЛЕНЬКИЙ-БОЛЬШОЙ, ХОРОШИЙ-ПЛО­ХОЙ. Даже в младших классах общеобразова­тельной школы из-за «нехватки слов» дети часто не могут назвать основные признаки хорошо зна­комых им предметов («не помню», «забыл») или называют их неправильно, неточно (СОЛЬ ГОРЬ­КАЯ, НЕВКУСНАЯ; САХАР ВКУСНЫЙ). Не только дети дошкольного возраста, но и многие учащиеся младших классов часто не знают назва­ний цвета предметов, в
особенности названий про­межуточных цветов (РОЗОВЫЙ, ГОЛУБОЙ, СЕРЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ).

Все это говорит о том, что значительная часть родителей не проявляет достаточной забо­ты об обогащении словарного запаса ребенка именами прилагательными, о красоте и
образно­сти его речи. В школе такой ребенок неизбежно встретится с
большими трудностями как в про­цессе устных ответов на уроках, так и при напи­сании изложений, сочинений и других творчес­ких работ.

Обогатить речь ребенка дошкольного и даже школьного возраста именами прилагательными Вам помогут предлагаемые ниже задания.

Прежде всего нужно объяснить ребенку, что все окружающие нас предметы имеют свои опре­деленные признаки, по которым эти предметы можно отличить друг от друга. Благодаря этим признакам мы можем даже с закрытыми глазами отличить по запаху сирень от розы, малину от клубники или отличить по вкусу соль от горчицы и сахара. О каждом из этих признаков можно спросить: КАКОЙ? (КАКАЯ, КАКОЕ, КА­КИЕ?). При этом любой предмет имеет сразу не­сколько признаков, по которым его можно от­личить от других предметов (цвет, форма, ве­личина и т.п.). И чем больше признаков предметов мы будем знать, тем легче нам будет различать предметы и правильно их себе пред­ставлять.

Носначала проверьте,много ли в словаре Ва­шего ребенка слов, обозначающих признаки пред­метов. С этой целью положите перед ним, к приме­ру, яблоко и спросите его о том, КАКОЕ оно. Многие дети, к
сожалению, ограничатся лишь та­ким ответом: ВКУСНОЕ.

Через некоторое время, после выполнения предлагаемых ниже упражнений, еще раз проверь­те ребенка с помощью того же самого вопроса о яблоке (или о любом другом предмете). И Вы ус­лышите, что яблоко БОЛЬШОЕ, КРУГЛОЕ, СПЕ­ЛОЕ, ВКУСНОЕ, КИСЛО-СЛАДКОЕ, РУМЯ­НОЕ, СОЧНОЕ, АРОМАТНОЕ.

Для того чтобы прийти к такому результату, то есть значительнообогатитьсловарь ребенкаименами прилагательными,лучше всего «отрабо­тать» признаки предметов по каким-то определен­ным смысловым группам. Напомним некоторые из этих групп признаков:

1) ВЕЛИЧИНА — большой (маленький, средний), высокий (низкий), широкий (узкий);

2) ФОРМА — круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный, треугольный и пр.;

3) ЦВЕТ — не только основные, но и промежуточные цвета типа «оранжевый», «голубой», «серый», «светло-зеленый», «сиреневый» и др.;

4) ВКУС — горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный и т.п.;

5) ЗАПАХ — приятный, неприятный, смолистый, цветочный и пр.;

6) ТЕМПЕРАТУРА — холодный, горячий, теплый, прохладный;

7) МАТЕРИАЛ, из которого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный и др.;

8) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ предмета — мамин, папин, лисий, медвежий и т.д.;

9) ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ — шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный и т.п.

Очень многие предметы можно охарактеризо­вать одновременно почти по всем названным при­знакам, в чем и следует упражнять ребенка — чем больше он подберет признаков к каждому из предметов, тем лучше.

Большие возможности для обогащения речи ребенка именами прилагательными таятся также в практическом овладении им основными способами их образования от имен существительных. Речь здесь идет в первую очередь об относительных и притяжательных прилагательных.

Одна из наиболее понятных ребенку разновид­ностейотносительных прилагательныхуказыва­ет на материал, из которого сделан или состоит предмет. Объясните ребенку, что если какой-то предмет, например стакан, сделан из стекла, то он стеклянный, а если из дерева, например стол, — то он деревянный, и т.д. Чтобы облегчить ребенку понимание смысла задания, объясните ему также, что даже одни и те же (
то есть похожие, однотип­ные) предметы могут быть сделаны из разного ма­териала. Например:

миска из дерева — деревянная

миска из железа — железная

миска из глины — глиняная

миска из стекла — стеклянная и т.д.

Убедившись в
том, что ребенок понял смысл задания, перейдите к упражнениям в образовании относительных прилагательных. При этом Вы называете материал, из которого сделан предмет, а
ребенок образует соответствующее прилагатель­ное. Например: «Этот замок сделан из железа, ка­кой он?» (Железный). Предложите ребенку и другие однотипные задания:

 


монета из меди — меднаяложка из олова — оловянная медвежонок из плюша — плюшевый платье из ситца — ситцевое платье из шелка — шелковое жакет из шерсти — шерстяной шубка из меха — меховая шляпа из соломы — соломенная шляпа из фетра — фетровая сумка из кожи — кожаная чашка из фарфора — фарфоровая ваза из хрусталя — хрустальная повязка из марли — марлевая дом из дерева — деревянный дом из кирпича — кирпичный стена из бетона — бетоннаястена из гранита — гранитная стена из мрамора — мраморная стена из камня — каменная одеяло из пуха — пуховое одеяло из ваты — ватное мяч из резины — резиновый кольцо из золота — золотое кольцо из серебра — серебряное бусы из янтаря — янтарные шкатулка из кости — костяная деньги из бумаги — бумажные папка из картона — картонная ящик из фанеры — фанерный


В заключение попросите ребенка самостоя­тельно образовать относительные прилагательные с
учетом того материала, из которого сделаны предметы.

Притяжательные прилагательныеуказывают на принадлежность предмета и образуются от соответствующих имен существительных. Ребен­ку нужно объяснить, что, например, если тапочки принадлежат маме, то они МАМИНЫ, если па­пе — то ПАПИНЫ, если бабушке — то БА­БУШКИНЫ и т.д. То же самое и у животных: если голова принадлежит лошади, то она ЛО­ШАДИНАЯ, если корове - то КОРОВЬЯ и пр. Поэтому у лошади голова лошадиная, хвост лошадиный, ноги тоже лошадиные и т.д., а у ко­ровы и голова, и хвост, и
ноги и все осталь­ное — коровьи. После этого предложите ребен­ку поиграть в игру «У кого чья голова?», ис­пользуя для этого приведенный ниже речевой материал. Вы задаете вопросы, а
ребенок на них отвечает. Например: «Чья голова у сороки?» Сорочья). Для более легкого усвоения ребен­ком притяжательных прилагательных они также сгруппированы по принципу сходства окончаний.

 

У лошади голова лошадинаяу тигра — тигриная у осла — ослиная у мыши — мышиная у голубя — голубиная у гуся — гусиная у лебедя — лебединая у орла — орлиная у совы — совиная у утки — утиная у курицы — куриная у петуха — петушиная у змеи — змеиная у комара — комариная у пчелы — пчелиная у оленя — оленьяу лисы — лисья у рыси — рысья у рыбы — рыбья у щуки — щучья у вороны — воронья у птицы — птичья у сороки — сорочья у овцы — овечья у собаки — собачья у кошки — кошачья у волка — волчья у зайца — заячья у белки — беличья у кролика — кроличья у медведя — медвежья у верблюда — верблюжья у слона — слоноваяу ежа — ежовая у крота — кротовая у бобра — бобровая у кита — китовая у ерша — ершовая


Особое внимание нужно обратить на правиль­ность образования тех притяжательных прилага­тельных, где имеется чередование согласных в корне слова (МЕДВЕЖЬЯ, ВЕРБЛЮЖЬЯ, а не МЕДВЕДЬЯ, ВЕРБЛЮДЬЯ).

Далее предложите ребенку на приведенных ниже картинках назвать не только головы, но и различные другие части тела животных. Это важ­но для выработки у него практического умения образовывать притяжательные прилагательные не только женского, но и мужского и среднего рода, а также множественного числа. Рассматривая голо­вы животных, задайте ребенку примерно такие во­просы:

— Чья голова у лошади? (Лошадиная)

— А чье у нее ухо? (Лошадиное)

— А чей нос? (Лошадиный)

— А чьи глаза? (Лошадиные).

То же самое и по всем другим картинкам.

 

 

 

 

 

 

 

 


С целью более прочного усвоения ребенком признаков предметов предложите ему такие во­просы обобщающего характера:

1) Что бывает КРУГЛЫМ? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня, арбуз...);

2) Что бывает ДЛИННЫМ? (дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур, хвост, платье, юбка, волосы...);

3) Что бывает ВЫСОКИМ? (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф, шпиль, забор...);

4) Что бывает ЗЕЛЕНЫМ? (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье, глаза, краска...);

5) Что бывает ХОЛОДНЫМ? (вода, снег, лед, роса, иней, камень, мороженое, ночь, ветер, дождь, зима, осень...);

6) Что бывает ГЛАДКИМ? (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко, клеенка, ткань...);

7) Что бывает СЛАДКИМ? (сахар, конфеты, пирожные, торты, шоколад, вафли, компот, варенье, яблоки, клубника...);

8) Что бывает ШЕРСТЯНЫМ? (платье, свитер, варежки, перчатки, шапка, шарф, брюки, рейтузы, носки, чулки...);

9) Что бывает КОЛЮЧИМ? (еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока, кустарники, льдинки...);

10) Что бывает ОСТРЫМ? (нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок, штык, топор, пила, лопата, коса, сверло...);

11) Что бывает ГЛУБОКИМ? (канава, ров, овраг, колодец, река, ручей, море, озеро, яма, тарелка...).

12) Что бывает ЛЕГКИМ? (пух, перо, вата, снежинки...);

Отдельное внимание нужно уделить ознаком­лению ребенка спереносным значениемнекото­рых имен прилагательных, что способствует качественному обогащению словаря. Речь здесь идет о таких устойчи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: