Фронтовые письма – это человеческие жизни

Оглавление.

1. Титульный лист                                               

2. Оглавление                                                                                   с. 2

3. Введение                                                                                        с. 3 - 6

4. Фронтовые письма – это человеческие жизни                            с. 7 - 8

5. Характер Александрова Ивана Александровича сквозь призму его        фронтовых писем                                                                            с. 9 -13   

6. Заключение                                                                                       с. 14 -15

7. Список литературы                                                                          с. 16

8. Приложения                                                                                      с. 17 -26

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

 

Введение

Каждый уходящий год всё больше удаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Вот скоро уже 74 год,   как живёт наша страна под мирным небом. Но в мире не спокойно. Находятся люди, пример события у наших соседей украинцев, которые пытаются переписать историю, в том числе и историю страшной войны, победу в которой принесли нам наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки часто ценой собственной жизни. Каждый год уходят живые свидетели той страшной эпохи,  унося с собой память. Они уносят с собой важные исторические подробности великой героической победы нашего народа в смертельной схватке с врагом. Подробности военных действий на фронтах и героической стойкости советских людей в тылу.

Из одной маленькой моей деревни Шабердино ушли на фронт 253 человека. Из них без вести пропало 36 человек.  Погибло 144 человека. Вернулись с фронта 73 человека, но вскоре от полученных ран многие из них скончались.  На сегодняшний день, к большому сожалению, в Шабердино не осталось ни одного живого участника войны. Последний ветеран не дожил до дня Победы 2013 года всего несколько дней. Это был Булатов Иван Семёнович. Эти факты висят на видном месте в школьном музее (приложение 1). Остались живые свидетели трудового фронта, но и их становится всё меньше. Наступит такое время, когда в живых ветеранов ВОВ не останется вообще. А встреча с живыми свидетелями событий 41-45 годов это нечто особое событие. Как моему поколению в этом плане не везёт. Увы, человеческая жизнь коротка. Но есть память. Есть в памяти лица победы - это лица каждой семьи. Пока жива память об участниках войны, они, наши  освободители, живы. И совершенно я согласен со словами Энвиля Касимова, главного редактора газеты «Известия Удмуртской Республики», который написал:  «главное в день Победы вовсе не трансляция парада с Красной площади и торжественные выступления в эфире, главное – это слёзы твоей бабушки и фронтовые сто граммов деда, это семейные реликвии и пожелтевшие фотографии». (2)

Письма, документы, газеты, фотографии времен Великой Отечественной войны являются важным объектом для изучения военной истории и вызывают большой интерес как письменные исторические источники.

«Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…» (4).

Личные письма фронтовиков представляют особый интерес. Из фронтовых писем солдат много можно узнать. Частная переписка позволяет делать выводы о специфических представлениях солдат о ценностях, свидетельствует об особенностях мироощущения, поведения, об образе жизни и круге общения, а также об интересах фронтовиков. Письма могут рассказать и о характере человека. В нашем школьном музее на особом месте хранятся фронтовые письма, которые являются уникальными экспонатами (приложение 2) и представляют для меня особый интерес.

Объектом исследования являются фронтовые письма солдат - участников Великой Отечественной войны.

Предметом исследования являются фронтовые письма Александрова Ивана Александровича

Целью исследования является анализ фронтовых писем солдата Александрова Ивана Александровича  – участника  Великой Отечественной войны,  как исторического источника для изучения характера защитника.

Для достижения цели  были поставлены следующие задачи:

1. Определить информационные возможности фронтовых писем участников Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать имеющиеся солдатские письма Александрова И.А.

3. По письмам выявить портрет (характер) Александрова И.А.

Гипотеза исследования  по солдатским письмам можно выявить характер солдата – защитника.

Действительно, хотя письма являются субъективным источником информации о событиях, очевидцем которых был их автор, тем не менее, нельзя полностью познать историю, не взглянув на неё глазами современников, не испытав чувств, которые они переживали в момент создания письма.

В рамках данного исследования предполагается на материале солдатских писем проследить ощущения и характер человека на фронте.

Выбор темы был обусловлен не только актуальностью, но и личным интересом. Впервые увидев настоящие фронтовые письма, я не смог удержаться. Я прочитал все имеющиеся в музее письма, но письма на удмуртском языке полностью не понял, попросил помочь перевести бабушку. А затем письма эти обсуждали и с папой. От письма к письму передо мной возник портрет моего земляка, защитника  Александрова Ивана Александровича.

При написании работы главным источником стали 8 писем Ивана Александровича, написанные жене Александровой Марии Петровне, учителю Шабердинской  школы.

Фотография предвоенных лет, которая даёт внешнее представление фронтовика.

Устные сообщения респондентов, детей солдата, дополняют характеристику солдата.

Литература, интернет - ресурсы позволяют расширить и углубить рассматриваемую проблему.

Но хочется отметить, что моя работа только попытка заглянуть изнутри на фронтовые письма. Они таят в себе много удивительного. По словам И. Эренбурга «Война сложна, темна и густа, как непроходимый лес. Она не похожа на её описания, она и проще, и сложнее. Её чувствуют, но не всегда понимают её участники. Её понимают, но не чувствуют позднейшие исследователи» (6),  - так писал он в 1943 году. Эти слова относятся и к фронтовым письмам.

Рассмотрение проблемы потребовало применения таких методов исследования, как анализ и синтез, логический метод, описательный метод, устный опрос.

Полученные результаты исследования могут  использоваться на уроках литературы, истории, на уроках  в начальных классах, на занятиях кружков и внеклассных мероприятиях. Можно проводить экскурсии в музее.

 

 

Фронтовые письма – это человеческие жизни

Письма были единственной ниточкой, связывающей солдат с родными во время войны, надеждой на скорую встречу и победу. Их писали в окопах, после сражений, потеряв в бою друзей, но с верой, что фашист будет разгромлен. В письмах  признавались в любви и строили планы на будущее

Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Письма – почтовые карточки..

    Есть в письме и вычеркнутые строки. Эта цензура постаралась. Везде пометки: «проверено военной цензурой».

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги» (3). Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

В первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор.

 До Берлина дошел почтальон Александр  Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

Александр Глухов спустя годы вспоминал, что знал фамилии многих бойцов. Однако почти после каждого боя были потери личного состава. Уже в штабе полка он на письмах, не дошедших до адресатов, ставил пометку «выбыл из части». Сами фронтовики такие письма называли «неврученкой».

Не легче было работать почтальоном и в тылу. Валентину Меркулову «определили» в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий занималась разноской писем. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась с читателями местной газеты впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила» (3).

Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем и с радостью.

Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых. Т. Черновская написала стихи о девочке - почтальонке, о том, что ей приходилось делать каждый день. В 15 лет в её косах было много седых волос (приложение 11).

Стихи о почтальонке.
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: