Просмотр фрагмента фильма: сцена письма, самое начало

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В ОПЕРЕ, РОМАНЕ И КИНО»

Цели урока: Познакомиться с оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин», сопоставить с романом А.С. Пушкина и с фильмом.

Задачи урока:

образовательные:

 - познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев оперы;

- закрепить знание определений (опера, увертюра, либретто, ария);

- продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;

- расширять музыкальный кругозор учащихся.

обучающие:

- познакомить с содержанием оперы, драматургией оперы, либретто, действующими лицами и исполнителями;

- научить определять на слух музыкальные темы из оперы;

- привить навык анализа оперного жанра.

развивающие:

- развивать умение высказываться;

- развивать эмоциональную сферу;

- развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать самосознание;

- развивать творческие способности.

воспитывающие:

- направить на усвоение общекультурных ценностей;

- формировать трудолюбие, ответственность, положительную самооценку;

- формировать умение сопереживать;

- формировать умение рассуждать.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с оперой П.И. Чйковского «Евгений Онегин», сравним ее с романом А.С. Пушкина и проанализируем многие моменты. Но сначала я хотела бы рассказать вам об истории создания оперы.

В марте 1877 года композитор Пётр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая даёт ему идею написать либретто к опере по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чайковский, поражённый этой мыслью, заявляет, что «Онегин» — "святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его мысли и ночью и днём, и Чайковский, используя текст Пушкина, сам пишет либретто. (Либретто — литературный текст оперы, её основа.) В 1881 году оперу ставят в Москве, в Большом театре, силами студентов Московской консерватории. Композитор настаивал на том, чтобы арии героев Пушкина исполняли молодые, начинающие певцы.

Роман Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление — это увертюра, что значит "открытие” в переводе с французского.

Прослушивание увертюры к опере.

— Чья же это музыкальная характеристика?

(Это первая музыкальная характеристика Татьяны.)

— Чем объяснить тот факт, что героиней увертюры у Чайковского является Татьяна, а не Онегин?

(Для композитора, как и для многих читателей и критиков романа, именно Татьяна является главной героиней произведения.)

— Вспомните, какой рисует свою героиню Пушкин?

(Простой, мечтательной, поэтичной, с глубоким внутренним миром, богатым воображением, одинокой.)

— Какой предстаёт Татьяна в музыке, что в её характере подчёркивает музыка?

(Она грустит, её тема звучит в миноре, неторопливо, спокойно, плавно, в музыке часты остановки, в ней слышатся паузы, вздохи.)

— Мы увидели, как создаётся образ нашей героини в поэзии и музыке. Сейчас посмотрим фрагмент фильма. Скажите, как режиссёр средствами кино показывает Татьяну?

Просмотр фрагмента фильма (начало).

(Татьяна показана на фоне природы, с книгой в руках, она одиноко бродит, её лицо и глаза грустные, мечтательные, задумчивые.)

— Если вновь обратиться к строкам романа Пушкина и перечитать поэтическое описание героини, то можно заметить, что оно довольно объёмно. А в музыке Чайковского о том же самом сказано более сжато, кратко. Почему?

(Музыкальная интонация о многом говорит без слов, одним своим звучанием музыка способна выразить тончайшие оттенки чувств.)

После встречи с Онегиным девушка влюбляется и пишет письмо своему избраннику, рассказывая о вспыхнувших чувствах. Перечитаем ещё раз «Письмо Татьяны к Онегину». Как Пушкин передаёт состояние своей героини, совершившей с точки зрения нравственных норм того времени столь неприличный поступок? Об этом замечательно пишет Н.Долинина: "Оно (письмо) всё — порыв, смятение, страсть, тоска, мечта … Начав письмо спокойно, она (Татьяна) через несколько строк сбивается на другой тон — взволнованный, страстный … Татьяна заменяет пустое «вы» сердечным «ты», сама не замечая этого, потому что она полна своей любовью, своей печалью, своей надеждой... В концовке письма Татьяны он (Пушкин) три строчки из четырёх заключает многоточиями, и мы чувствуем смятение героини, мучительную смену тоски и надежды … И снова возникает это «вы» — как и в начале, неудавшаяся попытка сохранить спокойный, вежливый тон”.

И в романе Пушкина, и в опере Чайковского этой сцене отведено особое место. В опере это довольно большой фрагмент, начинающийся словами "Пускай погибну я…”

"Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны… Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь” (П.И. Чайковский).

Прослушивание фрагмента оперы в аудиозаписи.

— Скажите, как в этом эпизоде показана Татьяна, что изменилось в музыке по сравнению с увертюрой?

(По сравнению с темой увертюры, робкой, нерешительной, мягкой, мелодия арии звучит уже в высоком регистре, ярко. В музыке явно слышится волнение, быстрый темп, исчезла её плавность. Здесь, в арии, перед нами совсем другой человек.)

— А как режиссёр показывает эту важную сцену?

Просмотр фрагмента фильма: сцена письма, самое начало.

(Большое внимание уделено лицу, глазам, они горят, движения героини порывисты, она мечется, даже природа меняется — поднимается ветер, подчёркивая волнение и душевное состояние Татьяны.)

— Поскольку в центре нашего сегодняшнего урока всё-таки опера, музыка П.И. Чайковского, хочется обратить ваше внимание на роль симфонического оркестра. Вот, например, в сцене письма Чайковский, предваряя слова арии, пишет короткое оркестровое вступление.

Прослушивание фрагмента арии. (Сцена письма, второй раздел, перед словами "Я к вам пишу…”.)

— Что передаёт музыка?

(Музыка взволнованная, порывистая, в быстром темпе, тревожная, меняются динамические оттенки с яркого форте в первом разделе до пиано, тихого, затаённого звучания в коротком вступлении.)

— Здесь два интересных момента. Первый — выразительный, музыка подчёркивает состояние героини, её волнение, трепет. Звучание каких инструментов передаёт это состояние героини?

(Деревянных духовых, гобоя.)

— Второй момент — изобразительный. Композитор, начиная сцену письма, средствами оркестра передаёт звук царапанья пера по бумаге. С помощью каких инструментов он делает это?

(Струнных смычковых.)

— Финал этой большой сцены в романе Пушкина таков:

Но вот уж лунного луча
Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно…

— В опере снова оркестр выходит на первый план. Чайковский пишет картину рассвета оркестровыми красками, уделяя этой сцене особое внимание. Почему она так важна для композитора?







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: