ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МХК И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В ОПЕРЕ, РОМАНЕ И КИНО»
Цели урока: Познакомиться с оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин», сопоставить с романом А.С. Пушкина и с фильмом.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить с музыкальными характеристиками и образами главных героев оперы;
- закрепить знание определений (опера, увертюра, либретто, ария);
- продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;
- расширять музыкальный кругозор учащихся.
обучающие:
- познакомить с содержанием оперы, драматургией оперы, либретто, действующими лицами и исполнителями;
- научить определять на слух музыкальные темы из оперы;
- привить навык анализа оперного жанра.
развивающие:
- развивать умение высказываться;
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать самосознание;
- развивать творческие способности.
воспитывающие:
|
|
- направить на усвоение общекультурных ценностей;
- формировать трудолюбие, ответственность, положительную самооценку;
- формировать умение сопереживать;
- формировать умение рассуждать.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с оперой П.И. Чйковского «Евгений Онегин», сравним ее с романом А.С. Пушкина и проанализируем многие моменты. Но сначала я хотела бы рассказать вам об истории создания оперы.
В марте 1877 года композитор Пётр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая даёт ему идею написать либретто к опере по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чайковский, поражённый этой мыслью, заявляет, что «Онегин» — "святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его мысли и ночью и днём, и Чайковский, используя текст Пушкина, сам пишет либретто. (Либретто — литературный текст оперы, её основа.) В 1881 году оперу ставят в Москве, в Большом театре, силами студентов Московской консерватории. Композитор настаивал на том, чтобы арии героев Пушкина исполняли молодые, начинающие певцы.
Роман Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление — это увертюра, что значит "открытие” в переводе с французского.
Прослушивание увертюры к опере.
— Чья же это музыкальная характеристика?
(Это первая музыкальная характеристика Татьяны.)
— Чем объяснить тот факт, что героиней увертюры у Чайковского является Татьяна, а не Онегин?
(Для композитора, как и для многих читателей и критиков романа, именно Татьяна является главной героиней произведения.)
|
|
— Вспомните, какой рисует свою героиню Пушкин?
(Простой, мечтательной, поэтичной, с глубоким внутренним миром, богатым воображением, одинокой.)
— Какой предстаёт Татьяна в музыке, что в её характере подчёркивает музыка?
(Она грустит, её тема звучит в миноре, неторопливо, спокойно, плавно, в музыке часты остановки, в ней слышатся паузы, вздохи.)
— Мы увидели, как создаётся образ нашей героини в поэзии и музыке. Сейчас посмотрим фрагмент фильма. Скажите, как режиссёр средствами кино показывает Татьяну?
Просмотр фрагмента фильма (начало).
(Татьяна показана на фоне природы, с книгой в руках, она одиноко бродит, её лицо и глаза грустные, мечтательные, задумчивые.)
— Если вновь обратиться к строкам романа Пушкина и перечитать поэтическое описание героини, то можно заметить, что оно довольно объёмно. А в музыке Чайковского о том же самом сказано более сжато, кратко. Почему?
(Музыкальная интонация о многом говорит без слов, одним своим звучанием музыка способна выразить тончайшие оттенки чувств.)
После встречи с Онегиным девушка влюбляется и пишет письмо своему избраннику, рассказывая о вспыхнувших чувствах. Перечитаем ещё раз «Письмо Татьяны к Онегину». Как Пушкин передаёт состояние своей героини, совершившей с точки зрения нравственных норм того времени столь неприличный поступок? Об этом замечательно пишет Н.Долинина: "Оно (письмо) всё — порыв, смятение, страсть, тоска, мечта … Начав письмо спокойно, она (Татьяна) через несколько строк сбивается на другой тон — взволнованный, страстный … Татьяна заменяет пустое «вы» сердечным «ты», сама не замечая этого, потому что она полна своей любовью, своей печалью, своей надеждой... В концовке письма Татьяны он (Пушкин) три строчки из четырёх заключает многоточиями, и мы чувствуем смятение героини, мучительную смену тоски и надежды … И снова возникает это «вы» — как и в начале, неудавшаяся попытка сохранить спокойный, вежливый тон”.
И в романе Пушкина, и в опере Чайковского этой сцене отведено особое место. В опере это довольно большой фрагмент, начинающийся словами "Пускай погибну я…”
"Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны… Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь” (П.И. Чайковский).
Прослушивание фрагмента оперы в аудиозаписи.
— Скажите, как в этом эпизоде показана Татьяна, что изменилось в музыке по сравнению с увертюрой?
(По сравнению с темой увертюры, робкой, нерешительной, мягкой, мелодия арии звучит уже в высоком регистре, ярко. В музыке явно слышится волнение, быстрый темп, исчезла её плавность. Здесь, в арии, перед нами совсем другой человек.)
— А как режиссёр показывает эту важную сцену?
Просмотр фрагмента фильма: сцена письма, самое начало.
(Большое внимание уделено лицу, глазам, они горят, движения героини порывисты, она мечется, даже природа меняется — поднимается ветер, подчёркивая волнение и душевное состояние Татьяны.)
— Поскольку в центре нашего сегодняшнего урока всё-таки опера, музыка П.И. Чайковского, хочется обратить ваше внимание на роль симфонического оркестра. Вот, например, в сцене письма Чайковский, предваряя слова арии, пишет короткое оркестровое вступление.
Прослушивание фрагмента арии. (Сцена письма, второй раздел, перед словами "Я к вам пишу…”.)
— Что передаёт музыка?
(Музыка взволнованная, порывистая, в быстром темпе, тревожная, меняются динамические оттенки с яркого форте в первом разделе до пиано, тихого, затаённого звучания в коротком вступлении.)
— Здесь два интересных момента. Первый — выразительный, музыка подчёркивает состояние героини, её волнение, трепет. Звучание каких инструментов передаёт это состояние героини?
|
|
(Деревянных духовых, гобоя.)
— Второй момент — изобразительный. Композитор, начиная сцену письма, средствами оркестра передаёт звук царапанья пера по бумаге. С помощью каких инструментов он делает это?
(Струнных смычковых.)
— Финал этой большой сцены в романе Пушкина таков:
Но вот уж лунного луча
Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно…
— В опере снова оркестр выходит на первый план. Чайковский пишет картину рассвета оркестровыми красками, уделяя этой сцене особое внимание. Почему она так важна для композитора?