В рамках второго подхода маркетинг персонала рассматривается как деятельность, направленная на стимулирование сотрудников компании к высокому уровню обслуживания клиентов. Целью маркетинга персонала является высокий уровень обслуживания клиентов, удовлетворенность потребителей.
В рамках данного подхода для определения эффективности маркетинга персонала могут применяться любые методы оценки удовлетворенности потребителей и качества услуг. Чаще всего используются такие методы, как анализ «важность – исполнение», опрос покупателей, метод «таинственный покупатель».
Например, опрос применяют для определения удовлетворенности покупателей, где, во-первых, выявляются ключевые показатели удовлетворенности, а во-вторых, оценивается товар/компания по данным показателям. Для примера предоставим унифицированную форму вопросника для исследования удовлетворенности потребителей (табл. 2).
Анализ полученных в ходе опроса результатов позволяет не только оценить степень удовлетворенности потребителей, но и выделить «проблемные» зоны в обслуживании клиентов, обратить внимание на те направления деятельности, которыми недовольны клиенты.
Таблица 2 – Оценка качества товаров
Оцените качество наших товаров | |||||||
Очень высокое | Достаточно высокое | Среднее | Довольно низкое | Очень низкое | |||
Сравните качество наших товаров с качеством товаров главного конкурента | |||||||
Ниже | Такое же | Выше | |||||
Как Вы оцениваете нашу работу по следующим направлениям (указать основные атрибуты) | |||||||
Очень хорошо | Хорошо | Посредственно | Плохо | Очень плохо | |||
Метод «таинственный покупатель» (Mystery shopping) используется преимущественно для оценки качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли покупателя (клиента). Качество предоставляемых услуг оценивается на основании предварительно разработанных критериев во время личного посещения магазина или по телефону в соответствии с подробным сценарием поведения «таинственного» покупателя. На основе полученных в результате исследования данных определяется оценка качества1.
Этот метод позволяет собирать внутреннюю информацию, необходимую для анализа сильных и слабых сторон персонала, а также определять направления деятельности в области маркетинга персонала, которые требуют корректировки. В результате окажется возможным оценить, удалось ли при помощи реализации мероприятий маркетинга персонала повысить уровень удовлетворенности клиента. Однако на удовлетворенность клиента могут влиять и другие факторы, поэтому попытки оценить эффективность мероприятий при помощи одного или нескольких обособленных показателей чаще всего оказываются неудачными.
Деятельность любой компании подразумевает выполнение множества функций по большому количеству направлений, из которых деятельность в области маркетинга персонала является лишь одним из направлений для достижения общих целей организации. Поэтому для получения комплексной оценки эффективности необходимо использование многоуровневой системы взаимосвязанных показателей. Использование комплексной системы показателей способствует решению и других методик оценки эффективности деятельности в области маркетинга персонала. Полученные оценки виртуальны, их нельзя выразить через финансовые показатели и сопоставить с затратами.
Третий подход: маркетинг персонала как способ формирования единых ценностей у сотрудника
Данную проблему можно решить, если рассматривать оценки эффективности мероприятий маркетинга персонала не обособленно, а в системе взаимосвязанных показателей эффективности. Данный тезис соответствует третьему подходу к определению маркетинга персонала, согласно которому он рассматривается как способ реализации стратегии организации путем формирования единых ценностей у всех сотрудников, в том числе понимания стратегии развития компании, ее целей и ценностей (в частности, чувства гордости за компанию). Все это способствует появлению синергетического эффекта при развитии компании в целом и каждого ее сотрудника в отдельности. Задачей маркетинга персонала в рамках данного подхода является достижение целей организации.
Для оценки эффективности требуется использование многоуровневой системы взаимосвязанных показателей. Разработать единую для всех компаний систему показателей эффективности невозможно. Однако можно представить некую универсальную схему, которая будет применима для всех компаний (рис. 1).
На административном уровне компании принято уделять внимание финансовой системе показателей, важнейшим из которых является прибыль.
Рисунок 1 - Система взаимосвязанных показателей эффективности предприятия
Однако если компания заинтересована в получении не только краткосрочного результата, то при оценке эффективности деятельности необходимо рассматривать также и маркетинговые показатели эффективности, и показатели эффективности маркетинга персонала.
В последние годы наблюдается переход от оценки эффективности деятельности к тому, чтобы рассматривать их как составную часть более широкого множества показателей. Поэтому при оценке эффективности финансовые показатели необходимо дополнять маркетинговыми, т. к. они позволяют оценить эффективность в том случае, когда планируемый результат нельзя выразить материально, а также при учете долгосрочных вложении.
При рассмотрении показателей эффективности маркетинга персонала можно установить взаимосвязь между финансовыми и маркетинговыми показателями. Например, можно определить, как проведенные мероприятия маркетинга персонала повлияли на объем продаж и прибыль компании. Это позволит сопоставить полученный от проведения мероприятий маркетинга персонала эффект с затратами, т. е. получить количественную оценку эффективности проведенных мероприятий. При этом главная цель оценки эффективности состоит в том, чтобы выявить сферы, которые в наибольшей степени повлияют на результативность деятельности предприятия, что позволит оптимальным образом вкладывать имеющиеся ресурсы для достижения конечных целей организации.