Сто раз спрашивали у острова Непоседа, Мякиш и Нетак, какую машину принял он на исследование, но ответа не получили. Остров молчал, потому что сам был занят выяснением этого вопроса.
Но вот открылся люк, который прежде поглотил акулу, и на крышу домика выкатился Петин вездеплав‑везделёт‑вездесамосамоход. Новенький, чистенький, без единой вмятины и поломки. Из другого же люка, открывшегося на борту острова, вылетели остатки акулы. Остров выплюнул их в океан как ненужные отбросы.
Только теперь из репродуктора, как всегда, вслед за шипением послышались слова: «Я – Кибернетический остров „Моряк“ точка сообщаю точка в магнитонепроницаемой оболочке находился самодельный реактивный аппарат точка произведён средний ремонт точка».
Непоседа, Мякиш и Нетак ахнули и развели руками. Мякиш тут же зарыдал и сквозь частые всхлипывания проронил:
– А‑акула съела Петю… нашего Петю!
Непоседа и Нетак тоже приготовились плакать, но не успели. Дверца везделёта открылась, и из неё вышел невредимый, сияющий Петя.
Нужно ли передавать, сколько радостных слов было высказано по поводу встречи всеми друзьями. Благородные человечки даже не вспомнили о ссоре, а Петя ни о чём не стал их спрашивать. Зато Непоседа, Мякиш и Нетак вели себя на Кибернетическом острове точно хозяева.
– Можешь себя чувствовать здесь как дома, – сказал Пете Непоседа, небрежно облокотившись о маленькие металлические перильца. – Этот остров свой парень, у него внутри полно всяких винтиков и пружинок!
Мякиш тоже решил вставить словцо и добавил:
– И к тому же он вполне самостоятельный, автоматический. Он умеет разговаривать и всё абсолютно знает!
– Да?! – удивился Петя. – Что же, по‑твоему, он знает, кто я такой?
– А ты проверь, спроси у него.
Но Петя не успел спросить. Всеслышащее ухо острова не пропустило ни единого слова из их разговоров, и репродуктор‑рот, пошипев немного, произнёс: «Петруша, Павлик, Петя дети точка Петя точка человек точка».
– Тю‑ю! – махнул рукой великий путешественник. – Это и кошка знает, что я человек. А вот что я за человек? Какой?!
«Обыкновенный точка», – сказал остров.
– Был обыкновенный, а теперь – необыкновенный! – обиделся Петя. – Ничего ваш остров не знает. – Петя подумал минутку и добавил: – В школе и то все знают… кто я теперь такой.
Петина нескромность немного смутила друзей. И, чтобы поддержать остров, они наперебой стали объяснять Пете, какой он умный и старательный.
– Он всё делает сам! – сказал Непоседа.
– Он образованный! – сказал Мякиш.
– М‑да, – произнёс Нетак. – Вот так!
Петя удивлённо посмотрел на друзей:
– Что ж, он и таблицу умножения знает?
Тут остров не выдержал и заговорил: «Таблица умножения точка таблица уважения точка таблица спряжения точка задавайте вопросы точка».
– Понял?! – спросил восхищённый Непоседа.
– Ну, понял… Вот возьму задам ему сейчас пример на умножение, он и провалится.
«Задавайте вопросы точка!» – прошипел остров.
– Сколько будет пятью пять? – выпалил Петя.
«Двадцать пять целых точка», – ответил остров, не задумываясь ни на секунду.
– Почему целых? – спросил Петя. – Разве бывают двадцать пять поломанных?
«Бывают с десятыми точка с сотыми точка с тысячными точка», – мгновенно ответил остров.
Этого Петя ещё не знал, потому что в классе такого не проходили. Однако он убедился, что остров действительно образованный и при этом очень быстро и без ошибок решает примеры. Петя немного подумал и спросил:
– А как у вас обстоят дела с грамматикой?
«Грамматика точка математика точка фонетика точка кибернетика точка задавайте вопросы», – выпалил остров.
Петино лицо засияло. Друзья моментально поняли, что Петя надумал что‑то чрезвычайно интересное.
– Ну что же, – сказал он. – Если этот остров соскучился по домашним заданиям, то я могу сделать ему одолжение… Честное пионерское…
Петя чего‑то не договорил, вскочил на домик, где стоял его везделёт, и скрылся в кабине. Через минуту он вышел оттуда с охапкой учебников и тетрадей, которые захватил с собой из дому.
– Чем плавать ему без дела, пускай выполнит за меня домашние задания за год. Тут у меня учебники по арифметике и по русскому языку, и все тетради есть. Пожалуйста, делай, – обратился он к острову. – Только кляксы не ставь!
«Не поставлю точка честное пионерское точка», – ответил остров и открыл в стенке домика дверцы.
Петя, не задумываясь, вбросил в окошко учебники, тетради и даже дневник.
Дверцы захлопнулись, и остров сказал: «Задание принято точка приступаю к исполнению точка».
– Ну, это другое дело! – потёр руки Петя. – Теперь я вижу, что этот Кибернетический остров – дельная штука, болтать не любит. Впрочем, посмотрим ещё, как он справится с заданием.
– Справится, – сказал Непоседа. – Не маленький. Ну, а что мы будем делать?
– У нас тоже найдётся работа! – заверил Петя. – Надо подумать о том, как я выступлю в школе. Мне нужна красивая речь, достойная великого путешественника!
– Ну да, тебе ведь всё нужно записать! – напомнил Мякиш слова директора школы.
– Конечно, и записать. Только в какой форме я буду всё это излагать?
– В форме – изолгать! – проскрипел Нетак.
– А ты бы помолчал! – обиделся Петя. – Я серьёзно у вас спрашиваю. Это очень ответственное дело. Речь должна быть яркой, красивой.
Мякиш поднял руку и попросил слова:
– Нужно, чтобы твоя речь была в стихах!
– Правильно! Правильно! – обрадовался Непоседа. – Я тебе помогу, когда снова начну заикаться…
Но тут в разговор вмешался остров: «Могу писать стихи точка ямбом точка хореем точка дактилем точка ожидаю задание точка».
– Но я‑то не умею писать стихи ямбом точка и всякими там хореями точка, сказал Петя. – Я не умею рифмовать.
– А ты сочини ему только первые две строчки каждого четверостишия, а остальную пару с рифмами допишет остров, – придумал выход Мякиш.
– Отличная мысль! – обрадовался Петя. – Только вы помогите мне придумать и эти первые две строчки, – обратился он к друзьям.
– Поможем, поможем! – согласился Непоседа, Мякиш и Нетак.
Петя вытащил из кармана блокнот и карандаш, и все дружно принялись за сочинение первых двух строчек для будущих четверостиший. Когда работа была закончена, получилось вот что:
Мы на могучем везделете
Отправились в далёкий путь…
Минуя звёзды и планеты,
Где света солнечного нет…
На Млечный Путь дороги наши
Легли прямёхонько, и вот…
На Гончих Псах к Большой Нетаке,
Как вихри, мчались мы во мгле…
Нам Нетактак Наоборото
Чудесный оказал приём…
Из огнедышащей бутылки
Упрямый был спасён Нетак…
Мы встретили учёный остров
И с ним сошлись без лишних слов…
Итог полёта был хороший,
Мы завершили путь в лесу…
Всем очень понравилась заготовка будущей торжественной речи, и каждый представил себе, как она будет звучать, когда появятся рифмы.
– Готово! – сказал острову Петя. – Куда бросать?
«Сюда!» – прошипел остров и открыл новые дверцы.
– А не подведёшь? – спросил Петя, опуская лист в отверстие.
«Честное пионерское!» – ответил остров Петиным голосом и захлопнул дверцы.
Теперь оставалось только ожидать, когда остров досочинит речь до конца. И путешественники расположились на отдых. Погода была чудесная, в небе ни тучки, и лёгкий ветерок усмирял полуденную жару.
Петя присел на металлическую ступеньку, облокотился спиной о мягкую пластмассовую решётку и стал наблюдать, как мирно плещут волны и беззаботные рыбы то там, то здесь выскакивают из воды. Непоседа, Мякиш и Нетак забрались к нему на колени и тоже залюбовались прекрасной картиной. Непоседа подмигнул своим друзьям и тихо шепнул им:
– Сейчас попрошу Петю, чтобы он рассказал нам о своём приключении с акулой!
Но только он хотел обратиться к Пете, как заметил, что тот глубоко дышит и мирно посапывает.
Петя уснул. Уснул крепким сном, каким спят все утомлённые великие путешественники. И Непоседа не задал вопроса, а поднёс к губам палец и тихо прошептал:
– Тс‑с! Пусть наш Петя поспит!