Развитие Есенинских традиций в произведениях Н.Рубцова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Региональный железнодорожный техникум»

                     

 Буриков Юрий Юрьевич

Тема: Н.Рубцов развитие Есенинских традиций в произведениях

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Сдан на проверку:_________

Общее количество первичных баллов______

Руководитель:_________                                Жукова Т.О.

Брянск

2020

Содержание

Паспорт проекта

Вступление

Исследование биографии Н.Рубцова

Рвзвитие Есенинских традиций в произведениях

Вывод

Литература

Паспорт проекта

Тема проекта: Н.Рубцов развитие Есенинских традиций в произведениях

Учебная дисциплина, в рамках которой разрабатывается проект: Литература

Тип (вид) проекта: информационный

Область проектирования деятельности: учебно-исследовательская

Специальность: Техник путевых хозяйств

Автор проекта (фамилия, имя, отчество): Буриков Юрий Юрьевич

Учебная группа: ТПХ-915

Ф.И.О. руководителя- координатора проекта: Жукова Татьяна Олеговна

Юридический адрес образовательной организации: 241020,

Центральный Федеральный округ, Брянская область, г.Брянск, ул.Дзержинского, д.32

Телефон:8(4832)63-51-00

Электронная почта:RJT_Bryansk@rambler.ru

Адрес сайта:rjt32.ru

 2 Вступление

Цели исследовательской работы:

- познакомиться с творчеством Н. М. Рубцова, который за короткую жизнь смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей;

- изучить, какие литературные традиции проявились в лирике Н. М. Рубцова и в чём выражается его поэтическое новаторство.

Задачи:

- выявить преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков в лирике Н. М. Рубцова и проанализировать проблемы, связанные с развитием литературных традиций;

- выявить, как выражаются и развиваются новаторские художественные открытия поэта;

- выяснить, интересен ли Н. Рубцов моим сверстникам и актуальна ли его лирика сегодня.

Биография Н.Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецк Северного Края (сейчас Архангельская область). Отец – Михаил Андрианович Рубцов (1899-1962) был начальником отдела рабочего снабжения в Елецком леспромхозе. Мама – Александра Михайловна Рычкова (1900-1942) – занималась домашним хозяйством и детьми, которых к моменту рождения Николая было трое. В 1937 году отца переводят на другую работу, и семья переезжает в город Няндом. В начале 1941 года вновь, из-за перевода по работе главы семейства, переезжают в Вологду. Летом 1942 года умирает мама и сестра Николая. Это был большой удар для шестилетнего мальчика и под впечатлениями он пишет свое первое стихотворение «Вспоминаю, как жили мы с мамой родною…». Отец к тому времени уже был на фронте и детей распределяют по детским домам. Так в 1942 году Николай со своим братом Борисом оказывается в детском доме в селе Красково.

В 1943 году из-за того что Николаю исполняется семь лет его переводят в детский дом в селе Никольское недалеко от города Тотьма, где он начинает учиться в первом классе. Этот детский дом надолго стал его домом. В Никольское он будет возвращаться на протяжении всей своей жизни. Здесь он получает свое первое образование, и в 1950 году, по окончании семи классов, он покидает детский дом. С этого времени начинаются скитания будущего поэта. До 1955 года, когда его призвали на военную службу, он два раза безуспешно пытался поступить мореходное училище в Риге и Архангельске. Успел поработать помощником кочегара на рыболовецком судне в Архангельске и слесарем-сборщиком на военном полигоне в Ленинграде. Успел поучиться в лесотехническом техникуме в городе Тотьма и в горно-химическом техникуме в городе Киров в Мурманской области. Подавал документы в художественное училище в Риге, но не был принят из-за отсутствия его работ. В 1955 году, после долгой разлуки, встречается с отцом. Николай считал, что отец погиб и не искал его, а Михаил Андрианович после войны смог быстро разыскать всех детей, кроме Николая.

В 1955 году Николая Михайловича призывают на военную службу на флот в звании матроса. Во время службы впервые публикуются стихи Рубцова «Май пришел» в газете «На страже Заполярья». После этого публикуется еще несколько его стихов в различных изданиях. Демобилизуется в звании старшего матроса в 1959 году и отправляется в Ленинград.

В Ленинграде начинает учиться в литературном объединение «Нарвская застава» и, одновременно с этим, работает на Кировском заводе. В начале 1960 года начинает обучение в вечерней школе рабочей молодежи. В 1961 году пять стихов Рубцова вышли в коллективном сборнике «Первая плавка». В 1962 году, получив аттестат, поступает в Московский литературный институт им. Горького. В этом же году выходит в самиздате выпускает первый самостоятельный сборник «Волны и скалы». Летом, во время посещения села Никольское, у Николая Михайловича начинаются отношения с Генриеттой Михайловной Меньшиковой. В 1963 у них родилась дочка Лена.

Из института его два раза отчисляют, но оба раза восстанавливают. После последнего восстановления, учиться он может только на заочном отделении. Уже к 1964 году стихи Николая Рубцова печатаются в центральных газетах и журналах. В 1965 году выходит первый официальный сборник стихов «Лирика». Кроме учебы в институте работает в газетах «Ленинское знамя» и «Вологодский комсомолец». В 1967 году едет с группой писателей и поэтов по стране в рамках писательских встреч. В 1968 году Рубцова принимают в Союз писателей СССР. А 1969 году он оканчивает институт. К концу шестидесятых годов Николай Михайлович Рубцов уже признанный и известный поэт.

Во время учебы в институте Рубцов знакомится с Людмилой Александровной Дербиной и у них развивается роман. В январе 1971 года они подают заявление в ЗАГС. Свадьба должна была состояться в феврале того же года. Но из-за трагических событий этому не суждено было сбыться. Николай Михайлович Рубцов был убит 19 января 1971 года в своей квартире в Москве. По заключению суда виновной в его убийстве признана его несостоявшаяся жена Людмила. Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.

 

 

Развитие Есенинских традиций в произведениях Н.Рубцова

Поэтические стихотворения Н. Рубцова привлекают внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей. Для Н. М. Рубцова природа стала своеобразным источником вдохновения. Сам поэт писал о себе: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны, тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…»

 

Интересные суждения о поэзии Н. Рубцова высказал поэт Ст. Куняев: Рубцов, пишет он, - «подлинно народный лирик с такой концентрацией лиризма, от которой за последние полтора-два десятилетия наша поэзия уже успела как-то отвыкнуть...»

 

Его лирика, как и поэзия С. Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

 

 

Рубцов поэзия стихотворение пейзаж

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.

(«На родину!»)

 

Н. Рубцов, как и С. Есенин, ощущает, что в мире «господствует гармония, которую следует проявить». Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно-ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии. Картины природы были для С. Есенина и Н. Рубцова теми «дрожжами», на которых «всходила» их поэзия.

 

Объединяет мироощущение поэтов именно внутренняя гармония, воплощённая в стихах, нераздельность чувства и мысли. Они воспевали радость жизни, но сквозными нитями их поэзии были грусть, печаль, сознание скоротечности бытия:

 

Милая, мне скоро будет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

(С.Есенин)

 

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы...

(Н.Рубцов)

 

Трагедия душевного одиночества, вечной неприкаянности объединяет поэтов. Но их жизненные пути очень несхожи. С. Есенин вырос в родном доме, в воспетых им рязанских просторах, жизнь его была яркой, хотя короткой и полной потрясений. Н. Рубцов был бездомным скитальцем почти до конца своих дней.

 

Как и у С. Есенина, в его поэтическом мире нет злобы и раздражительности. «Заботливое» творчество Н. Рубцова, пишет В. Сорокин, напоминает «северную церковь с положенными ей сёлами и городами».

 

В поэтическом творчестве Н. Рубцова есенинская традиция проявилась и в стихотворениях о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора. Хотя пейзаж как таковой почти отсутствует в стихах Н. Рубцова. В отличие от поэтического мира С. Есенина, природа редко выступает у него именно как объект изображения. Его стихи воплощают то философское единство человека и природы, когда «природа даёт самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений».

 

 

Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

 

Рубцов:

 

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...

(«Берёзы»)

 

Есенин:

 

Белая, берёза

Под моим окном

Принакрылась, снегом

Точно серебром.

(«Берёза»)

 

С пейзажной лирикой также связаны философские и патриотические мотивы. Пейзаж у поэтов носит социальную окрашенность. В нем чувствуется современная жизнь, как в стихотворении Рубцова «Меня звала моя природа»:

 

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

 

Но если в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина «чужая юность, брызжущая новью на поляны и луга» пугает, то Н. Рубцов, одной стороны, испытывает гордость за результаты человеческого труда, с другой стороны, призывает сохранять первозданную красоту природы.

 

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

(«Прекрасно пробуждение земли!»)

 

В стихотворении «Звезда полей» поэт размышляет о роли дома, родного края в жизни человека. «Звезда полей» - художественный образ, символ маленькой родины, идейный смысл стихотворения. В этом стихотворении прослеживается есенинская поэтическая традиция: та же любовь к среднерусской природе. Город отодвигается на второй план, а природа в своей естественной красоте воплощает необходимую душе гармонию:

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

 

Много общего у Н. Рубцова с новокрестьянскими поэтами, основная идея которых - утверждение национальной самобытности народа. С. Есенин и Н. Клюев воспринимают природу как источник духовных человеческих сил, соединяют языческое и христианское начало. Именно от них (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Рубцова. Можно сказать, что «черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации…». [6, с. 6]

 

Многие критики указывают на прямую связь творчества Рубцова с поэзией Есенина. В основном эта связь в гораздо большей степени присуща ранним, даже юношеским стихам Николая Рубцова. Какое-то время поэзия Есенина была для Рубцова своего рода синонимом поэзии вообще; Есенин как бы открыл ему самый мир поэтического творчества. И, конечно, эта изначальная связь в той или иной мере чувствуется и в позднейших стихах поэта. Также в стихотворениях Н. Рубцова прослеживается связь и с такими русскими поэтами, как Тютчев, Фет, Блок, Лермонтов, Некрасов. Между прочим, сам поэт решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Естественно, Н. Рубцов хорошо относился к поэзии Есенина, он ценил ее предельно высоко и любил всем своим существом. Достаточно вспомнить его стихотворение «Сергей Есенин»:

 

...Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была... Да не эта!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

 

И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина. [В. Кожинов]

 

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

 

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности:

 

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

 

Связь темы звона с образом России подчеркивает значительность образа, настроение праздника и радостного восторга. Порой звон как бы растворяется в пейзаже, подчёркивая неповторимость состояния природы («Подорожники», «Давай, земля, немножко отдохнем», «Осенние этюды»).

 

Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира.

 

Чаще всего это плач: детский плач («В дороге», «Осенние этюды»), рыдание ласточки («Ласточки»), медведя («Медведь»), журавлей («Журавли»), пурги («На кладбище»), ветра («Ветер всхлипывал словно дитя»), плач лирического героя («В лесу»), его врагов («На чужой гулянке»). Значение плача раскрывают строки из стихотворения «В гостях»:

 

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

 

Детский плач и погребальный сливаются у поэта в единый вселенский плач, который переходит в пение, напоминающее церковный хор. Только он слышит «печальные звуки, которых не слышит никто».

 

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

 

В своём творчестве поэт широко использовал материал из разговорной лексики, что помогало ему передавать народную стихию, создавать народные образы. Благодаря этому изображённые герои будто оживают, становятся близкими и понятными. Для создания характеров, непринуждённой обстановки Н. Рубцов широко использует диалоги, многие из которых насыщены живым, народным юмором («На автотрассе»). В стихотворении «Русский огонёк» диалог занимает центральное место. Поэт описывает разговор путника с хозяйкой избы, простой русской женщиной, которая тревожится за судьбу родной земли.

 

К Рубцову народное мироощущение пришло через собственный жизненный опыт, через нелегкий путь странствий. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Многие стихотворения Н. Рубцова стали песнями и романсами, а некоторые так и называются («Песня», «Прощальная песня», «Зимняя песня»). Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» [1, с. 74].

 

В целом же творчество С. Есенина и Н. Рубцова является выражением «особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом».

 

Эмоционально и точно определяет духовное родство поэтов В.Сорокин: «Он явился вовремя, без опозданий. Явился, услышав: России нужен врачующий есенинский голос, голос иного поколения, иного прозрения. Но Рубцов, как Есенин, неотторжим сутью своей от природы России, от её нрава и песни». С этих позиций вернее всего открывается и традиция - сближение Н. М. Рубцова с поэтами ХIХ века.

 

 

Вывод

В лирике Н. М. Рубцова сочетаются традиционность и новаторство.

В изображении народных праздников, песен, пляски, использовании постоянных эпитетов и образов наблюдается фольклорная традиция.

Подобное сочетание характерно также для творчества С.Есенина, которым увлекался Рубцов. В одном из писем он восклицал: «... Невозможно забыть мне ничего, что касается Есенина. О нём всегда я думаю - больше чем о ком – либо». [5, с. 201]. Это во многом объясняет проявление в ранней лирике поэта есенинской традиции.

Традиции новокрестьянской поэзии прослеживаются в отношении к природе, в сочетании христианских и языческих мотивов, в пристрастии к деталям сельского быта, в актуализации проблемы города и деревни, в утверждении духовного мира национальной самобытности.

Однако Рубцов создаёт свой неповторимый, музыкальный образ Родины.

В. Оботуров пишет, что это идёт от Блока, от его образа России, вобравшего в себя и «прекрасные черты», и «избы серые», и «песни ветровые» [10, с. 175]. Также среди блоковских мотивов у Н. Рубцова можно отметить чувство трагизма, дух странничества, который проявляется в сборнике «Сосен шум».    

С Ф. Тютчевым и А. Фетом поэта объединяет обращение к философской проблематике, сентиментальность, пристрастие к описанию сцен прощания, элегическая грусть мировосприятия, музыкальность.

В некоторых стихотворениях в изображении русского национального характера, терпеливости, бескорыстия прослеживается традиция Н. Некрасова.   

Новаторство Н. Рубцова состоит в творческом переосмыслении традиции звуковой организации стиха. Аллитерации, ассонансы, многократные повторы, звукоподражания, звуковые удвоения, часто используемые автором, создают необычайную музыкальность, определённое настроение, звуковой образ-символ (колокольный звон), передают глубину чувства лирического героя.

Характерным приёмом Н.Рубцова является введение разговорного стиля в поэзию, который пронизывает разные языковые уровни:

- синтаксический (использование вводных слов и конструкций, присоединений с союзом «а», обращений, прямой речи, диалогов, назывных предложений, многочисленных пауз, инверсий, вопросов и восклицаний);

- морфологический (употребление ненормированных грамматических форм);

- лексический (использование просторечной и разговорной лексики).

Широкое использование разговорных элементов способствует созданию народных характеров, является характеристикой лирического героя.

По результатам анкеты, проведённой в 7, 10 классах, 78% опрошенных на вопрос «Какие поэты XX века вам известны?» наряду с Маяковским, Блоком и Есениным называют Рубцова. Хотя почти все утверждают (75%), что знакомство с ним произошло в школе. Среди стихов Н. Рубцова учащиеся называют такие, как «Тихая моя родина» (82%), «Родная деревня» (71%), «В горнице» (49%), «Звезда полей» (49%), «Крещенские морозы» (15%), «Утро на море» (9%). Больше половины учеников (58%) знают, что стихи Н. М. Рубцова переложены на музыку. Самыми распространёнными песнями считают «В горнице» (44%) и «Букет» (9%). Также хочется отметить, что учащиеся с удовольствием посетили бы мероприятия, посвящённые жизни и творчеству поэта: литературно-поэтический вечер (47%), экскурсия в музей (36%). Большинство (78%) учеников считает поэзию Н. Рубцова актуальной и сегодня.

Почему же в XXI веке интересна «тихая лирика» Рубцова? Наверное, потому, что она опирается на истоки народной нравственности и культуры, на то, чего как раз не хватает нашему обществу сегодня.

 

Список литературы

 

Издания произведений:

1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Москва, «Дрофа», 2002;

2. Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Правда», 1970;

3. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений в трех томах. Ленинград, «Советский писатель», 1967;

4. РУБЦОВ Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;

5. РУБЦОВ Н. Русский огонек: Стихи, воспоминания, проза, письма в двух томах. Вологда: КИФ «Вестник», 1994;

6. Тютчев Ф. Стихотворения. Петрозаводск, «Карелия», 1985;

7. Фет А. А. Собрание сочинений в двух томах. Москва, «Художественная литература», 1982;

 

Литература о писателе:

8. Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, КИФ "Вестник", 1994;

9. Кожинов В. Николай Рубцов. Москва, «Советская Россия», 1976;

10. Оботуров В. Искреннее слово. – Москва, «Советский писатель», 1987;

11. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 5-8;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: