Естественные и искусственные экосистемы

ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Тема: «Естественные и искусственные экосистемы»

Блок мотивации и целеполагания

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

 Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

 Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Информационно-инструктивный блок

 

Естественные и искусственные экосистемы

Термин «экосистема» применим к биоценозам и биотопам самого различного размера. Можно выделить:

♦ микроэкосистемы (например, ствол погибшего дерева);

♦ мезоэкосистемы (например, лес или пруд);

♦ макроэкосистемы (например, океан).

Все это естественные, экосистемы. В качестве примера есте­ственной, сравнительно простой экосистемы рассмотрим экоси­стему небольшого пруда.

Экосистему пруда можно представить в виде нескольких ос­новных компонентов.

♦ Абиотический компонент.

Это основные органические и неорганические соединения - вода, углекислый газ, кислород, соли кальция, соли азотной и фосфорной кислот, аминокислоты, гуминовые кислоты, а также температура воздуха и воды и ее перепады в разное время года, плотность воды, давление и др.

 

Биотический компонент.

Продуценты.

В пруду они представлены в виде крупных растений, обычно обитающих только на мелководье, мелких плавающих растений (водорослей), называемых фитопланктоном, и наконец, донной флоры - фитобентоса, также представленной в основном водо­рослями. При изобилии фитопланктона вода приобретает зелено­ватый цвет

Консументы.

К этой группе относятся животные (личинки насекомых, ра­кообразные, рыбы). Первичные консументы (растительноядные) питаются непосредственно -живыми растениями или раститель­ными остатками. Они подразделяются на два типа: зоопланктон и зообентос. Вторичные консументы (плотоядные), такие, как хищные насекомые и хищные рыбы, питаются первичными кон- сументами или друг другом.

Сапротрофы.

Водные бактерии, жгутиковые и грибы распространены в пруду повсеместно, но особенно они обильны на дне, на границе между водой и илом, где накапливаются мертвые растения и жи­вотные.

 

 

Естественные экосистемы достаточно сложны, и изучать их с помощью традиционного научного приема «опыта и контроля» очень трудно. Поэтому ученые-экологи используют лабораторные искусственные микроэкосистемы, моделирующие процессы, про­текающие в естественных условиях. На следующей странице по­казаны два примера лабораторных микроэкосистем. Попытайтесь объяснить механизм их функционирования.

 

 

 

Существует заблуждение, касающееся «равновесия» в аква­риуме. Достигнуть в аквариуме приблизительного равновесия в отношении газового и пищевого режима возможно лишь при ус­ловии, что рыб в нем будет мало, а воды и растений много. Еще в1857 году Дж. Уоррингтон установил «это удивительное и восхи­тительное равновесие между животными и растительным царст­вом» в аквариуме объемом 12 галлонов (54,6 л), поселив в нем несколько золотых рыбок и улиток. Кроме того, он посадил большое количество многолетних водных растений валлиснерий, служащих кормом для рыб. Дж. Уоррингтон правильно оценил не только взаимодействие рыб и растений, но и значение детритояд- ных улиток «для разложения остатков растений и слизи», в резуль­тате чего «то, что могло бы действовать как ядовитое начало, пре­вращалось в плодородную среду для роста растений». Большинство попыток любителей добиться равновесия в аквариуме оканчивается неудачей из-за того, что в аквариум помещают слишком много рыб (элементарный случай перенаселения). Поэтому любителям- аквариумистам приходится периодически искусственно поддержи­вать равновесие в аквариуме (дополнительное питание, аэрация, периодическая чистка аквариума).

 

Различают открытый и закрытый типы космического ко­рабля.

В открытой системе (без регенерации) поток веществ и энер­гии идет в одном направлении, и жизнь системы будет зависеть от запасов воды, пищи и кислорода. Использованные материалы и отходы хранятся на космическом корабле до возвращения на землю или выбрасываются в космос (!).

 

В замкнутой по всем параметрам (кроме энергии) системе происходит круговорот веществ, который так же, как и поток энергии, можно регулировать при помощи внешних механиз­мов. Сегодня практически во всех космических кораблях ис­пользуется система открытого типа с разными степенями реге­нерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: