Под расходами местного бюджета следует понимать денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходы местных бюджетов отражают их функциональное назначение в бюджетной системе и роль в экономике региона, а также являются важнейшей характеристикой бюджетной политики местных властей.
Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся расходы, связанные с решением задач местного значения и отражающие исключительные расходные полномочия органов местного самоуправления. К ним относятся:
- содержание собственных органов управления;
- проведение местных выборов и референдумов;
- реализация муниципального заказа;
- исполнение собственных законов;
- финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
- финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
- обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
- специальные целевые программы местного значения;
|
|
- инвестиции в местную инфраструктуру.
Перечисленные расходы должны покрываться за счет собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), трансфертов в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования, а также заемных средств для покрытия бюджетного дефицита.
Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:
- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального и среднего образования, а также дополнительного образования работников муниципальных учреждений;
- выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
- оказание специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;
- выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- организация библиотечного обслуживания населения;
- субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
- строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
- организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и др.
Расходы этой группы обеспечивают реализацию гарантированных государством услуг и льгот. По этой причине их финансирование осуществляется за счет средств целевого назначения, т.е. субвенций, аккумулируемых в фондах компенсаций различных видов бюджетов муниципального образования.
|
|
Указанные расходы подразделяются на две группы. Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды.
Основной объем расходов местных бюджетов приходится на жилищно-коммунальное хозяйство. Сюда относятся расходы по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, по вывозу бытовых отходов, подготовке коммунальных служб к отопительному сезону, проведению ремонта действующего оборудования и жилищному муниципальному строительству. Наибольшая нагрузка по этой группе (более 60%) приходится на бюджеты городских округов как территориальных образований, где в наибольшей степени сосредоточена вся коммунальная и жилищная инфраструктура.
Расходы на национальную экономику занимают незначительную долю в местных бюджетах. Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности. Именно по этой причине основная доля расходов на национальную экономику (более 55%) приходится на городские округа, около трети - на муниципальные районы. На уровне городских округов сосредоточена также основная доля расходов всех местных бюджетов по охране окружающей среды, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Вторую группу расходов местных бюджетов составляют социально-культурные расходы. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование. Сюда относятся преимущественно расходы по финансированию системы дошкольного образования как исключительного полномочия органа местного самоуправления и общего образования за счет субвенций из регионального бюджета.
Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт связаны с финансированием лечебных учреждений (городских и районных больниц, поликлиник) местных программ здравоохранения, оздоровительной кампании детей и подростков, а также проведением спортивных мероприятий. Более 60% указанных расходов приходятся на бюджеты городских округов, около 36% - на бюджеты муниципальных районов и около 1% - на бюджеты городских и сельских поселений.
Расходы на культуру, искусство и средства массовой информации связаны с содержанием и строительством культурных учреждений муниципального значения, в том числе детских и молодежных клубов, музыкальных школ, библиотек, с развитием муниципальных каналов телевидения и радиовещания, прессы, а также расходам на социальную политику. Последние включают доплаты к пенсиям за выслугу лет, адресные субсидии населению, помощь малоимущим, учреждениям социального обеспечения (детским домам, интернатам, домам престарелых).