Практическая работа № 1

Урока

Урок № 27,28   

Тема урока: Сравнительная характеристика продуктов питания по пищевой и энергетической ценности.

 

практическая работа № 1

 

Сравнительная характеристика продуктов питания по пищевой и энергетической ценности.

 

  Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки расчета пищевой и энергетической ценности продуктов питания и умение делать сравнительный анализ пищевой и энергетической ценности разных продуктов

- развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности.

 

Содержание занятия

1. Знакомство с понятиями пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов.

       2. Определение пищевой и энергетической ценности продуктов.

3. Сравнительный анализ пищевой и энергетической ценности разных продуктов питания.

Общие теоретические сведения:

Питание является одним из важнейших факторов определяющих здоровье человека. Для построения тканей и обеспечения процессов обмена веществ необходимы все составные части продуктов, однако, к основным пищевым веществам относят белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Потребность в энергии удовлетворяется в основном за счет белков, жиров и углеводов.

Продукты не равнозначны по своей пищевой ценности. Описание пищевой ценности продукта в целом дает наиболее полное представление обо всех полезных свойствах пищевого продукта, в том числе и о его энергетической и биологической ценности.

Пищевая ценность - понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические достоинства. Характеризуется химическим составом пищевого продукта с учетом его потребления в общепринятых количествах.

Энергетическая ценность - количество энергии, высвобождаемой из пищевого продукта в организме человека для обеспечения его физиологических функций. 

Энергетическая ценность пищи характеризуется количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях. Ее измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или единицах энергии - килоджоулях (кДж) (1 ккал = 4.184 кДж).

Чтобы определить количество пищи, которое требуется человеку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать калорийность потребляемой пищи.

Известно, что белки, жиры, углеводы и другие нутриенты при полном окислении в организме человека выделяют различное количество тепловой энергии:

1. 1 г усвояемых углеводов – 3.75 ккал или 15.7 кДж;

2. 1 г жиров – 9.0 ккал или 37.7 кДж;

3. 1 г белков – 4.0 ккал или 16.7 кДж;

 

Зная вышеуказанные энергетические коэффициенты, можно рассчитать калорийность всего дневного рациона или калорийность любого пищевого продукта, если известен его химический состав.

Пример. Определить энергетическую ценность 200 г пастеризованного коровьего молока, если в нем содержится (в %): белков – 3.5, жиров – 3.2; углеводов – 4.5.(химический состав молока)

 

В 200 г молока содержится:

белков                              3.5 х 2 = 7 г;

жиров                               3.2 х 2 = 6.4 г;

углеводов                         4.5 х 2 = 9 г.

Зная калорийность 1 г белков, жиров, углеводов, можно рассчитать энергетическую ценность (в г): белков – 7, жиров – 6.4, углеводов – 9.

белков              4.0 ккал  х 7 = 28.0 ккал;

жиров        9.0 ккал  х 6.4 = 57.6 ккал;

углеводов 3.75 ккал  х 9 = 33.8 ккал.

 Следовательно, энергетическая ценность 200 г молока коровьего пастеризованного равна:

28.0 ккал + 57.6 ккал + 33.8 ккал = 119.4 ккал

2. Определите пищевую и энергетическую ценность продуктов в таблице, полученные данные запишите запишите, где стоит знак?

                          Таблица № 1                              

№ варианта

Наименование продукта

Масса продуктов для расчета

Содержание в 100 г продукта, г            (химический состав)

Белки Жиры Углеводы  Энергетическая ценность
1 Икра белужья зернистая Сушки ванильные 28 80 27.2 8.7 14.2 5.6 - 16.0 ?
2 Шпикачки Батон простой 120 45 9.2 8.0 36.1 0.9 - 0.8  ?
3 Оливки консервированные   Сосиски молочные 60     130 1.8   11.0 16.3   23.9 5.2   1.6 ?
4 Брусника   Теша осетровая холодного копчения 150     140 0.7   17.6   0.5   25.7   8.0   - ?
5 Йогурт 3.2% жирности сладкий Колбаса Одесская полукопченая 125   110 5.0   14.8 3.2   38,1 8.5   - ?
6 Белые грибы (свежие) Пастила 90 130 3.7 0.5 1.7  - 1.1 76.8  ?
7 Скумбрия атлантическая холодного копчения Сок абрикосовый с мякотью 130   220 23.4   0.7 6.4   - -   6,9  ?

 

 

4. Сравните полученные данные по продуктам питания (пищевая и энергетическая ценность), оформите в виде таблицы и сделайте вывод.

 

 

 

                                                               Таблица № 2

 

Продукты

Химический состав (на 100г. продукта)

Калорийность Энергетическая ценность 100г продукта
белки, г жиры, г углеводы, г    
(продукт взять произвольный)            
(продукт взять произвольный)            
(продукт взять произвольный)            

 

Домашнее задание:

1. Материал изучить

2. Ответьте на вопросы письменно

3. Определите пищевую и энергетическую ценность продуктов в Таблице № 1, полученные данные запишите, где стоит знак?

4. Определите пищевую и энергетическую ценность продуктов, взятых произвольно самим (данные возьмите с упаковки) в Таблице № 2, полученные свои результаты запишите,

Вопросы:

- Что такое энергетическая ценность продуктов?

- В каких единицах выражается энергетическая ценность продуктов?

- Какие пищевые вещества относят к основным?

- Какова энергетическая ценность белков, жиров и углеводов?

- В чем отличие практической усвояемости от теоретической усвояемости?

- Что такое рацион питания?

- К чему приводит избыточное потребление витаминов?

 

 

Урок № 28   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: