Урока
Урок № 27,28
Тема урока: Сравнительная характеристика продуктов питания по пищевой и энергетической ценности.
практическая работа № 1
Сравнительная характеристика продуктов питания по пищевой и энергетической ценности.
Цели работы:
- образовательные: приобрести навыки расчета пищевой и энергетической ценности продуктов питания и умение делать сравнительный анализ пищевой и энергетической ценности разных продуктов
- развивающие: развить навыки самостоятельной работы; развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;
- воспитательные: воспитание ответственности, трудолюбия, аккуратности.
Содержание занятия
1. Знакомство с понятиями пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов.
2. Определение пищевой и энергетической ценности продуктов.
3. Сравнительный анализ пищевой и энергетической ценности разных продуктов питания.
|
|
Общие теоретические сведения:
Питание является одним из важнейших факторов определяющих здоровье человека. Для построения тканей и обеспечения процессов обмена веществ необходимы все составные части продуктов, однако, к основным пищевым веществам относят белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Потребность в энергии удовлетворяется в основном за счет белков, жиров и углеводов.
Продукты не равнозначны по своей пищевой ценности. Описание пищевой ценности продукта в целом дает наиболее полное представление обо всех полезных свойствах пищевого продукта, в том числе и о его энергетической и биологической ценности.
Пищевая ценность - понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические достоинства. Характеризуется химическим составом пищевого продукта с учетом его потребления в общепринятых количествах.
Энергетическая ценность - количество энергии, высвобождаемой из пищевого продукта в организме человека для обеспечения его физиологических функций.
Энергетическая ценность пищи характеризуется количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях. Ее измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или единицах энергии - килоджоулях (кДж) (1 ккал = 4.184 кДж).
Чтобы определить количество пищи, которое требуется человеку для восполнения его энергетических затрат, необходимо рассчитать калорийность потребляемой пищи.
|
|
Известно, что белки, жиры, углеводы и другие нутриенты при полном окислении в организме человека выделяют различное количество тепловой энергии:
1. 1 г усвояемых углеводов – 3.75 ккал или 15.7 кДж;
2. 1 г жиров – 9.0 ккал или 37.7 кДж;
3. 1 г белков – 4.0 ккал или 16.7 кДж;
Зная вышеуказанные энергетические коэффициенты, можно рассчитать калорийность всего дневного рациона или калорийность любого пищевого продукта, если известен его химический состав.
Пример. Определить энергетическую ценность 200 г пастеризованного коровьего молока, если в нем содержится (в %): белков – 3.5, жиров – 3.2; углеводов – 4.5.(химический состав молока)
В 200 г молока содержится:
белков 3.5 х 2 = 7 г;
жиров 3.2 х 2 = 6.4 г;
углеводов 4.5 х 2 = 9 г.
Зная калорийность 1 г белков, жиров, углеводов, можно рассчитать энергетическую ценность (в г): белков – 7, жиров – 6.4, углеводов – 9.
белков 4.0 ккал х 7 = 28.0 ккал;
жиров 9.0 ккал х 6.4 = 57.6 ккал;
углеводов 3.75 ккал х 9 = 33.8 ккал.
Следовательно, энергетическая ценность 200 г молока коровьего пастеризованного равна:
28.0 ккал + 57.6 ккал + 33.8 ккал = 119.4 ккал
2. Определите пищевую и энергетическую ценность продуктов в таблице, полученные данные запишите запишите, где стоит знак?
Таблица № 1
№ варианта | Наименование продукта | Масса продуктов для расчета | Содержание в 100 г продукта, г (химический состав) | |||
Белки | Жиры | Углеводы | Энергетическая ценность | |||
1 | Икра белужья зернистая Сушки ванильные | 28 80 | 27.2 8.7 | 14.2 5.6 | - 16.0 | ? |
2 | Шпикачки Батон простой | 120 45 | 9.2 8.0 | 36.1 0.9 | - 0.8 | ? |
3 | Оливки консервированные Сосиски молочные | 60 130 | 1.8 11.0 | 16.3 23.9 | 5.2 1.6 | ? |
4 | Брусника Теша осетровая холодного копчения | 150 140 | 0.7 17.6 | 0.5 25.7 | 8.0 - | ? |
5 | Йогурт 3.2% жирности сладкий Колбаса Одесская полукопченая | 125 110 | 5.0 14.8 | 3.2 38,1 | 8.5 - | ? |
6 | Белые грибы (свежие) Пастила | 90 130 | 3.7 0.5 | 1.7 - | 1.1 76.8 | ? |
7 | Скумбрия атлантическая холодного копчения Сок абрикосовый с мякотью | 130 220 | 23.4 0.7 | 6.4 - | - 6,9 | ? |
4. Сравните полученные данные по продуктам питания (пищевая и энергетическая ценность), оформите в виде таблицы и сделайте вывод.
Таблица № 2
Продукты | Химический состав (на 100г. продукта) | Калорийность | Энергетическая ценность 100г продукта | ||
белки, г | жиры, г | углеводы, г | |||
(продукт взять произвольный) | |||||
(продукт взять произвольный) | |||||
(продукт взять произвольный) |
Домашнее задание:
1. Материал изучить
2. Ответьте на вопросы письменно
3. Определите пищевую и энергетическую ценность продуктов в Таблице № 1, полученные данные запишите, где стоит знак?
4. Определите пищевую и энергетическую ценность продуктов, взятых произвольно самим (данные возьмите с упаковки) в Таблице № 2, полученные свои результаты запишите,
Вопросы:
- Что такое энергетическая ценность продуктов?
- В каких единицах выражается энергетическая ценность продуктов?
- Какие пищевые вещества относят к основным?
- Какова энергетическая ценность белков, жиров и углеводов?
- В чем отличие практической усвояемости от теоретической усвояемости?
- Что такое рацион питания?
- К чему приводит избыточное потребление витаминов?
Урок № 28