Вопрос 2. В чем суть ритуального, императивного, манипулятивного и гуманистического стилей взаимодействия?

Тема. 1. Методы исследования умения взаимодействовать.

Стили взаимодействия

 

Задание  1. Исследуйте ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер и расскажите о своем стиле.

1. Я доверяю людям.                                                                                                         5

2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых про­блем люди должны заботиться сами, а не их руководители или администрация.                                                                                5

3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбира­ли себе руководителей. 0

4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».                               0

5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.     5

6. Все люди хотят одного — власти; я не исключение.                                               4

7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива вся­кий раз, когда с ними обходятся несправедливо.                                                                                                                                     0

8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руко­водителем человека непреклонного и жестокого (безжа­лостного).                                                                                  9

9. Я за полную гласность.                                                                                           5

10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.                                                     6

11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, кото­рые мне не по душе.   5

12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.                                                                                                                                                    10

13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мне­ния, противоположные моей собственной точке зрения.                                                                                                                  5

14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспеваю­щим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.                                                                                                          5

15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и пробле­мы своего коллектива. 5

16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.10

17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.                                                                         10

18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.                                                                                                                         6

19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем.                                                                                                         0

20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглаша­ются со мной из опасения «нарваться на неприятность».                                                                                                            4

Регистрационный бланк

Л 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 (лидер)               ____________                                                      40 б

А 2 4 6 8 1012 141618 20 (администратор) __                                                      60 б

 

Результат

Отношение JI/А отражает соотношение в вашей деятельно­сти черт лидера и администратора.

 

Л = 80, А = 20, значит на 80% лидер и на 20% администратор.

 

Вопрос 1.

Назовите стили взаимодействия.

Ответ -ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

 

Вопрос 2. В чем суть ритуального, императивного, манипулятивного и гуманистического стилей взаимодействия?

Ответ - Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль. Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стиль. К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознаобщения. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого

Вопрос3. Опишите педагогические стили взаимодействия:Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль.

Ответ -  Стили педагогической деятельности, прежде всего, подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: ав­торитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содер­жанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой.

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учи­тель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требова­ний, использует свои права без учета ситуации и мнений учащих­ся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направ­лены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия тако­го учителя являются приказ, поучение. Для учителя характер­ны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная не­устойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное вни­мание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как рав­ноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске зна­ний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учи­тывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учи­тывает не только успеваемость, но и личностные качества уче­ников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руковод­ства школьники чаще испытывают состояния спокойной удов­летворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для та­ких учителей характерны большая профессиональная устойчи­вость, удовлетворенность своей профессией.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия реше­ний, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчи­вый микроклимат, скрытые конфликты».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: