Тема. 1. Методы исследования умения взаимодействовать.
Стили взаимодействия
Задание 1. Исследуйте ваш стиль взаимодействия: администратор или лидер и расскажите о своем стиле.
1. Я доверяю людям. 5
2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители или администрация. 5
3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей. 0
4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться». 0
5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны. 5
6. Все люди хотят одного — власти; я не исключение. 4
7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо. 0
|
|
8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного). 9
9. Я за полную гласность. 5
10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу. 6
11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе. 5
12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме. 10
13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения. 5
14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся. 5
15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива. 5
|
|
16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.10
17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились. 10
18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения. 6
19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем. 0
20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятность». 4
Регистрационный бланк
Л 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 (лидер) ____________ 40 б
А 2 4 6 8 1012 141618 20 (администратор) __ 60 б
Результат
Отношение JI/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора.
Л = 80, А = 20, значит на 80% лидер и на 20% администратор.
Вопрос 1.
Назовите стили взаимодействия.
Ответ -ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.
Вопрос 2. В чем суть ритуального, императивного, манипулятивного и гуманистического стилей взаимодействия?
Ответ - Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.
Императивный стиль. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.
Манипулятивный стиль. Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.
Гуманистический стиль. К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознаобщения. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого
Вопрос3. Опишите педагогические стили взаимодействия:Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль.
|
|
Ответ - Стили педагогической деятельности, прежде всего, подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием. Приведем их описание, данное А.К. Марковой.
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
|
|
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты».