Проблемы акмеологии и пожилой возраст

Дать ответы на вопросы

Этап взрослости.

Акмеология - «наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке» (Н. В. Кузьмина);

Акмеология «наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии» (А. А. Деркач, А. А. Бодалев).

Взрослость – самый долгий период в возрастной периодизации.

Так, один из исследователей  Дж. Биррен подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды:

- ранняя зрелость (17–25 лет);

- зрелость (25–50 лет);

- поздняя зрелость (50–75 лет);

-старость (старше 75 лет).

Более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути, с точки зрения Б. Г. Ананьева, является периодизация Д. Бромлей.

В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного; детства; юности; взрослости; старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии.

  Взрослость состоит из четырех стадий:

- ранняя взрослость (21–25 лет),

- средняя взрослость (25–40 лет),

- поздняя взрослость (40–55 лет),

- предпенсионный возраст (55–65 лет).

Пятый циклстарени е – состоит из трех стадий:

- «удаление от дел» (65–70 лет),

- старость (от 70 лет и более),

- дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим):

1. Средний (зрелый) возраст, включающий два периода:

1) 22–35 лет для мужчин и 21 –35 лет для женщин;

2) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.

2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.

3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.

4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии:

1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

 В психологии развития в его рамках принято рассматривать три этапа:

-  ранняя взрослость, или молодость (20-30 лет);

-  средняя взрослость (31-60 лет);

-  поздняя взрослость (61-75 лет), или старение.

 Взрослость – период принятия на себя ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей, анализ жизненных успехов и воплощения задуманных в юности планов.

2. Суть периода взрослости

Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи.

 Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.

К новообразованиям зрелости относится:

- выстраивание стратегии жизни;

- феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);

- поиск смысла жизни и следование ему;

- новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);

- родительство.

Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте.

3. Кризисы взрослости (или переходы),

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни:

-  17–22 года;

- около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет;

-  55–60 лет (Б. С. Братусь, Б. Ливехуд, В. И. Слободчиков, Г. Шихи и др.). Временные границы даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Кризис юности (17–22 года). Важными вопросами этой фазы развития являются: "кто я?", "чего я хочу?", "что я могу?", на которые еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения (Б. Ливехуд). Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя, – суть кризиса юности, Г. Шихи называет данный кризис "отрывом от родительских корней". Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы, возникает желание оставить "родительское гнездо", и начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом. Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие.

Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис, т.е. не уходят от вопросов: "кто я?", "как мне воплотить мои мечты?", "какой путь выбрать для начала?", "кто может мне помочь?", "как добиться цели?", обычно становятся сильнее и оказываются способными управлять своей судьбой (Г. Шихи).

Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то, что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги, и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители думают завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, с желанием профессионального роста, большего успеха.

Как указывает Г. Шихи, в 30 лет появляется стремление начать все сначала, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни.

Кризис взрослости (40–45 лет) часто описывается как "кризис середины жизни", "взрыв в середине жизни " (40–45 лет) или "десятилетие роковой черты " (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, чем все это для него закончится, начинает понимать, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть "подающим надежды", то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни.

Это период, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни; период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей, или переход к новой доминанте ценностей. Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами.

Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни:

1. Кризис нереализованности: то, что человек наметил в молодости, он нс смог осуществить, либо недооценивает свои успехи и достижения.

2. Кризис опустошенности: все, что человек наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим выступает переживание, что он – "уже выкуренная сигарета".

3. Кризис бесперспективности: отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина "безнадежного застоя", "гарантированной скуки".

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа "Я", переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как "духовное созревание". Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена "Я", как называет это К. Г. Юнг.

Кризис зрелости (55–60 лет).

Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Именно поэтому данный период описывается как время внутреннего конфликта: необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что ухудшается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, поскольку сегодня человек в 50–60 лет субъективно не ощущает себя старым (М. В. Гамезо).

У некоторых людей данного возрастного периода появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа – опять необходимо пройти через "умри и восстань": "Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить" (Б. Ливехуд).

Проблемы акмеологии и пожилой возраст.

Поэтому очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.

Возрастные часы - внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

Биологический возраст - соответствие индивида определенному моменту жизни.

Социальный возраст - степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.

Психологический возраст - характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.

Акмеология - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н. А. Рыбниковым.

Вершина зрелости человека (акме) - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как специалист в какой-то профессиональной области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.

Старение и старость являются закономерным следствием возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности.

Мышечная сила, быстрота реакции, острота зрения и слуха, а также ловкость, выносливость и другие психофизиологические качества до 60-лет- него возраста слегка снижаются. С 65 до 75 лет у 13% отмечаются различные нарушения слуха, а после 75 — этот процесс удваивается. Однако значительное ослабление слуха отмечается только у 10% пожилых людей, а серьезные нарушения зрения — лишь у 2%.

Таким образом, пожилые люди не так сильны и не так способны, как ранее, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку. Общий запас энергии постепенно уменьшается. Утрачивается живость тканей, что связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Когда это происходит в костных сочленениях грудной клетки, затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам. Местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения температуры, изменяется работа органов чувств. Ослабевает чувство равновесия, теряется аппетит, возникает потребность в более яркой освещенности. Многие болезни стариков связаны с сенсорно-моторной амнезией.

Физическое неблагополучие — важная причина неудовлетворенности жизнью в старости, которая ведет к прогрессирующей утрате интереса к окружающему, что отражается на познавательной сфере пожилого человека.

 

ВОПРОСЫ:

1. Назовите периоды взрослости по Дж. Биррену?

2. Перечислите периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути, с точки зрения Б. Г. Ананьева, Д. Бромлей.

3. Назовите периоды Г. Грим.

4. Какие кризисы взрослости (или переходы) выделяют? Что представляет собой каждый этап?

5. Что изучает акмеология?

6. Раскройте проблему акмеологии и пожилого возраста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: