Задания для самостоятельного изучения на период
с «11» мая 2020 г. по «16» мая 2020 г.
Уважаемые студенты!
Убедительная просьба при отправлении выполненных заданий, файл называть так:
Фамилия имя студента _ дата __группа:
Перова С.С._ 23.03.20
Все задания можно выполнять как в рукописном, так и в печатном вариантах.
В случае рукописного варианта – необходимо отсканировать или сфотографировать выполненное задание, затем перевести в PDF-формат и отправить на почту.
ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)
Тема I.1 Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.
Кол-во часов: 4 часа
План:
1. Основные подходы к определению сущности понятия «ЗПР» в специальной литературе.
2. Причины возникновения различных типов ЗПР. Структура дефекта при ЗПР.
3. Классификации ЗПР в трудах отечественных исследователей
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
5. Отграничение ЗПР от умственной отсталости.
Основные подходы к определению сущности понятия «ЗПР» в специальной литературе.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60-70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.
К этому времени был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщен зарубежный опыт изучения и обучения школьников этой категории. Изучение (Т.А.Власовой, В. И. Лубовским) зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении в школе, показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет.
В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как «дети с трудностями в обучении», как «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с нарушением поведения», а также «дети с минимальными повреждениями мозга», «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров), «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина), «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС)
Отечественные клиницисты, психологи и педагоги учитываю различные аспекты этой проблемы, показывая, что понятие «задержка психического развития» (ЗПР) характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом. Исследования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И. Лубовского, К.С.Лебединской позволили выделить среди неуспевающих младших школьников особую категорию, у которой трудности в обучении были обусловлены задержкой темпа психического развития.
Комплексное и системное изучение задержки психического развития у детей в России началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и продолжается до сих пор. Детей с ЗПР изучали: М.С. Певзнер, М.Я. Серейский, В.В. Ковалев, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская, М.Н. Фишман, Ю.Г. Демьянов, Т.А. Власова, А.О. Дробинская, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова др.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой.
Задержка психического развития – это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций; замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма; нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера).
Обнаруживается при поступлении в школу. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Причины возникновения различных типов ЗПР. Структура дефекта при ЗПР.
Причинами выраженной задержки психического развития детей в большинстве случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния.
Разработаны дифференциально-диагностические критерии отграничении ЗПР от других сходных состояний по особенностям речи и умственного развития.
Исследования показали, что стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур.