Задания для самостоятельного выполнения по теме

Перепишите в тетрадь «Краткие теоретические сведения»

Выполните Задания по теме «Корреляционные зависимости» на с.3 на компьютере. Если нет возможности на компьютере – перепишите в тетрадь выполнение работы

Запишите неясные вопросы

Сделайте скриншот выполненной работы. Сохраняйте

5.  Покажите работу преподавателю (почта lagutina_6464@.mail.ru, не забудьте группу и ФИО)

 

Краткие теоретические сведения

 

Зависимости между величинами, каждая из которых подвергается не контролируемому полностью разбросу, называются корреляционными зависимостями.

Примерами соответствующих связанных величин могут служить:

· уровень образования (измеренный, например, в годах обучения в целом) и уровень месячного дохода;

· уровень образования и уровень занимаемой должности (для последней придумайте условную шкалу);

· количество компьютеров в школе, приходящихся на одного учащегося, и средняя оценка при тестировании на уровень владения стандартными технологиями обработки информации;

· количество часов, затрачиваемых старшеклассниками на выполнение домашних заданий, и средняя оценка;

· количество удобрений, вносимых в почву, и урожайность той или иной сельскохозяйственной культуры.

Примерами соответствующих связанных величин в медицине могут служить:

ü сроки ввода противодифтерийной сываротки и летальность от этого заболевания;

ü охват прививками населения и уровень заболеваемости;

ü смертность от рака молочной железы и рак матки;

ü курение и рак яичников

ü методы лечения и результат (выздоровление, нет выздоровления);

ü жилищные условия и заболеваемость.

 

Раздел математической статистики, который исследует такие зависимости, называется корреляционным анализом. Корреляционный анализ изучает усредненный закон поведения каждой из величин в зависимости от значений другой величины, а также меру такой зависимости.

Оценку корреляции величин начинают с высказывания гипотезы о возможном характере зависимости между их значениями. Чаще всего допускают наличие линейной зависимости. В таком случае мерой корреляционной зависимости является величина, которая называется коэффициентом корреляции. Как и прежде, мы не будем писать формулы, по которым этот коэффициент вычисляется; их написать нетрудно, гораздо труднее понять, почему они именно такие. На данном этапе достаточно знать следующее:

 

• коэффициент корреляции (обычно обозначаемый греческой буквой ρ) есть число из диапазона от -1 до +1;
• если это число по модулю близко к 1, то имеет место сильная корреляция; если к 0, то слабая;
• близость ρ к +1 означает, что возрастанию значений одного набора соответствует возрастание значений другого набора, близость ρ к -1 означает, что возрастанию значений одного набора соответствует убывание значений другого набора;
• значение ρ легко найти с помощью Excel, так как в эту программу встроены соответствующие формулы.

 

В Excel функция вычисления коэффициента корреляции называется KOPPEЛ и входит в группу статистических функций. Покажем, как ею воспользоваться. На том же листе Excel, где находится таблица, представленная на рис. 3.7, надо установить курсор на любую свободную ячейку и запустить функцию KOPPEЛ. Она запросит два диапазона значений. Укажем, соответственно, В2:В21 и С2:С21. После их ввода будет выведен ответ: ρ = 0,500273843. Эта величина говорит о среднем уровне корреляции.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №17

Задание 1 (типовая) – рассмотрено в файле «Коррелляционные зависимости»

Требуется выполнить расчеты корреляционной зависимости успевае­мости учащихся от хозяйственных расходов школы, описанные в § 38 учебника.

1. Заполнить электронную таблицу MS EXCEL следующими данными:

А В С
№ п/п Затраты (руб./чел.) Успеваемость (средний балл)
1 50 3,81
2 345 4,13
3 79 4,30
4 100 3,96
5 203 3,87
6 420 4,33
7 210 4
8 137 4,21
9 463 4,4
10 231 3,99
11 134 3,9
12 100 4,07
18 294 4,15
14 396 4,1
15 77 3,76
16 480 4,25
17 450 3,88
18 496 4,50
19 102 4,12
20 150 4,32

 

2. Построить точечную диаграмму зависимости величин (ее вид показан в учебнике на рис. 6.7).

3. Выполнить статистическую функцию КОРРЕЛ, указав в диалоговом окне диапазоны значений: В2:В21 и С2:С21.

4. Выписать значение коэффициента корреляции.

 

Задание 2. Выполнить расчеты корреляционных зависимостей успеваемости уча­щихся от обеспеченности учебниками и от обеспеченности компьютера­ми, представленными в следующей таблице.

 

Обеспечение учебного процесса

 
Номер школы Обеспеченность учебниками(%) Успеваемость (средний балл) Обеспеченность компьютерами(%) Успеваемость (средний балл)
1 50 3,81 10 3,98
2 78 4,15 25 4,01
3 94 4,69 19 4,34
4 65 4,37 78 4,41
5 99 4,53 45 3,94
6 87 4,23 32 3,62
7 100 4,73 90 4,6
8 63 3,69 21 4,24
9 79 4,08 34 4,36
10 94 4,2 45 3,99
11 93 4,32 67 4,5

 

Полученные значения коэффициентов корреляции сопоставить с приведенными в § 38 учебника.

 

Задания для самостоятельного выполнения по теме

«Корреляционные зависимости»

(это делается только на ком-ре, переписывать не надо)

 

Придумать таблицу парных измерений значений некоторых величин, между которыми существует гипотетическая корреляционная зависимость. Провести анализ этой зависимости на наличие линейной корреляции.

 

Задание 1.Измерить к орреляцию между смертностью от рака молочной железы и рака матки.

 

 

Задание 2. Взяли 10 студентов и измерили у них уровень интеллекта (IQ) и успеваемость за семестр. Рассчитать корреляцию между величинами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: