Из истории профессионального образования

Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

“Региональный центр развития профессиональных компетенций”

“Исторические очерки,

посвящённые 80-летию образования системы профессионального образования Томской области”

Томск 2020

Исторические очерки, посвящённые 80-летию образования системы профессионального образования Томской области /под общей ред. Ю.С. Захаровой. Томск, областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования “Региональный центр развития профессиональных компетенций”, 2020 г.

Издание адресуется студентам и преподавателям профессионального образования, а также всем, кто проявляет интерес к отечественной истории.


Из истории профессионального образования

Первое учебное заведение, которое давало профессиональные знания и навыки, появилось в 1758 году. Это была геодезическая школа, которой руководил прапорщик геодезист Пётр Григорьев. Возможно, эта была попытка сформировать нечто подобное навигацким школам, которые открывались в России со времён Петра I. Однако попытка не удалась. В томскую школу набирали детей казаков, солдат, дворян Томского, Кузнецкого и других ближних уездов, но прибывшие нередко не умели даже читать и писать. Школа, судя по всему, вскоре закрылась.[1]

Ещё с середины 60-х гг. XIX в. энтузиазм в целях организации преподавания в учебных заведениях Томска стенографии проявил владевший ею Д. Маркузен. В 1864 г. он обратился к руководству учебных заведений города, к родителям обучавшихся в городских заведениях и к самим учащимся с приглашением обучаться стенографии. Он заручился согласием попечителя западно-сибирского учебного округа “не препятствовать преподаванию стенографии в тех учебных заведениях, где явятся желающие изучать это высокополезное искусство”. На 5-месячные курсы с двумя уроками в неделю при плате в 1 р. 20 к. Довольно регулярно в последующие годы и десятилетия через газеты объявлялась запись на стенографские курсы, объявлялись приглашения желающих овладеть стенографией, особенно среди студентов.[2]

Обучение профессиональным приёмам осуществлялось непосредственно в мастерских и торгово-промышленных заведениях, со временем некоторым ремеслам стали обучать в начальных школах. Так, учитель А.И. Мисюрев ввёл в Заозерной начальной школе, открытой на средства кожевенного заводчика И.А. Еренева, уроки сапожного и столярного ремесла. Преподаватель уездного училища В.М. Михайлов на уроках рисования учил писать масляными красками, он же открыл и первую рисовальную воскресную школу в Томске. Позже в городе организовывались курсы ручного труда для школьных учителей Томска и всей Томской губернии. В этом отношении хорошую поддержку томским школам оказывал Педагогический музей, учрежденный в 1880 году. Учителя могли получить в музее карты, глобусы, небольшие коллекции, чтобы показывать их на уроках, пробуждать в учениках интерес к окружающей действительности, учить их изготавливать различные поделки.[3]

Первым средним специальным учебным заведением в Томске была духовная семинария, основанная в 1858 году. Она обеспечивала основательную общеобразовательную подготовку, а также давала профессиональные знания и духовное воспитание, позволяющее выпускникам принять сан священника русской православной церкви, заниматься миссионерской деятельностью.[4]

Наконец в Томске была осознана потребность в подготовке квалифицированных рабочих. 26 февраля 1883 года на средства Евпраксии и Евграфа  Королёвых[5] было открыто ремесленное училище, в котором велась подготовка слесарей, столяров, кузнецов, сапожников. 3 января 1919 года Томская городская дума постановила преобразовать ремесленное училище имени Королёвых в строительное училище.[6] 1 октября 1920 года строительное училище преобразовано в строительное техническое училище 2-й ступени с 4-летним курсом обучения.[7]

Три года спустя, в 1886 году, Общество попечения о начальном образовании учредило женскую рукодельную школу, а с 1890 года работала такая же школа, открытая на средства городского общественного управления. Позже они объединились в городскую женскую профессиональную школу, готовившую швей, вышивальщиц, шляпниц.[8]

С 14 сентября 1896 года в Томске открылось правительственное ремесленное училище, первое подобное в Сибири. Инспектором (руководителем) был назначен Алексей Александрович Скороходов, работавший в этой должности до 1 июля 1907-го.[9]Учащиеся училища получали специальности слесаря, столяра, литейщика. С 1 сентября 1902 года работало Томское железнодорожное училище для подготовки дорожных рабочих, машинистов, помощников машинистов. В 1911 году состоялось открытие в Томске первой в Сибири торговой школы Томского общества взаимопомощи приказчиков. Действовала также школа телеграфистов, преобразованная вскоре в почтово-телеграфную школу. Все названные учебные заведения были рассчитаны на подростков, окончивших начальные школы, и давали только профессиональные навыки.[10]

В Томске, главном торговом центре региона, активно готовились кадры коммерции. В 1901 году на средства местного купечества открылось первое в Сибири среднее коммерческое училище, которое так и называлось - первое Сибирское коммерческое училище цесаревича Алексея. Чуть более десяти лет спустя, в 1912 году, коммерческое училище было преобразовано в политехническое училище с коммерческим, землемерным и горным отделениями, его ещё называли политехникумом.[11] При нем действовали торговые классы[12].

Коммерческое училище размещалось в собственном здании, построенном на купеческие пожертвования по проекту К.К. Лыгина. По свидетельству очевидцев, оно являлось “образцовым для всех других учебных заведений г. Томска”. В здании были устроены обширные рекреационные залы, актовый зал на 600 мест для проведения торжественных встреч, вечеров и спектаклей, а также первый в городе гимнастический зал. В распоряжении учителей и учащихся находились просторные классные комнаты, богатый физический кабинет, химическая лаборатория, рисовальные и чертежные классы, естественнонаучный музей “с большим количеством коллекций”, хорошая библиотека. А с преобразованием училища в политехникум в нем дополнительно были открыты лаборатория пробирного искусства, минералогический кабинет, проектировался музей горного искусства. И всё же ощущалась потребность в расширении сферы технического образования. В ответ на неё товарищество профессоров и преподавателей в 1915 году открыло в Томске первые в Сибири вечерние средние технические курсы для подготовки механиков, строителей, горняков и землемеров.[13]

В Томске с 4 февраля 1902 года работало еще одно среднее специальное учебное заведение – Учительский институт,[14] в котором готовили преподавателей для 4-классных городских училищ. Поддержанное правительственным финансированием учебное заведение довольно скоро после открытия заняло большое каменное здание (ныне 2-й учебный корпус ТГПУ), специально построенное для него по проекту архитектора Ф.Ф. Гута.[15] Учительский институт был закрыт с установлением Советской власти. В здании впоследствии размещался педтехникум, а с 1981 года - педагогический институт.[16]

Учащиеся Томского учительского института в течение четырёх лет осваивали общеобразовательную программу, работали в столярной и слесарной мастерских, приобщались к преподавательскому труду в прикрепленной к институту начальной школе. В 1910 году Учительский институт окончил Александр Волков, ставший впоследствии доцентом, заведующим кафедрой высшей математики Московского института цветных металлов и золота. В большей мере известен как создатель сказочных повестей об Изумрудном городе и его обитателях.[17]

Александр Мелентьевич Волков (1891 - 1977)

Кадры педагогов готовили также в специальном педагогическом классе при Мариинской женской гимназии в Томске[18], в учительской церковной школе, учрежденной на средства православной епархии.[19]

В начале XX века в Томске сложилась довольно развитая по тому времени система профессионального обучения. Два ремесленных и одно железнодорожное училище готовили квалифицированных слесарей, токарей, столяров, литейщиков, кузнецов, машинистов паровозов, дорожных мастеров. В 1915 году Товарищество профессоров и преподавателей открыло в Томске первые в Сибири средние вечерние технические курсы для подготовки механиков, строителей, горняков и землемеров. На нужды городского хозяйства ориентировались школа телеграфистов и рукодельная школа[20]...

В Томске существовало также несколько школ подготовки средне-медицинского персонала, музыкантов, рисовальные классы. По количеству всех начальных, средних и специальных учебных заведений и количеству учащихся в них Томск занимал первое место в Сибири: в 1912 году в 93 таких школах Томска обучалось более одиннадцати тысяч человек. Для сравнения отметим, что в Омске и Иркутске насчитывалось по десяти тысяч учащихся, в Новониколаевске в 1916 году – около семи тысяч[21].

1915 г. оказался насыщенным делами, связанными с развитием профессионального образования в Томске. В торговой школе получали образование 160 учащихся, к выпуску намечалось 25 человек. Продолжалась подготовка учащихся к будущей работе в фельдшерской школе. Весной 1915 г. её успешно окончили 16 учениц, трое из них (Гусева, Фомина и Кладман) - с отличием. Педагогический совет женской профессиональной школы разрешил преподавателю рисования Н.П. Ткаченко отпуск для поездки в Петербург. Ему поручалось осмотреть музей прикладного искусства, особенно его отделы по вышивке и композиции, а также познакомиться “с постановкой рисования в профессиональных женских школах Петрограда и Москвы”.[22]

Летом 1915 г. совет общества по распространению коммерческого образования в Сибири, планируя открытие в Томске женского коммерческого училища и бухгалтерских курсов, возбудил в Министерстве торговли и промышленности ходатайство о разрешении на это начинание. Начальник губернии, в свою очередь, обратился с запросом к городскому голове по поводу необходимости решения в городской думе вопроса об отводе участка городской земли для возведения в Томске здания женского коммерческого училища. Шло обучение учащихся в епархиальной школе. Продолжалась подготовка торговых работников в школе общества приказчиков, открытой в 1908 г. Открытое в сентябре 1908 г. второе 4-классное городское училище в 1909 г. получило более 14000 р. на его содержание, 1000 р. на оборудование. Во все последующие годы было определено на содержание училища по 4250 р. Первым директором его был назначен учитель Чукреев.[23]

“В этом же 1915 г. в 9 верстах от Томска на Кседзовской заимке состоялись бесплатные курсы пчеловодства. “Малосостоятельные” слушатели “получили пособие на содержание. На курсах была организована столярная мастерская “для обучения устройству ульев и других пчеловодческих принадлежностей”.[24]В августе на станцию “Томск II” прибыл вагон-выставка по пчеловодству. В течение 3 дней каждый томич мог посетить её. А в помещении железнодорожной школы была объявлена бесплатная лекция по пчеловодству.[25]

Материалы газет свидетельствуют о том, как много внимания томским обществом пчеловодства уделялось распространению знаний в этой отрасли хозяйства губернии и какую большую практическую помощь получали пчеловоды.

15 сентября 1915 года в Томске состоялось торжественное открытие Сибирских технических курсов, вечернего среднего учебного заведения для взрослых.[26]

В создании новой структуры профессионального образования в Томске опирались, конечно, на школы и учебные заведения, которые здесь издавна существовали, но избирательно. Часть учебных заведений, в частности духовного ведомства, учительский институт, были закрыты. Другие в преобразованном виде продолжали работать. В середине 20-х в Томске действовало восемь техникумов: педагогический, татарский педагогический, архитектурно-строительный, железнодорожный, музыкальный, фармацевтический, медицинский и техникум им. Тимирязева (бывший политехникум)[27].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: