История традиционного Китая разделяется на несколько периодов:
Эпоха троецарствия (220 - 280 гг.н.э.). На территории ранее единого имперского Китая образовались три царства Вэй, Шу, У, власть в которых напоминала военную диктатуру. Это было время войн, эпидемий, голода и крестьянских восстаний.
Западная Цзинь (265-316 гг.). Непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
Эпоха Южных и Северных династий - (317-589 гг.)
Разделенный на отдельные царства Китай стал легкой добычей хлынувших из центральных районов Азии кочевых племен. Северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу IV в. государство Северное Вэй (386 – 534 гг.). Кочевники оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. Кочевники воспринимали китайский быт, постепенно китаизировались, охотно брали в жены китаянок. Их дети и внуки становились китайцами, и уже не помнили о своих воинствующих предках.
|
|
Собственно же китайское государство осталось к югу от реки Янцзы, отсюда и название Южные династии. Южные районы стали центрами развития сельского хозяйства (рисовый пояс - собирали по 2 урожая риса в год), ремесел и культуры. Быстрыми темпами развивается китайская литература, живопись, медицина. Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка.
Разделение Китая на юг и север по реке Янцзыпривело ко взаимной обособленности сторон, а также сложились два основных диалекта китайского языка.
Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618), которую основал после 360-летней раздробленности страныполководец с севера Ян Цзянь. Возродился имперский порядок: усилилась централизация управления, возросла роль чиновно-бюрократического аппарата.
Императоры династии Суй соблюдали нормы социальной справедливости, установленные Конфуцием. Император Ян Цзянь правление начал с аграрной реформы: каждый крестьянин получил земельный надел, выплачивал небольшой налог и исполнял трудовую повинность. Император Ян Ди вел наступление на частного собственника. Он переселил в столицу 10 тыс. богатых семей из разных районов страны и поставил их под свой контроль.
Ян Ди проводил реконструкцию Великой стены, продолжал сооружение Великого канала, соединившего реки Хуанхэ и Янцзы, строил зернохранилища, дворцы, постоянно воевал с Кореей и Вьетнамом.
Страна не выдержала такого ритма жизни, вспыхнуло крестьянское восстание. Император Ян Ди был убит.
В ходе крестьянской войны была основана новая династия Тан (618-907 гг.), признанная историками "золотым веком" Китая.
|
|
Самым значительным императором династии Тан и в истории Китая был Тай Цзун (627 - 649 гг.), оставивший глубокий отпечаток в памяти народа. В его правление была проведена аграрная реформа, которая предусматривала равное распределение земель и налогообложения доходов между всеми крестьянами. Функционирование правительства и администрации было полностью реорганизовано, восстановлена система государственных экзаменов, и правосудие отныне стало основываться на Кодексе династии Тан.
Многократно возросло влияние Китая на окружающий мир. Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии.Япония взяла себе на вооружение китайскую модель государственности; продолжала подвергаться мощному китайскому влиянию Корея.
За двадцать два года правления император Тай-цзун настолько укрепил государственную систему и унитарную идею, что войн и крестьянских восстаний не было в течение последующих ста лет. Отныне периоды децентрализации страны будут более редким явлением.
Эпоха величия династии Тан закончилась при императоре Сюань-цзуне (713-756 гг.). В 54 года он воспылал страстью к красавице Ян Туйфэй. Любовь стала легендой. Правление потонуло в бесхозяйственности. Ян Туйфей по требованию гвардии евнухи задушили. Но император к управлению страной не вернулся и через некоторое время он отрекся от престола.
Правители Китая с той поры до 907 г. растрачивали свои силы в борьбе против провинциальных князей, народов приграничных зон (тибетцами, уйгурами и тангутами), крестьянских восстаний и мятежей всех видов.
60 лет (с 907 по 960 гг.) в Китае продолжался период раздробленности.
В середине X в. из хаоса родилось государство Сун со столицей в городе Кайфэн (960-1279 гг.). Сунская империя была окружена враждебными государствами, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).
Тангутское царство отрезало Китая от Великого шелкового пути, и Китай лишился многих торгово-экономических связей.
Несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, государство динамично развивается.Численность населения достигала 100 млн. человек. Росли города, производство фарфора, шелка становилось национальной гордостью, были изобретены порох, компас, бумага, книгопечатание.
В империях Тан и Сун сложились совершенные для своего времени управленческие системы, которые копировались другими государствами. Все военные соединения страны стали подчиняться непосредственно императору.
Бюрократический аппарат вырос до 25 тыс. человек. Служебная пирамида насчитывала 9 рангов и 30 степеней, а принадлежность к ней открывала путь к обогащению.
Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.
Основой экономика Китая VII—XII вв. было аграрное производство.
Объединение страны привело к постепенному повышению роли городов. В X—XII вв. 10 % общей численности страны были горожане. Особое развитие в городах получили такие направления казенного ремесла, как шелкоткачество, керамическое производство, деревообработка, выделка бумаги и крашение. Формой частного ремесла, подъем которого сдерживали мощная конкуренция казенного производства и всесторонний контроль имперской власти над городской экономикой, была семейная мастерская - лавка. Появлялись крупные мастерские, оснащенные станками и применявшие наемный труд.
Активизация внешней торговли приходилась на VII—VIII вв. Центром морской торговли был порт Гуанчжоу, связывавший Китай с Кореей, Японией и прибрежной Индией.
|
|
Процесс этнической консолидации китайцев, проходивший с VII по начало XIII в.в эпохи Тан и Сун, приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания "хань жэнь" (люди хань).
Итак, к началу XIII в. в китайском обществе приобретают законченную форму и закрепляются многие черты и институты, которые впоследствии будут претерпевать лишь частичные изменения.
Примерное равновесие сил между государствами Сун, Ляо и Си Ся в начале XII в. было нарушено появлением нового быстро растущего государства чжурчжэней (одна из ветвей тунгусских племен), сформировавшегося в Маньчжурии и на территории современного Приморья и провозгласившего себя в 1115 г. империей Цзинь. Чжурчжени завоевали государства Ляо, Си Ся, северную часть империи Сун со столицей - городом Кайфын, взяли в плен императора. Брат императора бежал на юг, город Ханчжоу стал столицей новой империи Южная Сун.
Накануне монгольского нашествия в начале XIII в., Китай вновь оказался расколотым на две части — северную, включающую империю Цзинь, и южную — территория империи Южная Сун. В империи Южная Сун продолжается расцвет экономики, культуры, производят лучшие в мире шелка, фарфор, выращивают чай.