Информационная карта урока

Конспект урока русского языка

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголом».

Цель: формирование у обучающихся понятия о частице НЕ и правиле её написания с глаголом.

Задачи:

  • Образовательная: формирование у обучающихся представлений о правильном написании частицы НЕ с глаголами;
  • Развивающая: развитие логического мышления, фонематического слуха, устной речи младших школьников;
  • Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, коллективизма.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Для учителя: ПК, проектор, интерактивная доска, классная доска, учебник русского языка 3 класс, картинки смайликов с надписями.

Для обучающихся: учебник русского языка 3 класс, рабочие тетради, шариковая ручка, простой карандаш, цветные смайлы.

Методы: словесный метод (беседа, объяснение), наглядный метод (показ, электронная презентация), практический метод (упражнения).

Информационная карта урока

№ этапа, этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Орг. этап - Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. (Слайд 1) Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс, И урок начнем сейчас. Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! -Дети, давайте улыбнемся, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе. Садитесь! Приветствуют учителя Эмоционально – положительно настраиваются на предстоящую деятельность Л1: развитие эмоционально – нравственной отзывчивости по отношению к окружающим;
2. Этап актуализации субъектного опыта (Слайд 2) Вспомните части речи и заполните таблицу. (На каждую пару учеников лежат таблички). -У вас на партах лежат таблички, заполните их, используя данные слова. Карточки со словами у каждой пары.
  1. побежал дорожка весенняя он под и
  2. прилетели солнце синяя ты за а
  3. запели лес снежная она от если
  4. зашумели подружка нежная мы над или
  5. проскакал птицы главная я перед да
Части речи
Самостоятельные Служебные
имя существительное имя прилагательное глагол местоимение предлоги
        союзы
        ?

- Расставьте части речи по своим местам (работают в парах, выбирают названную часть речи и записывают в таблицу).

- Служебные части речи “обслуживают” самостоятельные части речи.

- Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков.

(Слайд) - Выполним проверку.

(Слайд3) - Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё одной служебной части речи, о которой мы будем сегодня говорить.

(Слайд 4) Вопросы:

1) Учащийся в школе. (Ученик)

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. (Экскурсия)

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. (Учитель.)

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. (Карандаш).

- Какое слово получилось по вертикали? (частица)

(Слайд4)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с глаголами в этих пословицах.

(Слайд 5) - Возьмите карточки и подчеркните глаголы.

· После драки кулаками не машут.

· В решете воду не удержишь.

· Слезами горю не поможешь

· Чего не знаешь – того не говори.

· Шила в мешке не утаишь.

· Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

· На каждый роток не накинешь платок.

· Кто не работает, тот не ест.

· Семеро одного не ждут.

(Слайд) – Проверьте!

- Какая частица стоит перед каждым глаголом?

(Слайд) – Верно, это частица НЕ!

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слайд 6) - Тема нашего сегодня с вами урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Выполняют работу самостоятельно в парах. Выполняют проверку совместно с учителем. Разгадывают кроссворд совместно с классом и учителем. Называют слово, которое получилось по вертикали. Подчёркивают глаголы в пословицах. Выполняют проверку. Отвечают на вопрос: - Частица НЕ. Правописание частицы НЕ с глаголами. П2: - формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний; Р2: формирование планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя; Л1: осознание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; К2: формирование умения грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственное мнение; Р2: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности - Подумайте, к какой группе частей речи отнесём частицу. Почему? - Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? (Слайд 7)– Правильно, это служебная часть речи - частица. - Понаблюдайте, как частица НЕ пишется с глаголами. Можете ли вы сформулировать правило? - Послушайте стихотворение о глаголе и частице НЕ. В нём спряталось правило. Кто услышит его? (Слайд 8) Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! В.Агафонов - Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице НЕ? - Как пишется не с глаголами? (Отдельно). - Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с частицей НЕ. - Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ придаёт глаголам. - Добавьте к глаголам, которые я произнесу частицу не. Что у вас получится? (Слайд 9) · ждут – не ждут · машут –не машут · идут – не идут · поют – не поют · летят – не летят - Какой смысл придает глаголам частица НЕ? (Слайд) - Действительно, частица не выражает отрицание. - Ребята, однажды А.С.Пушкин пришел к своему другу – Петру Вяземскому и написал в детском альбоме его сына стихи. В них содержался очень важный совет. - Прочтите эти строки: (Слайд10) Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то... Кажись, это ясно? Прощай, мой прекрасный! - Какое слово из данного стихотворения относится к теме нашего урока? (Не делай) - Что обозначает частица не? - Частица НЕ обозначает отрицание (Слайд 11) Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что они обозначают. · Недоумевать – это значит заставлять, не считаясь с желанием другого. · Негодовать – это значит сомневаться, удивляться. · Неистовствовать – это значит находиться в болезненном состоянии. · Неволить – это значит находиться в состоянии нездоровья. · Недомогать – это значит злиться, беситься. · Нездоровится – это значит выражать неудовольствие. - Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ? - В этих словах НЕ – это приставка. - Эти слова пишутся с НЕ слитно. · ненавидеть · негодовать · неволить · недоумевать Рассуждают, отвечают на вопрос: - Служебная часть речи. Формулируют правило написания частицы НЕ с глаголоми. Внимательно слушают стихотворение. Отвечают на вопрос. Ещё раз закрепляют правило: частица Не с глаголами пишется раздельно. Выписывают глаголы с частицами в тетрадь. Называют слова с частицами НЕ. Ответы обучающихся. Читают строчки на слайде. Называют слово, относящееся к теме урока. Отвечают: - запрет на действие. Зачитывают слова. Объясняют их значение. -Потому что без НЕ - не употребляются. К1: формирование умения слушать и понимать речь учителя, товарищей по классу, уточнять непонятное; К2: формирование умения грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения; Р2: формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя; П2 – формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний;
4. Физкультминутка (Слайд 12) - Все дружно встали! - Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме. Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают? Буду – не буду! Могу – не могу! Хочу – не хочу! Стану – не стану! Кричу – не кричу! Выполняют физкультминутку  
5. Этап применения и закрепления изученного материала (Слайд 13) Прочтите предложения · Здоровье за деньги купишь. · Кашу маслом испортишь. · Ложь человека красит. - Согласны вы с этими высказываниями? - Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? - Прочитайте, что получится. - Как изменился смысл глаголов с частицей НЕ? - А смысл пословиц? Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не. (Слайд 14) Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! - Где уместно разместить такой текст? - Кто мог написать этот текст? - А можно ли этот текст назвать призывом? - Предлагаю вам выполнить творческое задание. - Задание такое: составьте небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. (Слайд 15)Тексты посвящены разным темам: 1. О правилах поведения в лесу. 2.О правилах поведения в столовой. 3. О правилах пользования книгой. 4. О правилах поведения на уроках. Зачитывают предложения. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопрос: - Перед глаголами поставить частицу НЕ. Зачитывают пословицы. Отвечают: - глаголы приобрели отрицательный смысл. Объясняют смысл пословиц. Слушают учителя. Предположения, ответы детей: - Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу. Отвечают: - Да, это призыв людей, которые любят природу. Выполняют творческое задание. Называют по цепочке правило. Объясняют написание частицы НЕ с глаголом. П2: - формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний; Р2: формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя; П1: овладение логическими действиями анализа, сравнения, классификации по родовым признакам; П2: - формирование умения ориентироваться в собственной системе знаний; Р2: формирование умения планировать и контролировать собственную деятельность под руководством учителя;
6. Этап подведения итогов урока - Какой теме был посвящён наш урок? (Слайд) Заполним таблицу вместе с вами.
Что такое не? Частица
К какой части речи относится это слово? Служебная
Когда оно употребляется в речи? Отрицание Запрет
Как пишется не с глаголами? Раздельно
Исключения Слитно · ненавидеть · негодовать · неволить · недоумевать
- Теме: «Правописание частицы НЕ с глаголом» Отвечают на вопросы, поставленные учителем. К2: формирование умения грамотно строить речевое высказывание, аргументировать собственную точку зрения;
7. Рефлексия - Сейчас я попрошу каждого из вас оценить свою работу на уроке. У вас на партах лежат смайлы: возьмите его и прикрепите его к той картинке и записи, которая больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке. (На доске прикреплен образец). Я не все понял! Я понял, но не могу объяснить! Мне понятно и я могу объяснить другому! - Урок окончен! Всем спасибо за урок! Анализируют собственную деятельность, прикрепляют смайл к соответствующей картинке и надписи. Р3 – формирование умения анализировать собственную деятельность;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: