В третьем десятилетии отношения России с США и Европой будут конкурентными и напряженными. Москва, если ее не спровоцируют, не станет вторгаться на территорию НАТО, но время от времени возможны инциденты на новой линии противостояния — от Арктики и Балтики до Черного моря, а может, и где-нибудь еще. Россия и дальше будет пытаться компенсировать свою более слабую позицию. Способы компенсации могут быть самыми разными: от усиления опоры на политику ядерного сдерживания до работы над благоприятным балансом сил на местах, от быстрого принятия решений и смелых действий, в том числе силовых, до запутывания ситуации и «гибридных» операций. А поскольку ставки для России в этом возобновившемся противостоянии выше, чем для западных стран, она будет готова идти на больший риск и нести больший ущерб, чем ее оппоненты.
В этих условиях важнейшее значение приобретают меры по недопущению эскалации конфликта между Россией и Западом. Главное здесь — предотвращение инцидентов с участием военных самолетов и кораблей за счет мер по укреплению доверия; контроль нормальной работы каналов связи, в том числе между военными; наличие посредников, пользующихся доверием у обеих сторон и способных вести конфиденциальный конструктивный диалог по спорным вопросам и общим проблемам, например в сфере стратегической стабильности.
|
|
В общей обстановке конфронтации взаимодействие России с западными странами будет осуществляться в лучшем случае в форме заключения сделок в тех областях, где совпадают или пересекаются национальные интересы. Здесь Москва не будет уклоняться от партнерства с Западом и готова работать вместе с Вашингтоном и его союзниками. Однако российская сторона пойдет на сотрудничество, только если убедится, что Америка обращается с ней как с равной и учитывает ее интересы. Собственно, в этом и состоит конечная цель внешней политики Кремля.
Для достижения этой цели России придется добиться от Запада уважения российского «пространства безопасности» через исключение возможности вступления в НАТО Грузии, Молдавии, Украины или любой другой республики бывшего СССР и чере предоставление этим странам нейтрального статуса по отношению к России и НАТО; сотрудничества в разрешении международных кризисов под эгидой Совета Безопасности ООН, где Россия обладает правом вето; восстановления нормальных экономических отношений между Россией и Западом в процессе урегулирования конфликта в Донбассе на основе соглашения «Минск-II» и поиска формулы для признания Крыма частью России в соответствии с волеизъявлением его жителей.
С точки зрения Кремля, в вопросах, по которым у Москвы и Запада нет принципиальных разногласий, Россия должна полномасштабно сотрудничать с Вашингтоном. Там, где фундаментальные расхождения существуют, их необходимо выводить за скобки, чтобы они не блокировали диалог, если он возможен, — как это произошло с темой статуса Абхазии и Южной Осетии во время попытки «перезагрузки» российско-американских отношений, предпринятой в 2009 году. По всем проблемам, находящимся между двумя полюсами, следует искать компромиссы.
|
|
Что касается вопросов мироустройства, то Россия не предлагает своей альтернативы сложившемуся порядку или грандиозных планов по его реформированию. Москва выступает не против миропорядка как такового, а против американского господства над ним. Таким образом, ее притязания носят не столько содержательный, сколько процедурный характер. Российская сторона хочет иметь постоянное место «в президиуме», с фактическим или юридическим правом вето, как в Совете Безопасности ООН. Она стремится быть среди тех, кто создает правила, а не пассивно соглашаться с тем, что разработало международное сообщество во главе с США. Неслучайно Россия всегда считала Совбез ООН более разумной моделью, чем Совет Россия — НАТО, где ей противостоят 28 стран-союзниц, связанных блоковой солидарностью.
Однако после 2014 года, когда произошел разрыв с Западом, мало кто в России рассчитывает на то, что США и Европа пойдут навстречу Москве. С каждым годом конфронтация и отчуждение становятся все глубже — и российская сторона все более скептически относится к самой возможности создания честного мирового порядка. По ее мнению, на смену старому устройству приходят системы регионального масштаба: Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), дополняющие традиционные альянсы США, китайская инициатива «Один пояс, один путь» и так далее. Санкции, введенные Западом, разрушили концепцию «неделимого мира», в которую все вкладывались после окончания холодной войны. И Москва начала уделять больше внимания региональным и субрегиональным образованиям: группе БРИКС, ШОС, ЕАЭС, Организации Договора о коллективной безопасности и другим структурам. Из общемировых организаций полезными по-прежнему считаются Совет Безопасности ООН и «Большая двадцатка».
Задания по теме:
1) Изучить материал лекции.
2) Предложенный текст (или вопросы) представить в формате короткого Эссе, дополнив примерами (аргументами) которые логично впишутся в контекст вашего текста. Это может быть хронологический материал, высказывания видных политиков, причины событий и явлений либо его последствия. Объем изложения «Эссе» не менее листа А4 шрифт Times New Roman 14.
3) Сроки выполнения: 5.05- 18.05.2020г
Рекомендации по оформлению Эссе:
Тема эссе: «Дайте название эссе». Современный этап внешнеполитической деятельности – с 2014 по 2020 гг. В эссе должны быть 3 обязательные части.
I. При оценке внешней политики России необходимо коснуться следующих направлений: 1)отношения России с Западом (США + Западная Европа), 2) отношения России со странами СНГ, 3)отношения России со странами Большого Ближнего Востока (Ближний Восток +Турция + Иран), 4)удался или не удался «поворот России на Восток» (сближение России с Китаем и Индией), 5)общая оценка эффективности российской внешней политики на современном этапе.
II. Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз: 1) как будут развиваться международные отношения России в краткосрочной перспективе (1-2 года); 2) как будут развиваться международные отношения России в среднесрочной перспективе (4-5 лет);
III. Дайте, пожалуйста, Ваши рекомендации высшему политическому руководству РФ относительно проведения внешней политики РФ в краткосрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективах.
|
|
Разумеется, вы пишите эссе, исходя из содержания вашего текста.
Темы Эссе
(распределение тем эссе на стр. 23)
1. Кризис идентичности?
Россия утратила исторически сложившееся свое представление о самой себе?
Что такое Российская Федерация как государство?
Каково ее реальное положение в мире?
Кто ее союзники и соперники?
Где ее подлинные границы? Как они определяются?
Как соотносится весь исторический опыт (как положительный, так и отрицательный) российской государственности с ее нынешним состоянием?
Какова долгосрочная стратегия страны в ХХI в.?
Для начала зададимся простым вопросом: почему проблема национальной идентичности, а соответственно и национальных интересов практически никогда не возникала в СССР?
2. Сегодня Арктика – это и регион, где сталкиваются противоположные интересы государств при отстаивании своих собственных национальных интересов и суверенных прав и в то же время сфера огромных возможностей сотрудничества в тех областях деятельности, где одностороннее решение проблем невозможно. Вопрос заключается в том, готовится ли мир именно к сотрудничеству?..
3. Профессиональная игра несколькими фигурами на «шахматной доске» способна в одной, или даже нескольких партиях, принести победу, но многомерная современность вносит свои коррективы в подходы и правила игры. Сеанс одновременной игры с индивидуальными правилами для каждой «доски» стал повседневной реальностью. Качественная реакция на асимметричность вызовов и угроз, которые подкреплены прогрессивными инновационными стратегиями и технологиями оппонентов, требует от России необычайной пластичности мышления…
4. Говоря о дипломатии ХХI века, необходимо отметить, что на современном этапе международных отношений, одно малейшее, непродуманное слово может стать причиной для глобального конфликта. Действительно, внешняя политика Российской Федерации и действия дипломатического корпуса достойны похвалы, так как они в короткие сроки сформировали новый облик авторитетной и могущественной России. Дипломатические успехи в регулировании сирийского конфликта не только представили Россию как надежного международного партнера, который не бросит своих союзников на произвол судьбы, но и еще раз подтвердили факт краха однополярного мира. Россию нужно уважать и считаться с ее интересами – цель, которая успешно достигнута благодаря умелой внешней политике…
|
|
5. Внешняя политика современности является средством, благодаря которому государства отстаивают свои интересы и, если необходимо, укрепляют собственную безопасность. Это справедливо для всех государств мира на нынешний момент, включая Россию.
Говоря о внешней политике, напрашивается сравнение с конкуренцией в условиях рыночной экономики…
6. Современные международные отношения вошли в фазу трансформации, ознаменовав новый, еще формирующийся мировой порядок, в связи с кризисными событиями на Украине; проблемой международного терроризма не сетевого принципа; продолжающейся нестабильностью на Ближнем Востоке, а также изменением роли Соединенных Штатов Америки в международных делах.
Именно изменение роли США в международных делах является одним из главных факторов продолжающейся трансформации
7. Распад Советского Союза и победа Запада, во главе с США, в многолетнем противостоянии двух сил на мировой арене, на мгновение показали превосходство победителей в холодной войне. Последующие годы ознаменовались укреплением США и Европы посредством развития по большей части подконтрольных им международных институтов (МВФ, Мировой банк, ВТО). В том числе Запад наращивал мощь и в военно-политической сфере (расширение НАТО)…
8. Внешняя политика государства – это направление деятельности за ее пределами, цель - реализация национальных интересов.
Цели и средства внешней политики зависят от многих обстоятельств, например, социально-политического устройства государства, политического режима, формы правления, уровня политической культуры, геополитических условий, исторических особенностей и других факторов…
9. В условиях, когда на повестке дня стоят вопросы о продолжении или возобновлении «холодной войны», когда мир становится еще более хрупким в контексте информационного давления и действий негосударственных факторов международных отношений, становится крайне сложным анализировать и прогнозировать так быстро меняющуюся обстановку.
Однако проследить основные тенденции можно. Происходящие события в экономической сфере, переориентация политики России в сторону Востока и ее акцент на партнерстве с Китаем позволяют говорить о формировании новых вынужденных альянсов, которые преследуют свои стратегические и экономические интересы в Азии… Всякая политика, которая осуществляется Российским государством определяется двумя статьями основополагающего законодательного акта нашей страны — Конституции: статьей 2 и статьей 3…
10. Огненный дракон по наполеоновским заветам, уже просыпается – это давно набившие оскомину трюизмы, скажите Вы! Но, почему Россия не обращала свой самозабвенный континентальный взор на Восток еще в 2002-2003 гг., когда это можно было сделать без лишних транзакционных издержек и стратегических уступок. Активизация поиска дипломатических смыслов в разрезе «инь—ян» видится весьма перспективным только с точки зрения прагматичной экономической составляющей. Ведь конкуренцию за страны никто не отменял и, даже, фридмановское состояние «плоского мира», когда география мстит и венским конгрессам и иным версальским встречам…
11. Учитывая рост интеграционных процессов в условиях международных отношений, создание транснациональных межгосударственных ассоциаций и союзов, а также глобализационные процессы, Россия, как один из ключевых игроков на международной арене, встала на путь самоопределения в новом мировом порядке. Вопросы внешней политики стали превалирующими, грамотно скоординированными и широко обсуждаемыми в кругах западной и российской прессы. Россия демонстрирует высокий уровень дипломатии, и не менее глобальные геополитические интересы. Так чем же сегодня для России является внешняя политика – целью или средством?
12. В чем заключается специфика модернизации традиционных обществ Востока на современном этапе (на примере одного, двух и более государств)?
13. Почему потерпела неудачу попытка модернизации общества в Иране (реформы шаха Пехлеви)?
14. Какие основные направления и приоритеты имеет внешняя политика России сегодня (по следам сегодняшних событий)?
15. Как повлияли события 11 сентября 2001 года на внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения со странами Запада?