Студентка гр. НО-18
Евстафьева В.
Практическое занятие
Тема: «Методика словарной работы» (продолжение)
Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала.
2. Для каждого из описанных методов и приемов словарной работы составить по 2-3 практических примера-задания.
Методы словарной работы:
1. Обогащение словаря:
· Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:
Приятель - …(друг),
Солдат - …(боец),
Противник - …(враг),
Работа - …(труд),
Шагать - …(идти).
· Упражнение 2. Замените одним словом:
Промежуток времени в 60 минут. (Час).
Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).
Аппарат для полёта в космос. (Ракета).
Человек, который летал в космос. (Космонавт).
Предприятие, где делают машины. (Завод).
Небесное светило. (Солнце).
Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).
· Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).
2. Уточнение словаря:
· Упражнение 1. Спишите, вставьте подходящее по смыслу прилагательные.
|
|
Мальчик оказался (понятным, понятливым) собеседником.
· Упражнение 2. Прочитайте прилагательные и определите, какое из них многозначное.
Белый, глубокий, коричневый, мягкий.
· Упражнение 3. В тексте слово может употребляться в разных значениях. Найдите в тексте слово, значение которого вам неизвестно. Попробуйте догадаться, исходя из контекста, что оно может обозначать.
У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Гешка с Костей, а Костина мама сказала: «Ты, Гешка, настоящий петух». А вчера надулся Гешка на папу, и тот весь вечер дразнил его «Индюк». Поясните, благодаря чему слова «петух» и «индюк» стали многозначными?
3. Активизация словаря:
- Упражнение 1. Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон...
Луна видна ночью, а солнце...
Огонь горячий, а лед...
Река широкая, а ручей...
Камень тяжелый, а пух...
- Упражнение 2. Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный:
|
|
· Упражнение 1. Игра содержит элементы соревнования. 3-4 игрока становятся в одну линию и договариваются, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). Затем оговаривается тема, например, вежливые слова. Участник может сделать шаг, лишь назвав слово по теме. Повторяться нельзя. Другие возможные темы: «Все горячее», «Все круглое», «Все мокрое», «Слова утешения» и так далее.
· Упражнение 2. Цель упражнения: развитие умения подбирать слова не только по рифме, но и по контексту стихотворения; получение первичных представлений о поэтической речи. Знакомясь с ритмом и рифмой стихотворного текста, дети постепенно начинают понимать, чувствовать поэтическую речь. Учитель предлагает детям внимательно слушать стихотворение Даниил Хармса «Очень страшная история», потому что последнее слово в строчке не будет названо. Нужно подсказать подходящее слово.
Приемы словарной работы:
1. Словообразовательный анализ слова:
· Упражнение 1. «Я – редактор». Оно предполагает обнаружение ошибок и недочетов лексического характера и их исправление. Трансформация может заключаться в замене слова, словосочетания, пропуске и добавлении слова. В качестве материала для таких упражнений можно использовать специально подготовленные тексты с включением типичных для учащихся ошибок. Например: «Ребята торопливо шли в школу. Они опаздывали». Здесь можно подобрать синонимы к глаголу (шагали, бежали), а также распространить второе предложение (очень, сильно опаздывали).
Упражнение 2. Выделите в данных словах корень. Отличается корень от производящей основы? Образуются слова от корня?
Машинист ← машина, бетонщик ← бетон.
2. Сопоставление слова с другими созвучными словами с целью выяснения различий:
· Упражнение 1. Как ты понимаешь значение слова каменистый? Дай паронимическую пару.
· Упражнение 2. Составь предложения со словами: опасный, опасливый.
3. Выяснение значения нового слова по справочным материалам:
· Упражнение. Пользуясь словарем, определи, в каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный? Объясни свой выбор.
1) Сытый волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – сытый корм скоту.
3) Сытый голодного не разумеет.
4) Сытое брюхо к ученью глухо.
4. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда):
· Упражнение. Пользуясь этим приёмом, т.е. объясняя значение слова с помощью синонимов, например: изумрудный - ярко-зелёный, холить - заботиться, учитель должен иметь в виду, что синонимическое определение слова достигает своей цели только в том случае, если учащиеся хорошо понимают значение каждого поясняющего слово синонима. Поэтому в качестве синонимов, при помощи которых разъясняется незнакомое слово, следует брать только слова общеупотребительные, значение которых детям хорошо известно. Так, например, слово «холить» вряд ли дети поймут с помощью синонимов «лелеять», «нежить», т. к. значение этих слов дети могут и не знать.
5. Подбор антонимической пары:
· Упражнение «Скажи наоборот» из стихотворения Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).