Роль лирических отступлений в поэме, образ Руси и мотив дороги

1. Воспользовавшись материалом учебника (стр.231-250), ссылкой, другими источниками информации, обобщите изученный материал.

 

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8801867208789612822&text=видеоурок%20лирические%20отступления%20в%20поэме%20гоголя%20мертвые%20души&path=wizard&parent-reqid=1588851351830203-698522332590942729804406-production-app-host-vla-web-yp-338&redircnt=1588851507.1

 

2. Вспомните определение лирического отступления.

 

 

3. Перечитайте лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

 

 

4. Обратите внимание, что в лирических отступлениях

Ø Гоголь прибегает к обобщению образов государственных служащих, характерными чертами которых являются корысть, взяточничество, чинопочитание. Кажущееся на первый взгляд противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные черты тех и других (глава 1 – лирическое отступление о «толстых» и «тонких»);

Ø раскрывается живой и бойкий ум народа, владеющего «замашистым» русским словом, его наблюдательность, умение метко и точно одним словом охарактеризовать человека. Это слово – свидетельство живой, неубитой гнетом души народа (глава 5 - лирическое отступление о «замашистом, бойком русском слове»);

Ø Гоголь размышляет о двух типах писателей и их судьбах, противопоставляя писателя-реалиста и писателя-романтика; указывает характерные черты творчества писателя романтического направления, говорит о его прекрасном уделе; пишет об участи писателя-реалиста, который рискнул изобразить правду, определяет значение своего творчества (глава 7 - лирическое отступление о двух типах писателей);

Ø Тема России и тема дороги сливаются, завершая I том поэмы. «Русь-тройка» предстает как видение автора, который стремится понять смысл её движения (глава 11 – обращение к Руси, размышление о дороге, «Русь – птица-тройка»).

 

5. Воспользовавшись ссылками, прослушайте лирическое отступление «Русь – птица-тройка» (глава 11 поэмы).

 

 

https://ru357.iplayer.info/song/174694939/Artisty_teatrov_-_Eh_trojka_Ptica_trojka_kto_tebya_vydumal/

 

 

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1169174641936725354&text=авторское%20чтение%20эх%20тройка%20птица%20тройка&path=wizard&parent-reqid=1588856221411260-1405154580875167868800271-production-app-host-vla-web-yp-199&redircnt=1588856379.1

 

Вывод:

1) В лирических размышлениях выражены личные размышления и переживания                          Н.В. Гоголя.

2) Лирические отступления служат своеобразным комментарием и создают определенное настроение.

3) Лирические отступления замедляют ход повествования, держат читателя в напряжении.

4) Лирические отступления развивают тему России.

5) Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси.

 

6. Выучите наизусть лирическое отступление  («Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?....,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, И вон уже видно вдали, как кто-то пылит и сверлит воздух», глава 11).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: