Межкультурные коммуникации
Сущность межкультурной коммуникации. Цели и задачи межкультурной коммуникации.
Понятие «межкультурная (кросскультурная, межэтническая) коммуникация» (или «межкультурная интеракция») ввели в научный оборот Г. Трейгер и Э. Холл в своей работе «Культура и коммуникация.
Межкультурная коммуникация осуществляется, если отправитель и получатель сообщения принадлежат к разным культурам, если участники коммуникации осознают культурные отличия друг друга.
По сути межкультурная коммуникация — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Такая коммуникация вызывает множество проблем, связанных с разницей в ожиданиях и предубеждениях, которые свойственны каждому человеку и, естественно, разные в разных культурах.
Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. При этом каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих так, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы.
На процесс интерпретации также влияют: возраст, пол, профессия, социальный статус коммуникантов, их толерантность, предприимчивость, личный опыт.
Основными целями межкультурной коммуникации являются:
систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;
развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;
формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
Специфические цели:
- определение предмета, методологии и понятийного аппарата межкультурной коммуникации;
- выявление места межкультурной коммуникации среди других наук;
- формирование и развитие у участников межкультурной коммуникации культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения и толерантного отношения к нему;
- разработка методологии обучения практическим навыкам и умениям в общении с представителями других культур.
Задачи:
1. Создание и преобразование окружающей среды для жизнедеятельности человека;
2. Социализация и преобразование самого человека;
3. Формирование соответствующих средств и способов организации коллективной жизни;
4. Формирование картины мира в виде систематизированных и упорядоченных знаний.
Субъекты межкультурной коммуникации.
Субъекты межкультурной коммуникации - отдельные индивиды, принадлежащие к разным группам, малые группы, этносы, нации, цивилизации.
Л. К. Гейхман, выделял четыре «уровня» субъектов, проявляющихся в процессе их взаимодействия:
1) каждый из них является носителем общечеловеческого сознания;
2) каждый из них является носителем культурных ценностей, созданных народом, к которому он принадлежит;
3) каждый из них является представителем определенной системы мировоззренческих ценностей той или иной религиозной конфессии или организации;
4) каждый из них является представителем социальной и / или профессиональной группы, и при всем этом каждый из них есть неповторимая человеческая индивидуальность, определяемая полом, возрастом, характером, темпераментом и другими особенностями человека, через которые все эти культурные уровни и проявляются.
Структура и уровни межкультурной коммуникации.
В рассмотрении вопроса о структуре межкультурной коммуникации большинство зарубежных и отечественных специалистов в этой области придерживаются точки зрения, согласно которой говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если ее участники представляют разные культуры и осознают все культурные явления, не принадлежащие к их культуре как чужие. По мнению сторонников такого подхода, отношения являются межкультурными, если участники процесса коммуникации не только прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, но и одновременно знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения.
На нашей планете существуют социокультурные системы, структурно и органически объединенные едиными культурными традициями, ценностями и особенностями. Чаще всего эти культурные системы выделяются по континентальному признаку и в силу своей масштабности они получили название макрокультур. Внутри макрокультур обнаруживаются как субкультурные различия, так и сходные черты, позволяющие говорить о наличии такого рода макрокультур. Каждая отдельная макрокультура не является гомогенной структурой, внутри ее существуют отдельные этнические культуры и различные общественные группы, обладающие своими культурными особенностями. Такие социокультурные группы называют микрокультурами (субкультурами). Макрокультура может отличаться от микрокультуры этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками и т.д.
В зависимости от сочетания и значения того или иного фактора в каждой социокультурной группе формируются свои ценностные ориентации, выражающиеся в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения, характеру аргументации входе общения, личной свободе индивида, природе самого человека.
Отношение к природе.
Здесь возможны три варианта:
Природа воспринимается как контролируемая человеком;
Природа воспринимается как находящаяся в гармонии с ним;
Природа воспринимается как ограничивающая его.
Отношение ко времени.
Каждая культура имеет свой язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Выше мы уже затрагивали тему монохронности и полихронности времени
Отношение к пространству.
Каждому человеку для его нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д.
В соответствии с параметром отношения к пространству культуры подразделяются на те, в которых преобладающая роль принадлежит:
1. Общественному пространству
2. Личному пространству.
Отношение к общению.
По этому критерию страны подразделяются на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные.
Отношение к личной свободе.
По данному критерию культуры разделяются на коллективистские и индивидуалистские.