Основные понятия языка Паскаль, общая структура программы, арифметические выражения
Основные понятия языка Паскаль
Программа на языке Паскаль формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из букв, цифр, специальных символов.
В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита и знак подчёркивания; в качестве цифр: арабские цифры от 0 до 9.
При написании программ применяются специальные символы: +, -, *, /, =, <, >, [], (), @, {},:,;', # (номер), $ (знак денежной единицы), ^ (тильда), пробел, точка и запятая.
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделённые друг от друга разделителями и несущими определённый смысл в программе. Разделителем может служить пробел, символ конца строки, комментарий.
Слова подразделяются на: зарезервированные, стандандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
Зарезервированные слова являются составной частью языка и их нельзя использовать в качестве идентификаторов. В языке Паскаль зарезервированными являются следующие слова: and, array, begin, case, const, div, do, downto, else, end, file, for, forward, function, goto, if, in, lable, mod, nil, not, of, or, packed, procedure, program, record, repeat, set, shl, shr, string, then, to, type, unit, until, uses, var, while, with, xor.
|
|
Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определённых разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций.
Идентификаторы пользователя используются для обозначения меток, констант, типов, переменных, процедур и функций, определённых самим программистом.
Общая структура программы. Описание меток, определение констант, определение типов, описание переменных
Структура программы:
Program <имя программы>;
{Раздел описаний}
Uses {подключаемые модули}
Label {объявление глобальных меток}
Const {объявление констант}
Type {объявление типов}
Var {объявление переменных}
Procedure {описание процедур}
Function {описание функций}
{Раздел операторов}
Begin
{операторы}
End.
Все данные, в зависимости от способа их хранения и обработки можно разделить на две группы константы и переменные.
Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются.
Стандартные виды констант:
1. Целочисленные - определяются посредством чисел, записанных в десятичном или шестнадцатеричном формате, не содержащих десятичной точки.
2. Вещественные - определяются посредством чисел, записанных в десятичном формате данных.
3. Символьные - это любой символ персонального компьютера, заключённый в апострофы.
4. Строковые - определяются последовательностью произвольных символов, заключённых в апострофы.
|
|
5. Типизированные - переменные с начальным значением. Каждой типизированной константе ставится в соответствие имя, тип и начальное значение.
6. Зарезервированные константы.
Формат описания констант:
Const
Идентификатор=значение;
Пример:
const n=7; m=15;
Константам n, m задаются значения 7 и 15 соответственно.
Переменные в отличие от констант могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Тип констант автоматически распознаётся компилятором без предварительного описания. Тип переменной должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия.
Формат описания переменных:
Var
Идентификатор: тип;
Пример:
var
a,b:integer;
c:real;
Переменным a,b задается тип integer а переменной c - тип real.
О том, что такое типы данных, вы узнаете в следующий статьи.
Арифметические выражения
Арифметические выражения строятся из имен переменных, констант, знаков операций и круглых скобок так, как это принято в математике. При вычислении их значений операции выполняются в порядке приоритета: *, /, DIV, MOD, а затем + и -. Операции одинакового старшинства выполняются слева направо.
Арифметические операторы:
Оператор | Назначение |
+ | Сложение |
- | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
div | Целочисленное деление |
mod | Остаток от целочисленного деления |
Наряду с переменными и константами в арифметические выражения можно включать функции. При определении значения выражения, прежде всего, вычисляются значения входящих в него функций. В Паскале имеются следующие стандартные функции:
Функция | Назначение |
ABS(X) | Модуль числа x |
ARCTAN(X) | arctg(x) |
COS(X) | cos(x) |
EXP(X) | ех |
FRAC(X) | Дробная часть x |
INT(X) | Целая часть x |
LN(X) | ln(x) |
PI | Значение PI=3.1415926535897932385 |
ROUND(X) | Округление до ближайшего целого |
SIN(X) | sin(x) |
SQR(X) | x2 |
SQRT(X) | Квадратный корень Х |
TRUNC(X) | Отбрасывание дробной части |
EXP(B*LN(A)) | AB – В Паскале нет функции возведения в степень, поэтому степень определяется через уже определенные функции |
Аргумент функции обязательно заключается в скобки.
Выражение на Паскале, как впрочем, и на других языках программирования, записывается в одну строчку, а для сохранения порядка действий используются скобки. Все действия должны быть указаны. Например, XY+X2 надо записать как Х*Y+SQR(X).
Ввод-вывод данных в Pascal
Компьютерные программы обрабатывают (изменяют) различные данные. Программа получает данные, что-то делает с ними и выводит их в измененной форме или выводит другие данные.
Следовательно, любой язык программирования должен иметь инструменты как для ввода данных, так и их вывода. В Паскале ввод осуществляется с помощью процедур read() и readln(), а вывод - благодаря write() и writeln(). Процедуры, которые имеют окончание ln, после своего выполнения переводят указатель на новую строку.
Откуда или с помощью чего можно ввести данные в программу? Обычно это можно сделать с помощью клавиатуры или из файлов.
Куда можно вывести данные? На экран, в файл, на принтер и др.
Стандартным устройством ввода является клавиатура, а вывода — монитор. Стандартные — значит "работающие по-умолчанию"; т.е. если не указано ничего иного, то программа будет считывать данные с клавиатуры, а выводить их на монитор. Вместе клавиатуру и монитор называют консолью. Таким образом консоль представляет собой стандартное устройство ввода-вывода.