Творчество писателей-прозаиков в 1950-1989-е годы

Особенности развития русской литературы и культуры 1950-1980-х годов

Прочитать

Отечественная литература к началу 1950-х годов рассматривалась как средство идеологической борьбы.

Прямое вмешательство высшего партийного руководства в литературный процесс создавало предпосылки для появления низкохудожественных, зачастую бесконфликтных - «лакировочных» произведений.

Литература «оттепели»

Периодом «оттепели» называют конец 50-х – 60-е годы жизни общества и литературы. К большим общественным переменам привели смерть Сталина и XX съезд партии, на котором прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина.

Большим оживлением и творческим подъёмом была отмечена литература этих лет. Во времена «оттепели» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Начал выходить целый ряд новых журналов: «Русская литература», «Дон», «Урал», «На подъёме», «Москва», «Юность», «Иностранная литература». Всё чаще проходят творческие дискуссии на темы реализма, современности, о гуманизме и романтизме, возрождается внимание к специфике искусства.

60-е годы считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот период истории миру явилась целая плеяда имён талантливых прозаиков. Прежде всего, это были писатели, пришедшие в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков.

Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало, а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам "шестидесятников". Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе, даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек.

Для конспекта

Творчество писателей-прозаиков в 1950-1989-е годы

Основным качеством прозы второй половины 1950-х годов стало исповедальное начало, в полной мере проявившееся в лирической прозе, и прежде всего в жанре дневника. Жанр дневника позволял создавать атмосферу доверительных отношений с читателем и выразить субъективную точку зрения на исторически значимые события.

Молодежная проза

Ее герои – обычные старшеклассники, студенты, чаще всего горожане. Исходным импульсом к конфликту героя с окружающей действительностью было несоответствие реальной жизни, далекой от идеала, романтически наивным книжным представлениям о ней. Лидерами течения стали: В. Аксенов «Коллеги», «Звездный билет», А. Кузнецов «У себя дома».

Фантастика

На 1960-е годы приходится новый виток в развитии фантастики. Отечественные писатели-фантасты, прогнозируя возможное будущее науки и техники, уделяли большое внимание человеческой психологии. Огромную популярность получили произведения фантастов И. Ефремова, О. Ларионовой, братьев А. и Б. Стругацких, К. Булычева. Кроме того, в СССР издавалась и зарубежная фантастика: Р. Брэдбери, С. Лем.

Деревенская проза

Представители: В.П. Астафьев «Прощание с Матерой», В.И. Белов «Плотницкие рассказы», «Привычное дело», Е.И. Носов, В.М. Шукшин.

Лагерная проза

Тема ГУЛАГа – одна из ключевых в литературе 20 века, на нее долгое время был наложен негласный запрет. Произведения, посвященные теме сталинских репрессий, доходили до узкого круга читателей через самиздат и тамиздат.

Самиздат – форма нелегального распространения лит-худ. произведений в СССР в машинописном виде.

Тамиздат – запрещенные к публикации книги и журналы, опубликованные за рубежом.

Так распространялись произведения А.И. Солженицына «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы» В. Шаламова (он провел в сталинских лагерях 17 лет).

Жизненный опыт составил основу произведений и писателя Ю. Домбровского, в общей сложности проведшего 18 лет в тюрьмах, лагерях и ссылке. Его роман «Факультет ненужных вещей» был удостоен премии за лучшую иностранную книгу года.

Военная проза

Так названо художественное течение, объединившее эпические произведения писателей-фронтовиков. В это время были опубликованы первые повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Г. Бакланова «Южнее главного удара». Б. Батлера «До свидания, мальчики», В. Быкова «Журавлиный крик», «Фронтовая станция», В. Астафьева «Звездопад», К. Воробьева «Убиты под Москвой», М. Шолохов «Судьба человека», К. Симонов «Живые и мертвые».

Для военной прозы характерны стремление к исповедальности и субъективизации образа.

Городская проза

С именем прозаика Ю. Трифонова связано развитие городского, или интеллектуального, течения в литературе. Объектом художественного анализа в его повестях «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» является постепенная деградация личности.

Городская проза изображала нецельного человека, лишенного позитивного активного начала. Исследователи творчества Трифонова отмечают связь психологического реализма писателя с реализмом позднего Чехова.

Постмодернистские черты в прозе 1970-1980-х годов

Постмодернистское мироощущение проявилось в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки». Главный герой поэмы, Веничка – алкоголик, маргинальная личность. Сознание всегда пьяного Венички, стремящегося постичь смысл существования в искаженной действительности, также искажено, очевидно, поэтому герой не в силах разобраться в окружающем его хаосе, и более того, он гибнет физически.

На рубеже 1970-1980-х годов в русской литературе появляются произведения условно-метафорической прозы, в реалистическое повествование которых вводятся фантастические персонажи, фольклорно-мифологические мотивы и сюжеты. Таковы, например «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря» Ч. Айтматова. Антиутопия Ф. Искандера «Кролики и удавы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: