Профилактика заикания

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

 

   В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше.

 Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех и старше лет. Современные специалисты вы­деляют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» выделяются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказы­вать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обста­новке (особенно, если можно все потрогать), знакомятся с новыми людь­ми, часто имеют задатки лидера. Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них - это слышать правильную речь, все ос­тальное они «сделают» сами.

 «Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна, спокойна; надежная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать» Любая перемена требует от них периода для адаптации. «Молчунам: очень важно, чтобы их понимали. Они могут заговорить поздно, но, как правило, практически сразу чисто. Попытайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, безотлагательно обращайтесь к специалисту. Логопедопределит точное заключение: это может быть общее недоразвитие речи, алалия, аутизм, дизартрия и т. д., по необходимости направит к необходимым дополнительным специалистам.

Близких ребенка чаще всего пугают эти непонятные, непривычные для них слова. Что же они обозначают?

Ознакомимся с основными видами речевых нарушений

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речь называется дислалией .сейчас такое заключение можно встретить очень, редко.

Ринолалия — это нарушение тембра голоса (он приобретает носового оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия бывает открытая (так называемая в народе «волчья пасть»), и закрытая.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызывае­мое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблю­даются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будем внимательны! Не пропустим первые призна­ки заикания. Сразу же обратитимся к специалисту, если малыш:

• употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

• повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

• делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

• затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания

• Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правиль­ной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заика­ющимися.

• Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблаго­приятная обстановка в семье, конфликты и скандалы.

• Избегайте психических и физических травм (особенно головы). Следите за ребенком!

• Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть теле­визионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.

• Не опережайте его развитие! Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда!

• Не запугивайте ребенка ба­бой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами. Не читайте страшные сказки на ночь!

• Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляй­те в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного моз­га, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сен­сорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нару­шение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии - автоматического повторения чу­жих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к спе­циалисту, если ваш малыш:

• не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его назы­вают по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

• в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к ми­мике и жестам для выражения своих мыслей.

Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вслед­ствие психической травмы. Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и, тем не менее, молчит. Мутизм встречается общий, при котором от ребенка нельзя добиться ни слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определенном месте (например, в детс­ком саду) или с определенным человеком.

Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо толь­ко понять, почему замолчал ребенок. Лучшие средства - нежность и доброта. Конечно, в каждом случае нужна консультация специалиста.

Детский аутизм - болезненное состояние психики, при котором ребе­нок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребенка отсутствуют элементарные бытовые навыки: многие не уме­ет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит или же речь не свойственна возрасту ребенка, он цитирует слова и фразы из телепередач, услышанными им, где то, речь не несет функции общения, автономная, поведение полевое.

Будьте внимательны! У детей, страдающих аутизмом, есть несколько отличительных особенностей:

• они легко возбудимы, порой агрессивны;

• разыгравшись, могут часами бегать по одному и тому же марш­руту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;

• иногда ребенок предпочитает определенный вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йо­гурт с этикеткой определенного цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;

• с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия с взрослыми: не прижимается к матери, не протягивает при­зывно ручки;

• для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданны: малыш может бояться настольной лам­пы или черных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в боль­шей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают слово­образование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1-й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»)

Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту» — поезд, «ляля» — кукла Значительная ограниченность активного словаря проявляете; в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначав несколько понятий: «биби» - машина, самолет, пароход, грузовик

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) — сидеть; «пать» (спать) — кровать. Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращаете; «аба» - собака, «алет» -самолет.

2-й уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средств. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. И этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». В речи детей появляется довольно большое количество слов существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака» - яблоко, «обуйчик» - огурчик). Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух трехсловной фразы («Кадас ледит аепка» -Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще граммати­чески не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов. Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» - Книга лежит на столе). В речи детей нарушается согласование глагола и существитель­ного («мачик сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежа­ла), прилагательного с существительным («касный зезда» - крас­ная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсут­ствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произ­ношение и различение до 16-20 звуков. Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудно­сти встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» - медведь, «лисипед» — велосипед).

Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Име­ющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по зна­чению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специ­альных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их мо­жет нарушаться. По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например, предлог из-з употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»). Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки». Нередки ошибки в словообразовании. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» — аквариум, «лицанер» полицейский. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местам части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять сдержание.

Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой, что без коррекции может привести к Дислексии (чтение), Дизграфии (письмо).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: