Основные организационные формы педагогической деятельности

Организация образовательного процесса при дистанционном обучении

 

Овсянникова Елена Александровна,

 магистр по направлению «Менеджмент»,

преподаватель высшей школы,

заместитель директора ОЧУ СОШ

«Московская классическая гимназия»

Содержание:

 

 

Содержание:

Варианты применения дистанционных образовательных технологий. Плюсы и минусы применения дистанционных образовательных технологий. Формы педагогической деятельности. Действия образовательных организаций.

 

 

Можно выделить несколько позиций по вариантам применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ):

1. При организации профильного обучения ДОТ помогут разнообразить направления, скорректировать профессиональную ориентацию, представив более широкий спектр профильных направлений.

2. Частично заменить классно-урочную систему занятий с бо´льшим предоставлением самостоятельных видов работы, в том числе, не требующие значительных интеллектуальных усилий.

3. Предоставление возможности получить образование учащимся, которые не могут посещать очные занятия по медицинским показаниям, а также возможность повышения уровня знаний для одаренных детей.

4. Реализация основных принципов личностно-ориентированного подхода в обучении, который предполагает разностороннее развитие личности, формирование критического мышления, умения работать с информацией. При использовании ДОТ происходит интерактивное общение ученика с педагогом, получение быстрой обратной связи, что включается в понятие индивидуализации.

Учитывая, что дистанционные образовательные технологии позволяют разнообразить формы и методы учебного процесса и постепенно становятся равнозначными способами получения образования, следует отметить, что существуют как плюсы, так и минусы их использования.

 

Плюсы применения ДОТ:

  1. Можно организовать обучение в индивидуальном темпе и режиме, когда скорость изучения конкретных тем, предметов устанавливается самим обучающимся в зависимости от его уровня, потребностей и возможностей.
  2. Обучающийся может сам выбрать курс обучения из многочисленного перечня, самостоятельно распланировать время, место, продолжительность занятий, гибко походить к процессу обучения.
  3. Повышение доступности образования вне зависимости от географического положения, разницы во времени, местонахождения образовательной организации.
  4. Эффективная реализация обратной связи между педагогом и учеником является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  5. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  6. При использовании ДОТ всем обучающимся предоставляются равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.
  7. Существует возможность создать комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
  8. В некоторых случаях можно говорить о повышении объективности оценивания, т.к. при использовании интерактивных практикумов, различных форм тестирования оценка знаний может проходить в автоматическом режиме, без участия педагога, что исключает предвзятость.

 

Минусы применения ДОТ:

1. Недостаточная мотивация к учебе, из-за чего необходим более строгий и постоянный контроль в процессе.

2. Неумение организовать свою работу, режим, в том числе, из-за возраста или уровня развития (для младших школьников), что требует от учителя разработки детального плана обучения и постоянного сопровождения.

3. Зачастую проверка знаний может быть в очном режиме.

4. Для учащихся, которые не могут посещать очные занятия, обучение на дому, с посещением педагогов, зачастую является не только способом получения знаний, но и элементом социализации, общения с внешним миром.

 

Поэтому при использовании ДОТ необходимо обеспечить: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных координаторов (сопровождающих образовательный процесс), систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

 

Для организации дистанционного урока учителю заранее необходимо продумать весь ход занятия:

1. Учебный материал, учебный ресурс должны быть тщательно разработаны, должны быть понятны и информативны, иллюстрированы.

2. Необходимо составить пошаговую инструкцию для учащихся с описанием действий и с учетом особенностей урока.  

3. Координатор, сопровождающий образовательный процесс, должен оказывать необходимую помощь учителю в процессе подготовке или в ходе самого урока.

4. Желательно, если учащиеся заранее ознакомлены с темой урока, предложенным материалом, чтобы в ходе дистанционного занятия получить ответы на возникшие вопросы или разобрать сложный материал.

5. Связь учителя с координатором через интернет должна быть без сбоев и всеми доступными способами.

6. Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

 

Используя дистанционные образовательные технологии, учителю следует учитывать, что:

1. ДОТ может быть эффективны в качестве дополнительных материалов при подготовке к экзамену.

2. Ученику придется научиться самому организовывать свою работу и самостоятельно выполнять задания, поэтому тем ученикам, которые не отличаются высокой степенью организованности, будет необходима помощь тьютора или сопровождающего учителя.

3. Следует обратить внимание родителей на необходимость усиления контроля за учебным процессом ребенка, выполнением требуемых заданий и соблюдением сроков.

4. При ДОТ часть домашних заданий можно заменить на тест или другую автоматизированную проверку знаний, что несколько подменяет изначальный формат домашних заданий.   

5. В отдельных случаях все равно остается необходимость в очных консультациях – для разбора сложных тем или реального выполнения практических, лабораторных работ, а не только в интерактивном формате.

 

Весна 2020 года была отмечена ростом популярности различных онлайн-школ, онлайн-ресурсов для организации дистанционного обучения. Несмотря на то что данная популярность была вызвана необходимыми мерами предосторожности по ограничению непосредственных контактов больших масс людей, и временному приостановлению посещения обучающимися образовательных организаций, принятые меры позволили провести масштабную апробацию технологий дистанционного обучения и оценить их эффективность. 

Выделяют основные формы дистанционного обучения:

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведениях действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернет.

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Например, мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками.

 

Основные организационные формы педагогической деятельности.

̶ Видеолекции. Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Видеолекция может транслироваться через телекоммуникации в учебные центры непосредственно из вуза. Такие лекции ничем не отличаются от традиционных, читаемых в аудитории.

̶ Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: