УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ООП специальности– Лечебное дело
ДИСЦИПЛИНА: Медицинская генетика
1.ТЕМА: «Ц итогенетика»
2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Получить знания по вопросам уровней организации наследственного материала. Сформировать комплекс знаний о клинической цитогенетике.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
3.1. Изучить основные понятия организации наследственного материала.
3.2. Сформировать знания об особенностях и исходах аутосомных нарушений, аномалий половых хромосом. Знать общеклинические характеристики хромосомных синдромов.
шифр | Содержание компетенции | знать | уметь | владеть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОПК-6 | Способность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач | Международные классификации хромосом в норме и при хромосомных аномалиях. Основные патогенетические механизмы возникновения структурных и количественных перестроек кариотипа. Виды структурных и числовых аберраций | Выявлять признаки хромосомной патологии. Сформулировать предположительный диагноз хромосомного заболевания. | Интерпретиовать результаты кариограмм |
ОПК-1 | Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности | Особенности и исходы аутосомных нарушений, аномалий половых хромосом | Проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, материала у детей и подростков | Методикой составления карты фенотипа пробанда. Интерпретацией данных клинического осмотра и параклинических исследований |
ОПК-3 | Способность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности | Эпидемиологию, цитогенетические варианты, клиническую характеристику хромосомных и микроцитогенетических синдромов | Составить план обследования. Организовать профилактические и реабилитационные мероприятия | Методикой осмотра статуса пробанда |
ПК-11 | Способность и готовность к консультированию пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки | Принципы диспансерного наблюдения за детьми с хромосомной патологией | Назначить комплекс реабилитационных мероприятий при хромосомной патологии | Организацией диспансерного наблюдения за детьми с хромосомной патологией |
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ 4 часа
|
|
|
|
5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:
5.1. Цель и задачи клинической цитогенетики. Понятие и строение хромосомы. Упаковка ДНК в хроматине. Систематизация хромосом человека. Нормальный и патологический кариотип. Виды структурных и числовых аберраций. Особенности и исходы аутосомных нарушений, аномалий половых хромосом.
5.2. Эпидемиология, цитогенетические варианты, общеклиническая характеристика хромосомных синдромов: Дауна, Патау, Эдвардса, Тернера, Клайнфельтера, трипло-Х, «кошачьего крика», Хиршхорна-Вольфа. Микроцитогенетические синдромы.
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
На занятии студенту необходимо выполнить:
6.1.Собрать жалобы, анамнез, провести сбор генеалогической информации и знать ее особенности при хромосомной патологии.
6.2.Составить и проанализировать родословную, оценить результаты клинико-генетического обследования.
6.3.Принять участие в разборе клинического случая.
7. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:
Основная учебно-методическая литература
Электронные учебные издания
1. Электронно-библиотечная система «Консультант студента» сайт ЭБС www.studmedlib.ru. Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»;
Электронные базы данных
1. Тестовые задания по дисциплине «Неврология, медицинская генетика» для студентов педиатрического факультета размещены на сайте educa.ru в разделе кафедры нервные болезни, нейрохирургия и медицинская генетика
2. Сайты:
www.consilium-medicum.com
www.pubmed.org
www.rmj.ru
http://pediatr-russia.ru
http://feml.scsml.rssi.ru
www.geneclinics.org.
www.ncbi.nih.gov/omim/(omim)
www.rare-diseases.ru
www.orphanet
www.genereviews
Учебники
1. Клиническая генетика: учебник / Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С. А. Смирнихина; под ред. Н. П. Бочкова. - 4-е изд., доп. и перераб. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 592 с.: ил. Экземпляры: всего: 220
Учебные пособия
1. Основы генетики / Ковтун О.П., Овсова О.В., Невмержицкая, К.С.; Львова, О.А.; Николаева, Е.Б.; Корякина, О.В.; Власова, Е.В. Учебное пособие. Екатеринбург: УГМА, 2012. – 161 с. Экземпляры: всего: 70 экз.
Дополнительная учебно-методическая литература
1. Наследственные болезни: национальное руководство / под ред.: Н. П. Бочкова, Е. К. Гинтера, В. П. Пузырева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 936 с. Экземпляры: всего: 10 экз.
2. Иллариошкин С.Н. ДНК-диагностика и медико-генетическое консультирование. М.: Медико-информационное агенство, 2004.-206 с.
3. Современное медико-генетическое консультирование /под ред. Гинтера Е.К., Козловой С.И. – М.; Авторская Академия, 2016. – 304 с.
4. Ворсанов С.Г., Юров Ю.Б., Чернышов В.Н. Хромосомные синдромы и аномалии. Классификация и номенклатура. Ростов-на-Дону: Издательство РГМУ, 1999. - 192с.
5. Горбунова В.Н, Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. Метаболические дефекты лизосомных ферментов. Болезни накопления. С-Пб.: Специальная литература, 1997. - 288с.
6. Иллариошкин С.Н. ДНК-диагностика и медико-генетическое консультирование. М.: Медико-информационное агенство, 2004.-206 с.
7. Пузырев В.В., Назаренко С.А., Яковлева Ю.С.Цитогенетика человека и хромосомные болезни: Методическое пособие // Наследственность и здоровье. Томск: STT, 2001.
8. Пузырев В.П., Степанов В.А. Патологическая анатомия генома человека. Новосибирск: Наука Сибирское предприятие РАН, 1997. - 224с.