Техника безопасности при обслуживании АКБ

Тема: Плотность электролита. Измерение плотности. Техника безопасности.

Плотность электролита в аккумуляторе – важнейший показатель его работоспособности. Поэтому каждый владелец автомобиля должен иметь понятие о способах ее измерения. Прежде всего, потребуется разобраться с тем, как можно поднять плотность раствора, залитого в автомобильный аккумулятор. Для этого нужно научиться измерять удельное содержание серной кислоты в банках АКБ в течение всего срока его эксплуатации.

Проверка АКБ

Проверка заключается в определении уровня и плотности электролита, напряжения на каждом элементе батареи.

Визуально устанавливают степень загрязнения аккумулятора: окисление клемм, наличие трещин.

Уровень электролита определяют мерной стеклянной трубкой диаметром 3…5 мм с двумя отметками на уровне 10 и 15 мм (рис. 1). Трубку опускают в заливное отверстие батареи, верхний конец ее закрывают пальцем и вынимают трубку. Столбик электролита в трубке характеризует его высоту над предохранительным щитком батареи.

Рис. 1. Определение уровня электролита в АКБ с помощью стеклянной трубки

Нормальным следует считать уровень электролита, находящийся между отметками на трубке. При отсутствии стеклянной трубки можно использовать чистую эбонитовую или деревянную палочку. В современных АКБ, имеющих прозрачный корпус, уровень электролита можно определить визуально.

Плотность электролита проверяют с помощью специальных приборов. Они бывают двух видов: с непрерывной шкалой (от 1,10 до 1,30 г/см3) — денсиметр (рис. 2, а) и с отдельными пластинами для измерения определенной плотности — плотномер (рис. 2, б). Наконечник денсиметра или плотномера опускают в наливное отверстие аккумулятора, с помощью резиновой груши засасывают электролит и по делениям ареометра или отдельным пластинам плотномера, помещенным в стеклянную колбу, определяют его плотность.

Рис. 2. Приборы для измерения плотности электролита: а — денсиметр; б — плотномер; 1 — резиновая груша; 2 — пипетка; 3 — ареометр; 4 — резиновая пробка; 5 — наконечник; 6 — прозрачный корпус; 7 — поплавки

Справочные данные о плотности электролита приводятся для температуры 15 °С, поэтому при определении плотности при другой температуре необходимо вносить поправку (7 · 10-4 г/см3 на каждый градус). Поправку прибавляют к измеренному значению плотности, если температура превышает 15 °С, и вычитают, если она ниже этой температуры. При повышении температуры на каждые 15 °С плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3, при понижении на каждые 15 °С — увеличивается на 0,01 г/см3 (табл. 2).

 

Таблица 2. Температурные поправки к показаниям плотности электролита

Температура, °С -45 -30 -15 0 15 30 45 60
Поправка к показаниям плотности электролита, г/см3 -0,04 -0,03 -0,02 -0,01 0 +0,01 +0,02 +0,03

 

Величину разряженности АКБ ΔQ рассчитывают по формуле

где ρзар — плотность электролита полностью заряженной АКБ, г/см3; ρизм — измеренная плотность, г/см3; ρразр — плотность электролита полностью разряженной АКБ, г/см3.

Для умеренной климатической зоны считается, что падение плотности электролита на 0,04 г/см3 соответствует разрядке АКБ на 25 %; на 0,08 г/см3 — на 50 %.

Если плотность электролита неизвестна, то степень разряженности определяют по напряжению АКБ под нагрузкой (имитации стартерного режима). Для этого применяют аккумуляторные пробники различных конструкций, основой которых являются вольтметр и нагрузочные сопротивления. Нагрузочная вилка обычно имеет две нагрузочные спирали по 100 А и подходит для аккумуляторов как малой и средней емкости (подключение одной спирали 100 А), так и для батарей повышенной емкости (подключаются две спирали по 100 А).

 

Техника безопасности при обслуживании АКБ.

При обслуживании и ремонте аккумуляторных батарей необходимо соблюдать следующие правила.

Для снятия и переноски аккумуляторной батареи надо надевать специальную одежду, резиновые фартуки, сапоги и перчатки, так как электролит разрушительно действует на одежду и обувь и может вызвать ожоги кожи. При попадании электролита или серной кислоты на кожу нужно смыть их обильной струей 10%-ного раствора соды или раствора нашатырного спирта в воде.

После работы с аккумуляторами и перед принятием пищи необходимо тщательно вымыть руки горячей водой с мылом.

Воспрещается курить, а также хранить продукты и еду в рабочих помещениях, связанных с обслуживанием и ремонтом аккумуляторов.

Не разрешается транспортировать аккумуляторные батареи независимо от их количества вручную.

Батареи необходимо содержать в чистоте; периодически (через каждые 15 дней) протирать их поверхность чистой тряпкой, предварительно слегка смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта для нейтрализации серной кислоты, и затем тщательно вытирать сухой тряпкой. У работающих аккумуляторов следует систематически прочищать отверстия в пробках, так как при их засорении создается избыточное давление газов внутри аккумуляторов, что может привести к выпучиванию и разрушению их стенок.

Выводы (зажимы) батареи и наконечники проводов необходимо очищать от окислов и смазывать техническим вазелином для предохранения от дальнейшего окисления. Контакт между зажимами наконечников проводов и выводами аккумуляторов батареи должен быть достаточно плотным, так как при его ослаблении наконечники могут соскользнуть с выводов, вызвать искрение, короткое замыкание и вследствие этого быстрый разряд аккумулятора и коробление его пластин.

При работе с аккумуляторной батареей следует пользоваться только переносной лампой (на 6 или 12 в). Запрещается применять спички, свечи, факелы и т. п., так как выделяющийся при работе аккумуляторной батареи гремучий газ легко воспламеняется и может стать причиной взрыва.

В случае пользования нагрузочной вилкой пробки аккумуляторов должны быть завернуты во избежание взрыва газов, скопившихся внутри аккумуляторов.

Рабочие столы, где производят разборку и сборку аккумуляторных батарей, должны иметь ровную поверхность без щелей и трещин и быть покрытыми материалом, стойким по отношению к серной кислоте.

Зарядное помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей удаление газов, выделяемых при заряде.

Электролит приготовляют путем вливания тонкой струей серной аккумуляторной кислоты в дистиллированную воду.

Нельзя вливать воду в серную кислоту, так как вследствие более высокой плотности серной кислоты растворение ее в воде будет протекать бурно и сопровождаться разбрызгиванием, что может вызвать тяжелые ожоги кожи и глаз. Приготовлять электролит лучше всего в посуде из эбонита или пластмассы. В стеклянной посуде приготовлять электролит разрешается в небольшом количестве (до 5 л) и при условии соблюдения мер предосторожности, потому что стекло может не выдержать нагрева при растворении серной кислоты.

Во время зарядки аккумуляторных батарей нельзя пользоваться нагрузочной вилкой (от искрения на выводах может произойти взрыв выделяющегося гремучего газа).

Нельзя близко наклоняться к заряжаемым батареям, так как газы, выходящие из вентиляционных отверстий пробок, могут вызвать раздражение слизистой оболочки глаз и дыхательных путей. Соединять аккумуляторные батареи, находящиеся под зарядом, необходимо посредством плотно прилегающих освинцованных зажимов, исключающих возможность искрения вследствие ухудшения контакта. Запрещается соединение аккумуляторов в батарею при помощи проволоки.

 

Домашнее задание: из текста записать в тетрадь технику безопасности при работе с АКБ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: