Упражнение 1
1. Опишите несколько хорошо знакомых вам ситуаций общения и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия.
Упражнение 2
1. В конкретных ситуациях общения, которые вы наблюдали в вашей учебной группе, спрогнозируйте различные варианты взаимодействия с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Упражнение 3
Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации. Расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.
а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.
б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.
в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.
г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.
д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.
Упражнение 4
Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:
а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.
б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.
в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.
Упражнение 5
Разбейтесь на пары и с помощью диалога попробуйте разрешить следующиеситуации:
1) студент систематически нарушает дисциплину на занятиях. Цель - выяснить с помощью речевого общения причины данного поведения. Один студент играет роль старосты группы, другой студента.
2) студент, успеваемость которого была довольно хорошей, вдруг стал плохо учиться. Цель педагога - выявить причины и наметить пути для исправления ситуации.
3) студент, успеваемость которой была довольно посредственной, стала вызывающе вести себя, стараясь привлечь внимание группы. Цель педагога - выяснить причины ее поведения и наметить пути коррекции.
Упражнение 5
Проанализировать афоризмы.
1. «Когда глаза говорят одно, а губы другое, то опытный человек доверяет первым.» (Лабрюйер).
2. «Коммуникабельность начинается с внимания к людям». (Лабрюйер).
3. «Если твои губы всегда готовы говорить, отнесись с осторожностью к пяти пустякам: с кем ты говоришь, о ком говоришь, как, когда и где говоришь» (В. Норрис)
4. «Самым привлекательным лицом является не то, которое обладает физической привлекательностью, а привлекательным обращением» (
5. «Общение- такой же товар, как мука, сахар, соль…И я заплачу любые деньги за обладание этим товаром» (Д. Рокфеллер)
6. «Я испытываю наслаждение, когда по- настоящему слышу человека» (К. Роджерс).
7. «Прежде чем высказывать кому - нибудь правду, помажь кончик своего языка мёдом». (Арабская пословица)
8. «В диалоге двойник уступает место собеседнику». (М, Бахтин)
9. «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» (Китайская пословица)
Упражнение 7
Заполните таблицу «Характеристика стилей общения»
Характеристики стиля общения | Императивный | Манипулятивный | Диалогический |
Цели, мотивы | |||
Средства | |||
Психологическая установка на другого | |||
Чувства партнёров | |||
Преимущества стиля | |||
Недостатки стиля | |||
Ситуации, когда применение стиля эффективно | |||
Ситуации ограничения применения стиля |
Лекция № 5
Тема: Психология межличностного конфликта.
Информационный блок.
План.
1. Понятие конфликта, структура, причины, функции
2. Типы конфликтов
3. Стили поведения в конфликте
4. Методы профилактики конфликтов