Право как социальное явление

 

Право – сугубо человеческий феномен. Оно возникает в человеческом обществе, на определённой ступени его развития. Право как один из важнейших атрибутов общества обладает не только строго юридическим, но и социальным содержанием. Речь идёт о соотношении права с интересами общества в целом и составляющих его структурных элементов.

Совместная жизнь людей требовала согласования и регуляции. Уже в первобытном обществе самые разные нормы делали это, опираясь на естественный ход вещей. Таким образом, социально-нормативная регуляция всей жизни первобытной общины и естественное право оказались взаимосвязанными. В их основе лежит: эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую жизнедеятельность в жизнедеятельность, регулируемую определёнными ценностями и нормами. С появлением государства начался переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, административное, уголовное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

Природные и социальные факторы, влияющие на содержание права:

1) религиозно-философские представления о предопределённости всего сущего единым мировым законом;

2) образ жизни и сфера занятий людей, имущественное положение, форма государственного правления (Аристотель);

3) борьба за власть, нравственное состояние общества, различие интересов людей (Никколо Макиавелли);

4) исторические особенности, традиции, нравы, природные условия (Жан Боден, Шарль Монтескье);

5) распределение земельной собственности (Джеймс Гаррингтон, 1611 – 1677));

6) степень развития умственной и нравственной культуры народа, идей государственной власти, социальное разделение (Рудольф Иеринг);

7) экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения и обмена товаров, уровень развития производительных сил (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Гельмут Коинг).

По вопросу о том, чьим интересам служит право, возможны следующие позиции:

1) общему благу;

2) благу властвующих;

3) благу богатых.

Противоречие между общим и частными интересами находит своё выражение и в праве. Первая, идеалистическая, позиция, восходящая к Сократу и Платону, указывает на то, что право должно отстаивать общее благо. Эта точка зрения разделялась и в дальнейшем: закон – «предписание рассудка, продиктованное мыслью об общем благе» (Фома Аквинский).

Вторая, реалистическая, позиция, изложенная, в частности, Томасом Мором и Жан-Жаком Руссо, говорит о том, что законы служат интересам сильных и богатых, которые думают только о своей выгоде и навязывают принудительно их слабым и бедным, лишая их естественной свободы и закрепляя отношения социального неравенства, что в конечном итоге порождает острые социальные конфликты, восстания и революции. Государственная власть и создаваемое ею законодательство далеко не всегда служит интересам всего населения, а «прежде всего обеспечивает интересы господствующих классов» (Рудольф Иеринг). Право допускает, а вполне возможно, и вызывает раскол общества на выигравших и проигравших, на привилегированных и угнетённых, правовая защита предлагается не всем (Герберт Харт). Авторитетный представитель критической теории права Дункан Кеннеди (р. 1942) считает, что система общего права легитимирует существующую социальную несправедливость, представляет сегодняшние угнетательские отношения как неизбежные и естественные.

В современной юридической науке возобладал третий, компромиссный, подход, видящий сущность общего блага в примирении интересов разных социальных групп и слоёв: право – «компромисс между различными противоречащими друг другу интересами» (Георг Еллинек, 1851 – 1911); «примирение коллективных ценностей и индивидуальных интересов в аспекте справедливости…, порядок позитивного сотрудничества, поддержки, помощи, согласования» (Георг Гурвич); «компромисс, выработанный различными партиями, выражающими требования тех социальных групп или классов, представителями которых они являются» (Б. А. Кистяковский); «упрочение и укрепление того, что мы обнимаем понятием общественной солидарности» (М. М. Ковалевский).

В человеческом обществе право, прежде всего, проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом. Оно определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами, и т. д.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют два основных подхода к пониманию права.

Первый – запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено всё, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения).

Второй – разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII века, провозгласившая принцип «разрешено всё, что не запрещено». Просветители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности. В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

Современные российские правоведы рассматривают в большинстве своём социальную сущность права как результат общественного компромисса, в равной мере отвечающего интересам всех участников:

1) нормативно закреплённая справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса (Роман Зиновьевич Лившиц, 1929 – 1997);

2) выражение общей воли и согласованных интересов различных социальных групп населения (Владимир Иванович Червонюк, р. 1951);

3) выражение общих и индивидуальных интересов населения страны (Валентин Николаевич Хропанюк);

4) инструмент, в равной мере выражающий волю и интересы всех слоёв населения (Тимофей Николаевич Радько, р. 1937).

Право – это многоплановое социальное явление, не поддающееся единому определению, каждый из классических типов понимания права по-своему убедителен.

Интегративное определение права было предложено Геннадием Васильевичем Мальцевым (1935 – 2013): «Право есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: