Задание по социологии (семинар)
Дубинина Светлана и Крылова Дарья ЭПОАПК-11 1 курс
Программа социологического исследования на тему:
«Степень и качество патриотизма студентов СГЭУ»
Методологический раздел.
Проблемная ситуация:
В настоящее время существует проблема угасания патриотизма среди молодежи, что сказывается на общем уровне патриотизма среди населения, в нашем случае, студентов.
На самом деле, именно студенты, то есть молодежь, являются тем социальным слоем, который и должен быть подвержен патриотическому воспитанию. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области.
Проблема:
Как уже говорилось, сейчас молодежь не питает особых чувств любви, гордости и уважения за свою страну, город, поселок и т.д, потому как на первый план молодого поколения выступает самореализация и материальные блага. Престиж, увы, не уступает место патриотизму и истинному его проявлению среди молодежи. Несмотря на это, как мы считаем, существует некая доля людей среди молодежи, которая стремиться облагораживать и улучшать свой край, область, страну и т.д, так как обладает качествами настоящего патриота.
|
|
Поэтому нам предстоит исследовать, существует ли у студентов СГЭУ их патриотическое или не патриотическое отношение к своей стране, городу, краю, а также узнать питают ли они чувства гордости за свою Родину, обладают ли они, по их мнению, качествами истинного патриота.
Актуальность проблемы:
Актуальность проблемы заключается в том, что молодежь, студенты в нашем случае, не обладают необходимыми знаниями о своей Родине и ее особенностях, поэтому важность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью.
Сейчас меняются отношения гражданина России с государством и обществом, а также с малой Родиной, ибо он получил специальные возможности, с помощью которых может себя реализовывать в разных областях деятельности, но при этом ответственность за других людей также имеет большое значение. Именно в этих условиях и развивается патриотизм, который включает в себе и культурное, и социальное, и духовное, и историческое и другое.
Объект исследования: студенты СГЭУ
Предмет исследования: видение патриотизма глазами студентов
|
|
Предварительный системный анализ объекта:
· Общие факторы:
1.Уважение, гордость и любовь;
2. Патриотическое воспитание;
3. Патриотическое настроение
· Прямые факторы:
1. Источники формирования патриотизма (книги военные, фильмы, журналы);
2.Участие студентов в патриотических мероприятиях;
3. Приверженность к различным организациям, основанных на патриотизме.
· Специфические факторы:
1.Высокий уровень социализации;
2.Доступ к большому количеству источников информации;
3. Положение в обществе (материальное, социальное, экономическое);
4. Подверженность собственному мнению
· Косвенные факторы:
1.Наличие патриотических чувств и заложенных ценностей;
2. Отношения студентов с другими студентами;
3. Отношение студентов к близким людям.
4. Отношение студентов к патриотизму
· Субъективные факторы:
1.Активность в социально-политической деятельности;
2.Участие в различных общественно-политических мероприятиях;
3. Формирование у других позыв к патриотизму
· Объективные факторы:
1. Положение студентов в социуме;
2. Экономическое положение студентов;
3. Демографическая обстановка;
4. Политическая ситуация;
5. Правовая структура государства
Цель исследования: рассмотреть степень и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.
Задачи исследования:
1. Определить, кого можно назвать нравственным/политическим патриотом, по мнению опрашиваемых;
2. Определить, что понимают опрошенные под патриотизмом;
3. Определить, защищают ли опрошенные культурные наследия;
4. Определить, удовлетворяют ли опрошенных решения властей, связанных с патриотизмом и культурными наследиями;
5. Определить, желают ли опрошенные развивать патриотизм;
6.Определить, участвуют ли опрошенные в патриотической деятельности;
7. Определить, интересуются ли опрошенные культурой места, где проживают;
8. Определить, насколько хорошо опрашиваемые знают историю России и родного края;
9. Определить, чем гордятся опрошенные;
10. Определить, степень привязанности опрошенных к Родине;
11. Определить, считают ли опрошенные себя патриотами;
12. Определить актуальность вопросов патриотизма среди опрошенных.
Теоретическая интерпретация понятий, используемых в исследовании:
Объекты:
1. Студенты - социальная возрастная группа людей, получающая среднее или высшее профессиональное образование.
2. Патриот - это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя нее и предан своему народу.
3. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
4. Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое
5. Гражданин - человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
6. Университет - высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам.
7. Нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
8. Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
9. Патриотическая деятельность - способ воплощения патриотического сознания совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей.
10. Политическая деятельность - это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям
|
|
11. Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.
Эмпирическая интерпретация понятий:
1)Патриотизм
Субъекты:
a) личность
b) группа населения
c) классы и этносы
d) народности данной страны
Виды:
a) Политический
b) Нравственный
Гипотезы исследования:
1. Незначительная часть опрошенных являются настоящими патриотами;
2. Только небольшая часть опрошенных считают себя нравственными патриотами;
3. Половина опрошенных безразлична судьба культурного наследия России;
4.Студенты редко участвуют в политической деятельности России;
5. Наблюдается среднее внимание опрошенных на развитие патриотизма;
6.Среднее проявление эмоциональных чувств по отношению к Родине;
7. Проявляется средние проявление гордости за ношение статуса "гражданин России"
8. Малое количество опрошенных желают эмигрировать в другие страны;
Процедурная часть.
Тип выборки исследования: целенаправленная целевая – в опросе принимают участие студенты СГЭУ (определенная социальная группа населения).
Метод отбора определен нами с помощью целей и задач целей и задач исследования.
Стратегия исследования: аналитическая
Методология исследования: количественная
Метод сбора информации: анкетный опрос