Методологический раздел

Задание по социологии (семинар)

Дубинина Светлана и Крылова Дарья ЭПОАПК-11 1 курс

Программа социологического исследования на тему:

«Степень и качество патриотизма студентов СГЭУ»

Методологический раздел.

Проблемная ситуация:

В настоящее время существует проблема угасания патриотизма среди молодежи, что сказывается на общем уровне патриотизма среди населения, в нашем случае, студентов.

На самом деле, именно студенты, то есть молодежь, являются тем социальным слоем, который и должен быть подвержен патриотическому воспитанию. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области.

Проблема:

Как уже говорилось, сейчас молодежь не питает особых чувств любви, гордости и уважения за свою страну, город, поселок и т.д, потому как на первый план молодого поколения выступает самореализация и материальные блага. Престиж, увы,  не уступает место патриотизму и истинному его проявлению среди молодежи. Несмотря на это, как мы считаем, существует некая доля людей среди молодежи, которая стремиться облагораживать и улучшать свой край, область, страну и т.д, так как обладает качествами настоящего патриота.

Поэтому нам предстоит исследовать, существует ли у студентов СГЭУ их патриотическое или не патриотическое отношение к своей стране, городу, краю, а также узнать питают ли они чувства гордости за свою Родину, обладают ли они, по их мнению, качествами истинного патриота.

Актуальность проблемы:

Актуальность проблемы заключается в том, что молодежь, студенты в нашем случае, не обладают необходимыми знаниями о своей Родине и ее особенностях, поэтому важность воспитания патриотизма среди студентов обусловлена высоким уровнем ее интеллектуального потенциала и социальной активностью.

Сейчас меняются отношения гражданина России с государством и обществом, а также с малой Родиной, ибо он получил специальные возможности, с помощью которых может себя реализовывать в разных областях деятельности, но при этом ответственность за других людей также имеет большое значение. Именно в этих условиях и развивается патриотизм, который включает в себе и культурное, и социальное, и духовное, и историческое и другое.

Объект исследования: студенты СГЭУ

Предмет исследования: видение патриотизма глазами студентов

Предварительный системный анализ объекта:

· Общие факторы:

1.Уважение, гордость и любовь;

2. Патриотическое воспитание;

3. Патриотическое настроение

· Прямые факторы:

1. Источники формирования патриотизма (книги военные, фильмы, журналы);

2.Участие студентов в патриотических мероприятиях;

3. Приверженность к различным организациям, основанных на патриотизме.

· Специфические факторы:

1.Высокий уровень социализации;

2.Доступ к большому количеству источников информации;

3. Положение в обществе (материальное, социальное, экономическое);

4. Подверженность собственному мнению

· Косвенные факторы:

1.Наличие патриотических чувств и заложенных ценностей;

2. Отношения студентов с другими студентами;

3. Отношение студентов к близким людям.

4. Отношение студентов к патриотизму

· Субъективные факторы:

1.Активность в социально-политической деятельности;

2.Участие в различных общественно-политических мероприятиях;

3. Формирование у других позыв к патриотизму

· Объективные факторы:

1. Положение студентов в социуме;

2. Экономическое положение студентов;

3. Демографическая обстановка;

4. Политическая ситуация;

5. Правовая структура государства

Цель исследования: рассмотреть степень и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.

Задачи исследования:


1. Определить, кого можно назвать нравственным/политическим патриотом, по мнению опрашиваемых;
2. Определить, что понимают опрошенные под патриотизмом;
3. Определить, защищают ли опрошенные культурные наследия;
4. Определить, удовлетворяют ли опрошенных решения властей, связанных с патриотизмом и культурными наследиями;
5. Определить, желают ли опрошенные развивать патриотизм;
6.Определить, участвуют ли опрошенные в патриотической деятельности;
7. Определить, интересуются ли опрошенные культурой места, где проживают;
8. Определить, насколько хорошо опрашиваемые знают историю России и родного края;
9. Определить, чем гордятся опрошенные;
10. Определить, степень привязанности опрошенных к Родине;
11. Определить, считают ли опрошенные себя патриотами;
12. Определить актуальность вопросов патриотизма среди опрошенных.

 

Теоретическая интерпретация понятий, используемых в исследовании:
Объекты:
1. Студенты - социальная возрастная группа людей, получающая среднее или высшее профессиональное образование.
2. Патриот - это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя нее и предан своему народу.
3. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
4. Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое
5. Гражданин - человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
6. Университет - высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам.
7. Нравственность - моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
8. Политическая власть - способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
9. Патриотическая деятельность - способ воплощения патриотического сознания совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей.

10. Политическая деятельность - это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям

11. Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам.


Эмпирическая интерпретация понятий:


1)Патриотизм


Субъекты:
a) личность
b) группа населения
c) классы и этносы
d) народности данной страны


Виды:

a) Политический

b) Нравственный

 


Гипотезы исследования:


1. Незначительная часть опрошенных являются настоящими патриотами;

2. Только небольшая часть опрошенных считают себя нравственными патриотами;
3. Половина опрошенных безразлична судьба культурного наследия России;
4.Студенты редко участвуют в политической деятельности России;
5. Наблюдается среднее внимание опрошенных на развитие патриотизма;

6.Среднее проявление эмоциональных чувств по отношению к Родине;

7. Проявляется средние проявление гордости за ношение статуса "гражданин России"

8. Малое количество опрошенных желают эмигрировать в другие страны;

 




































Процедурная часть.

Тип выборки исследования: целенаправленная целевая – в опросе принимают участие студенты СГЭУ (определенная социальная группа населения).

Метод отбора определен нами с помощью целей и задач целей и задач исследования.

Стратегия исследования: аналитическая

Методология исследования: количественная

Метод сбора информации: анкетный опрос

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: