Санкт-петербургской военно-медицинской академии

Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях

Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет».

1. 1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мыс-ли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. 2. В детстве у меня была такая компания, где все стара-лись всегда и во всем стоять друг за друга.

3. 3. Временами у меня бывают приступы смеха или пла-ча, с которыми я никак не могу справиться.

4. 4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. 5. У меня часто болит голова.

6. 6. Иногда я говорю неправду.

7. 7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причи-ны внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. 8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. 9. Бывает, что я сержусь.

10. 10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. 11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. 12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

13. 13. Самая трудная борьба для меня — борьба с самим робой.

14. 14. Мышечные судороги и подергивания у меня быва-ют очень редко.

15. 15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. 16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. 17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. 18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. 19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хоро-шая, как и у большинства моих знакомых.

20. 20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. 21. Запоры у меня бывают редко.

22. 22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. 23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. 24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

25. 26. Мне приятно иметь среди своих знакомых значи-тельных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

 

1. 26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

2. 27. С моим рассудком творится что-то неладное.

3. 28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

4. 29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

5. 30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

6. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

7. 32. Думаю, что я человек обреченный.

8. 33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

9. 34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

10. 35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

11. 36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

12. 37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

13. 38. Моя внешность меня в общем устраивает.

14. 39. Я вполне уверен в себе.

15. 40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужден-ным и взволнованным.

16. 41. Кто-то управляет моими мыслями.

17. 42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

18. 43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

19. 44. Счастливей всего я бываю, когда один.

20. 45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

21. 46. Я любил сказки Андерсена.

22. 47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

23. 48. Меня злит, когда меня торопят.

24. 49. Меня легко привести в замешательство.

25. 50. Я легко теряю терпение с людьми.

26. 51. Часто мне хочется умереть.

27. 52. Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.

28. 53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пу-гает меня.

29. 54. К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня.

30. 55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

31. 56. Я заслуживаю сурового наказания за свои по-ступки.

32. 57. У меня были очень необычные мистические пере-живания.

33. 58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

34. 59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

35. 60. Я человек нервный, легко возбудимый.

36. 61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

37. 62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

38. 63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

39. 64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

40. 65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

41. 66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кла-ду вещи.

42. 67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

43. 68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

44. 69. Мне очень трудно приспособиться к новым услови-ям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

45. 70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне осо-бенно часто поступают несправедливо.

46. 71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

47. 72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружаю-щих.

48. 73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

49. 74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

50. 75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

51. 76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

52. 77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

53. 78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

54. 79. В детстве я был капризный и раздражительный.

55. 80. Мне известны случаи, когда мои родственники ле-чились у невропатологов и психиатров.

56. 81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

57. 82. У меня есть судимые родственники.

58. 83. В юности я имел приводы в милицию.

59. 84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

 

Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов — правильных ответов, соответствующих «ключу»:

«ДА» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

• НЕТ» — вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68. Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов: «ДА» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, II, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искрен-ности ответов респондента: если по данной шкале опра-шиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не та-ким, какой он есть.

Интерпретация результатов. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая

устойчивость.

Полученные баллы НПУ Пункты шкалы НПУ Значение пунктов шкалы НПУ
33 и более 1 Чем ниже пункт, тем
29-32 2 больше нервно-психи-
23-28 3 ческая неустойчивость
18-22 4 в стрессе
14-17 5 среднее
11-13 6 Чем выше пункты, тем
9-10 7 больше нервно-психи-
7-8 8 ческая устойчивость и
6 9 меньше риск дезадап-
5 и менее 10 тации в стрессе

 

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «АДАПТИВНОСТЬ» (МЛО-АМ) А. Г. МАКЛАКОВА И С. В. ЧЕРМЯНИНА

Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие

шкалы: «достоверность» (Д); «адаптивные способности» (АС); «нервно-психическая устойчивость» (НПУ); «моральная нормативность» (МН). На каждое утверждение обследуемый должен ответить

«да» или «нет».

1. 1. Бывает, что я сержусь.

2. 2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

3. 3. Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.

4. 4. Судьба определенно несправедлива ко мне.

5. 5. Запоры у меня бывают очень редко.

6. 6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

7. 7. Временами у меня бывают приступы смеха или пла-ча, с которыми я никак не могу справиться.

8. 8. Мне кажется, что меня никто не понимает.

9. 9. Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я дол-жен ответить ему тем же.

10. 10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

11. 11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

12. 12. У меня бывают часто странные и необычные пере-живания.

13. 13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего по-ведения.

14. 14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

15. 15. Вцвает, что у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.

16. 16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

17. 17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

18. 18. Моя семья относится с неодобрением к той работе которую я выбрал.

19. 19. Бывали случаи, что я не сдерживал обещаний.

20. 20. Голова у меня болит часто.

21. 21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой при-чины внезапно ощущаю жар во всем теле.

22. 22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

23. 23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

24. 24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают пер-выми.

25. 25. Большинству людей, которые меня знают, я нрав-люсь.

26. 26. Я человек общительный.

27. 27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

28. 28. Большую часть времени настроение у меня подав-ленное.

29. 29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-ни-будь добьюсь в жизни.

30. 30. У меня мало уверенности в себе.

31. 31. Иногда я говорю неправду.

32. 32. Обычно я считаю, что жизнь — стоящая штука.

33. 33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

34. 34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

35. 35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

36. 36. Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

37. 37. Самая трудная борьба для меня - это борьба с самим собой.

38. 38. Мышечные судороги или подергивания у меня бы-вают крайне редко (или почти не бывают).

39. 39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

40. 40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

41. 41. Часто у меня такое чувство» что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.

42. 42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

43. 43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

44. 44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).

45. 45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хоро-шая, как у большинства моих знакомых.

46. 46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

47. 47. Иногда у меня бывает чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

48. 48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

49. 49. В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.

50. 50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

51. 51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разби-раюсь.

52. 52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

53. 53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

54. 54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

55. 55. Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).

56. 56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

57. 57. Я легко плачу.

58. 58. Я мало устаю.

59. 59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

60. 60. С моим рассудком творится что-то неладное.

61. 61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

62. 62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

63. 63. Меня беспокоят сексуальные вопросы.

64. 64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с ко-торыми я только что познакомился.

65. 65. Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.

66. 66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

67. 67. Большую часть времени я испытываю общую сла-бость.

68. 68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это очень раздражает.

69. 69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

70. 70. Думаю, что я человек обреченный.

71. 71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-ни-будь, например в магазине.

72. 72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

73. 73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

74. 74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

75. 75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

76. 76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, осно-ванным на чувстве долга.

77. 77. Случалось, что я препятствовал или поступал напе-рекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

78. 78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

79. 79. Я всегда был независимым и свободным от контро-ля со стороны семьи.

80. 80. У меня бывали периоды такого сильного беспокой-ства, что я даже не мог усидеть на месте.

81. 81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.

82. 82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

83. 83. Кто-то управляет моими мыслями.

84. 84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с то-бой случится.

85. 85. Мне нравится быть в компании, где все подшучива-ют друг над другом.

86. 86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

87. 87. Я вполне уверен в себе.

88. 88. Никому не доверять - самое безопасное.

89. 89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужден-ным и взволнованным.

90. 90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

91. 91. Мне легко заставить других людей бояться себя, и иногда я это делаю ради забавы.

92. 92. В игре я предпочитаю выигрывать.

93. 93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

94. 94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

95. 95. Я ежедневно выпиваю много воды.

96. 96. Счастливее всего я бываю, когда один.

97. 97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что пре-ступник по какой-либо причине остался безнаказанным.

98. 98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза зас-тавляет меня совершать те или иные поступки.

99. 99. Я редко заговариваю с людьми первым. 100. У меня никогда не было столкновений с законом. 101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значи-

 

тельных людей - это как бы придает мне вес в собствен-ных глазах. 102. Иногда, без всякой причины у меня вдруг насту-пают периоды необычайной веселости.

103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением. 104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом. 105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю. 106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается. 107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же лег-

костью, как и другие. 108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди. 109. Мне, как правило, везет. 110. Меня легко привести в замешательство. 111. Некоторые из членов моей семьи совершали по-

ступки, которые меня пугали. 112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться. 113. Мне бывает трудно приступить к выполнению но-вого задания или начать новое дело. 114. Если бы люди не были настроены против меня, я в

жизни достиг бы гораздо большего. 115. Мне кажется, что меня никто не понимает. 116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не

нравятся. 117. Я легко теряю терпение с людьми. 118. Часто в новой обстановке я испытываю тревогу. 119. Часто мне хочется умереть. 120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает

трудно заснуть.. 121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, что-бы избежать встречи с тем, кого я увидел. 122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боял-ся, что я не справлюсь с ним. 123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пу-

гает меня. 124. Даже среди людей я чувствую себя одиноким. 125.Я убежден, что существует лишь одно-единствен-

ное правильное понимание смысла жизни.

126. В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих раз-влечениях.

127. Мне часто говорят, что я вспыльчив. 128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю. 129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь пре-

достеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают непра-

вильно. 130. Я часто обращаюсь к людям за советом. 131. Часто, даже тогда, когда для меня мне складыва-

ется все хорошо, я чувствую, что мне все безразлично. 132. Меня довольно трудно вывести из себя. 133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки

или помочь, они часто понимают меня неправильно. 134. Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из ду-шевного равновесия. 135. Я заслуживаю сурового наказания за свои про-ступки.

136. Мне свойственно так сильно переживать свои ра-зочарования, что я не могу заставить себя не думать о них. 137. Временами мне кажется, что я ни на что не при-

годен. 138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов'

я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других. 139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья. 140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы. 141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попы-

таться найти в нем лазейку.

142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.

143. У меня бывали периоды, когда я из-за волнения терял сон. 144. Я посещаю всевозможные общественные меропри-ятия, потому что это позволяет побывать среди людей. 145. Можно простить людям нарушение правил, кото-рые они считают неразумными.

146. У меня есть дурные привычки; которые настолько

сильны, что бороться с ними просто бесполезно. 147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми. 148. Бывает, что неприличная и даже непристойная

шутка у меня вызывает смех. 149. Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить. 150. Я предпочитаю действовать согласно собственным

планам, а не следовать указаниям других. 151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения. 152. Если я плохого мнения о человеке или даже пре-

зираю его, почти не стараюсь скрыть это от него. 153. Я человек нервный и легко возбудимый. 154. Все у меня получается плохо, не так, как надо. 155. Будущее кажется мне безнадежным. 156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение,

даже если до этого оно казалось мне окончательным. 157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство,

что должно случиться что-то страшное. 158. Чаще всего я чувствую себя усталым. 159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях. 160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затрудни-

тельных положений. 161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кла-ду вещи. 162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем о любви.

163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие счи-тают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.

164. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять

от жизни все, что могут. 165. Мне безразлично, что обо мне думают другие. Обработка результатов осуществляется путем подсчета

количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недо-стоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

Ключи к шкалам Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ)

Достоверность (Д) «Да»
«Нет» 1, 10,19, 31, 51, 69, 78, 92,101, 116,128, 138,148

 

Адаптивные способности (АС) «Да» 4, 6,7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71,72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95,

96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118 119, 120, 121. 122. 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139,141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151,152,153,154,155,156,157,158,161, 162, 164, 165 «Нет» 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) «Да» 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71,73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110,111, 112, 113, 115, 117,118, 119,120,122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153v 154, 155, 156, 157,158, 161, 162 «Нет» 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140

Коммуникативные особенности (КО)

«Да» 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152

«Нет» 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159

Моральная нормативность (МН) «Да» 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165 «Нет» 13,76, 97, 100, 160, 163.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ М. СНАЙДЕРА

Внимательно прочтите десять предложений, описыва-ющих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или пре-имущественно верным поставьте рядом с порядковым но-мером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».

1. 1. Мне кажется трудным искусство подражать привыч-кам других людей.

2. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. 7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не

 

* выношу.

10. Я не-всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыра-

жения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосред-ственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н»на1,5и 7 вопросы и за ответ «В» на все осталь-ные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отве-чали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным из-меняться в зависимости от ситуаций. Вы способны к ис-креннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямоли-нейности.

4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружаю-щими людьми.

7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный конт-роль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоя-нии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмос-феру, умение понять проблемы собеседника и т. д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.

Тест 1: 4 УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ»

Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при бе-седе с любым человеком - будь то Ваш товарищ, сослужи-вец, непосредственный начальник, руководитель или про-сто случайный собеседник».

Обработка результатов: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Интерпретация:

70% -100% — Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%-70% — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недо-стает некоторых достоинств хорошего собеседника, избе-гайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%-40% — Вы хороший собеседник, но иногда отка-зываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежли-во его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее;

0%-10% — Вы отличный собеседник. Вы умеете слу-шать, Ваш стиль общения может стать примером для ок-ружающих.

Тест 2: * УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?*

Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, ко-торые оцениваются:

«почти всегда» - 2 балла,

«в большинстве случаев» — 4 балла,

«иногда»

 — 6 баллов,
«редко»  '  — 8 баллов,

«почти никогда»

 — 10 баллов».

Список вопросов:

 
     

 

1. 1. Стараетесь ли Вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ^ема (или собеседник) неинтересны Вам?

2. 2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по об-щению?

3. 3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?

4. 4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком?

5. 5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?

6. 6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. 7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зави-симости от того, кто Ваш собеседник?

8. 8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся не-приятной для Вас темы?

9. 9. Поправляете ли Вы человека, если в его речи встре-чаются неправильно произнесенные слова, названия, вуль-гаризмы?

10. 10. Бывает ли у Вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем Вы говорите?

 

Обработка и интерпретация:

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слуша-тель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слу-шателей 55.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Б, БАССА

(ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствую-щие трем видам направленности личности. Респондент дол-жен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ "наибо-лее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невы-бранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направ-ленности:

1. 1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно рабо-ты и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражитель-ность, тревожность, интровертированность.

2. 2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ори-ентация на совместную деятельность, но часто в ущерб вы-полнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, за-висимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. 3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как мож-но лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способ-ность отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко-торое полезно для достижения общей цели.

 

Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, ко-торый лучше всего выражает Вашу точку зрения по дан-ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов отве-тов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы про-сим Вас отобрать из них только один, а именно тот, ко-торый в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напиши-те на листе для записи ответов рядом с номером соот-ветствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

1. 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зре-ния, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубри-кой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

2. 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответ-ствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записыва-ются. (

 

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРАВДИВЫМ!

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В слу-чае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно."

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

 

B. Сознание того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то яхотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком;

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо-вольствием углубляют свои знания в этом предмете;

B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;

 

B. Стремятся выполнить свою работу Лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это-

го представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;

 

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться;

B. Кто может многого достичь в жизни.

1. 7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;

 

2. 8.    Когда меня критикуют.

 

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпа-тичны, насмехается и подшучивает над ними;

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;

8. Недостаточно хорошо знает предмет, который препо-дает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;

 

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;

 

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11.2? первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

Б. Развивать прежде всего индивидуальные способно-сти ученика;

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство-вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;

 

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;

 

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

A. Другие люди меня ценят;

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан-ном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

Б. Написали о моей деятельности;

B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

 

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:
A, Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;

 

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;

 

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

 

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;

 

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься,

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A. Доступным;
Б. Авторитетным;

 

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хоро-

шие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

 

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я пред-почел бы быть:

A. Дирижером;
Б. Композитором;

 

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;

 

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;

 

B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен строиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

 

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;

 

B. Занимаясь своим любимым делом.

№п.п.

 

Я

 

Д
0

 

ключ

№п.п.

 

Я

 

0

 

Д

 

12345678910

 

11

 

12

 

13

 

14

 

ВВВБААББАВВААВ
АБАВБВВАВАББВА

 

БАБАВБАВББАВББ

 

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

 

25

 

26

 

27

 

ВВВБББАААВВАА
БААААВББВБАВБ

 

АББВВАВВБАББВ

 

МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) Е. А. КЛИМОВА

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов про-фессий Е. А. Климова. Можно использовать при профори-ентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать толь-ко один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствую-щего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возмож-ностей, что бы Вы предпочли?»

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 

la. Ухаживать за живот-ными

2а. Помогать больным

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художествен-ных открыток, грамплас-тинок

4а. Обрабатывать мате-риалы (дерево, ткань, ме-талл, пластмассу и т.п.)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

6а. Выращивать молод-няк (животных какой-ли-бо породы)

7а. Копировать рисунки, изображения (или на-страивать музыкальные инструменты)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведе-ния (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

или 16. Обслуживать маши-ны, приборы (следить, регулировать)

или 26. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

или 36. Следить за состояни-ем, развитием растений

или 46. Доводить товары до потребителя, рекламиро-вать, продавать

или 56. Обсуждать художес-твенные книги (или пье: сы, концерты)

или 66. Тренировать товари1-щей (или младших) в вы-полнении каких-либо дей-ствий (трудовых, учеб-ных, спортивных)

или 76. Управлять каким-ли-бо грузовым (подъемным или транспортным) сред-ством - подъемным кра-ном, трактором, теплово-зом и др.

или 86. Оформлять выставки, витрины (или участво-вать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать

 вещи, или

96. Искать

 и исправлять

изделия (одежду, технику),

ошибки в

 текстах,

 табли-

жилище

цах, рисунках

10а. Лечить животных.

или

106. Выполнять

 вычисле-

 

ния, расчеты

               

 

11 а. Выводить новые сорта или растений

12а. Разбирать споры, ссо-или ры между людьми, убеж-дать, разъяснять, наказы-вать, поощрять

1 За. Наблюдать, изучать или работу кружков художест-венной самодеятельности

14а. Обслуживать, налажи-или вать медицинские прибо-ры, аппараты

15а. Художественно описы-или вать, изображать события (наблюдаемые и пред-ставляемые)

16а. Делать лабораторные или анализы в больнице.

17а. Красить или расписы-или вать стены помещений, поверхность изделий

18а. Организовать культ-или походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т. п.

19а. Изготовлять по черте-или жам детали, изделия (ма-шины, одежду), строить здания

20а. Вести борьбу с болез-или нями растений, с вредите-лями леса, сада 116. Конструировать, про-ектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)

126. Разбираться в черте^ жах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, при-водить в порядок)

136. Наблюдать, изучать жизнь микробов

146. Оказывать людям ме-дицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

156. Составлять точные описания-отчеты о наблю-даемых явлениях, событи-ях, измеряемых объектах и др.

166. Принимать, осматри-вать больных, беседовать с ними, назначать лечение

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, прибо-ров

186. Играть на сцене, при-нимать участие в концер-тах

196. Заниматься черчением, копировать чертежи, кар-ты

206. Работать на клавиш-ных машинах (пишущей машинке, телетайпе, на-борной машине и др.)

ЛИСТ ОТВЕТОВ

la 16 26 За  
36 46 56  
  66    
  76   86  
    96    
10а     106    
11а 116 12а 126 13а  
136 14а 146 15а 156  
16а   166   17а  
  176 18а   186  
  19а   196    
          ш
20а     206    
          V

 

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каж-дый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество зна-ков «+». Название типов профессий по столбцам:

1. 1. «человек—природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. 2. «человек—техника» — все технические профессии;

3. 3. «человек-человек» - все профессии, связанные с об-служиванием людей, с общением;

4. 4. «человек—знак» — все профессии, связанные с обсче-тами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. 5. «человек—художественный образ» — все творческие специальности.

 

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуе-мого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение за-дания требуется 20-30 мин. Возможно использование ме-тодики индивидуально и в группе. Экспериментатор мо-жет зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применя-ется, когда экспериментатор должен работать в ограни-ченном временном интервале.

МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты по-лучаются при использовании данной методики в целях профориентации лиц, меняющих профессию. Время обсле-дования испытуемого не ограничено, но следует предупре-ждать о необходимости работать в течение 40-50 мин.

Инструкция: «У Вас есть возможность продолжить уче-бу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, пред-лагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе отве-тов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравит-ся (не любите) - минус; если очень не нравится - два мину-са. Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается».

Вопросы: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРА-ВИТСЯ ЛИ ВАМ?

1. 1. Уроки по физике.

2. 2. Уроки по математике.

3. 3. Уроки по химии.

4. 4. Читать книги или статьи по астрономии.
. Читать об опытах и животных.

 

5. 6. Читать о жизни и работе врачей.

6. 7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

7. 8. Читать о лесе.

8. 9. Читать произведения классиков мировой литературы.

 

. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

1. 11. Уроки истории.

2. 12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

3. 13. Читать литературу о геологических экспедициях.

4. 14. Читать о различных странах, их экономике, госу-дарственном устройстве.

 

. Организовывать товарищей на выполнение общест-венной работы и руководить ими.

1. 16. Читать о работе милиции.

2. 17. Читать о моряках, летчиках.

3. 18. Читать о работе воспитателя. ч

4. 19. Знакомиться с устройством и работой станков.. Готовить обеды.

5. 21. Читать о строителях.

6. 22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учи-тесь, живете, работаете.

7. 23. Читать о достижениях техники (например, журна-лы «Техника молодежи», «Юный техник» и г. д.).

8. 24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и ра-диоприборов.

 

. Читать научно-популярную литературу об открыти-ях и физике.

1. 26. Читать научно-популярную литературу о математике.

2. 27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т. д.).

3. 28. Смотреть телепередачи о космонавтах.

4. 29. Изучать биологию.

 

. Интересоваться причинами и способами лечения бо-лезней.

1. 31. Изучать ботанику.

2. 32. Проводить время в лесу.

3. 33. Читать литературно-критические статьи.

4. 34. Активно участвовать в общественной жизни.

5. 35. Читать книги об исторических событиях.

6. 36. Слушать симфоническую музыку.

7. 37. Узнавать об открытиях новых месторождений по-лезных ископаемых.

8. 38. Узнавать о географических открытиях.

9. 39. Обсуждать текущие дела и события.

10. 40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

11. 41. Путешествовать по стране.

12. 42. Давать объяснения товарищам, как решить труд-ную задачу, правильно написать предложение и др.

13. 43. Знакомиться с различными инструментами.

14. 44. Уроки домоводства.

15. 45. Узнавать о новых достижениях в области строи-тельства.

16. 46. Посещать фабрики.

17. 47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

18. 48. Читать статьи в научно-популярных журналах о дос-тижениях в области радиотехники.

19. 49. Разбираться в теории физических явлений.

20. 50. Решать сложные математические задачи.

21. 51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химиче-ских реакций.

22. 52. Наблюдать за небесными светилами.

23. 53. Вести наблюдения за растениями.

24. 54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.

25. 55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

26. 56. Собирать гербарий.

27. 57. Писать рассказы и стихи.

28. 58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

29. 59. Принимать участие в работе исторического круж-ка, разыскивать материалы, свидетельствующие о собы-тиях прошлого.

30. 60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

31. 61. Собирать минералы, интересоваться их происхож-дением.

32. 62. Изучать природу родного края.

33. 63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

34. 64. Обращать особое внимание на поведение людей.

35. 65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать ав-томобиль.

36. 66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

37. 67. Изготавливать различные детали и предметы.

38. 68. Организовывать питание во время походов.

39. 69. Бывать на стройках.

40. 70. Шить одежду.

41. 71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.

42. 72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

43. 73. Заниматься в физическом кружке.

44. 74. Заниматься в математическом кружке.

45. 75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

46. 76. Посещать планетарий. х

47. 77. Посещать кружок биологии.

48. 78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

49. 79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

50. 80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

51. 81. Работать со словарем и литературными источника-ми, библиографическими справочниками.

52. 82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

53. 83. Выступать с докладами на исторические темы.

54. 84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

55. 85. Составлять описания минералов.

56. 86. Участвовать в географических экспедициях.

57. 87. Выступать с сообщениями о международном поло-жении.

58. 88. Помогать работникам милиции.

59. 89. Посещать кружок юных моряков.

60. 90. Выполнять работу воспитателя.

61. 91. Уроки труда.

62. 92. Давать советы знакомым при покупке одежды.

63. 93. Наблюдать за работой строителя.

64. 94. Знакомиться со швейным производством.

65. 95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

66. 96. Собирать радиоприемники и электроприборы.

67. 97. Участвовать в олимпиадах по физике.

68. 98. Участвовать в математических олимпиадах.

69. 99. Решать задачи по химии.
100. Участвовать в работе астрономического кружка.
101. Проводить опыты на животных.
102. Изучать функции организма человека и причины

 

 

возникновения болезней. 103. Проводить опытную работу с целью выращивания

новых сельскохозяйственных культур. 104. Быть членом общества охраны природы. 105. Участвовать в диспутах, читательских конферен-

циях. 106. Анализировать явления и события жизни. 107. Интересоваться прошлым нашей страны. 108. Проявлять интерес к теории и истории развития

искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во вре-мя которых приходится напряженно работать по задан-ной программе.

110. Составлять географические карты и собирать дру-

гие географические материалы.
111. Издать политический строй различных стран.
112. Работа юриста.
113. Посещать кружок юных космонавтов.

 

[

 114. Работа учителя.
115. Бывать на заводах.
116. Оказывать людям различные услуги.
117. Принимать участие в строительных работах.
118. Знакомиться с изготовлением промышленных то-

 

варов. 119. Разбираться в технических чертежах и схемах. 120. Пользоваться точными измерительными прибора-

ми и производить расчеты по полученным данным.
121. Проводить опыты по физике.

 

122. Выполнять работы, требующие знания математи-ческих правил и формул. 123. Ассистировать преподавателю при проведении опы-

тов по химии. 124. Собирать сведения о других планетах. 125. Читать о деятельности известных биологов. 126. Быть активным членом санитарных дружин. 127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйствен-

ными машинами и орудиями труда. 128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства. 129. Изучать происхождение слов и отдельных слово-

сочетаний. 130. Вести дневник, писать заметки в школьную и го-

родскую газеты. 131. Изучать историческое прошлое других стран. 132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу. 133. Читать о жизни и деятельности известных геологов. 134. Изучать географию нашей планеты. 135. Изучать биографии выдающихся политических дея-

телей. 136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого,

литературного героя и т. д. 137. Читать книги о средствах передвижения. 138. Обучать и воспитывать детей. 139. Наблюдать за действиями квалифицированного ра-

бочего. 140. Постоянно общаться со многими людьми. 141. Проектировать строительные объекты. 142. Посещать выставки легкой промышленности. 143. Выполнять чертежи, проектировать машины. 144. Разбираться в радиосхемах.

Примечание: Если Вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на по-лях листов ответов.

лист ответов

ФамилияИ О

123 4 5 6 78 9101112131415161718192021222324
25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 4748
49 5051 52 5354 55 56 5758 596061 6263646566 676869707172
73 74 75 76 7778 798081828384 85 86 878889 9091 9293949596
9798 99100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120
121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144

 

+
-

 

Обработка результатов сводится к подсчету в каждом столбце бланка для ответов количества знаков «+» и «—», а далее из первой суммы вычитается вторая. Таким обра-зом, получается 24 цифры со знаками «+» или «—», кото-рые соответствуют 24 видам деятельности. Выбираются 2-3 вида деятельности, которые набрали большее количество знаков «+»

Возможен упрощенный вариант методики, где испы-туемые ставят только знак «+», а виды деятельности, ко-торые не нравятся пропускают, оставляя пустую клетку в бланке для ответов. В этом случае подсчитывается только количество знаков «+» по столбцам.

КЛЮЧ

1. физика 13. геология
2. математика 14. география
3. химия 15. общественная работа
4. астрономия 16. право
5. биология 17. транспорт
6. медицина 18. педагогика
7. сельское хозяйство 19. рабочие специальности
8. лесное хозяйство 20. сфера обслуживания
9. филология 21. строительство
10. журналистика 22. легкая промышленность
11. история 23. техника
12. искусство 24. электротехника

 

Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте до 35 лет. Возможно применять опросник как индивидуально, так и в группе. Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачи-тывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ «КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ» (КОС-2)

Данная методика предназначена для выявления ком-муникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и Товари-щеские контакты с людьми, стремление расширять кон-такты, участие в групповых мероприятиях, умение вли-ять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из кото-рых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Вре-мя выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Вопросы:

1. 1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и уста-новлению знакомств с различными людьми?

2. 2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

3. 3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?

4. 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшей-ся критической ситуации?

5. 5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

6. 6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

7. 7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить вре-мя с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. 8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

9. 9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, ко-торые значительно старше Вас по возрасту?

10. 10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. 11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компа-нии (коллективы)?

12. 12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, ко-торые нужно было бы выполнить сегодня?

13. 13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. 14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. 15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. 16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари-щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза-тельств, обязанностей?

17. 17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. 18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. 19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. 20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. 21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. 22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не уда-ется закончить начатое дело?

23. 23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым че-ловеком?

24. 24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. 25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. 26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. 27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно сре-ди незнакомых людей?

28. 28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. 29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого тру-да внести оживление в малознакомую группу?

30. 30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. 31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32. 32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мне-ние или решение, если оно не было сразу принято товари-щами?

33. 33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в не-знакомый коллектив?

34. 34. Охотно ли Вы приступаете к организации различ-ных мероприятий для своих товарищей?

35. 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. 36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, сви-дания?

37. 37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. 38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. 39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. 40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Ключ для обработки данных по методике "КОС-2"

Коммуникативные склонности (+) Да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) Нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 Организаторские склонности (+) Да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕРСОНАЛА СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Для эффективной деятельности в системе «человек-маши-на-знаковая система» важны сенсорно-перцептивный (воспри-ятие и внимание) и интеллектуальный (обработка информа-ции, принятие решений) компоненты деятельности.

Для оценки этих качеств могут быть использованы раз-личные методики. Здесь предлагаются таблицы Шульте, с помощью которых исследуется внимание. Их модифика-ции предложил Ф.Д. Горбов.

При работе с таблицами Шульте испытуемый отыски-вает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Основной пока-• затель — время выполнения. По результатам может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчи-вость внимания и работоспособность в дина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: