Урок по технологии для 8 класса «Здоровье и выбор профессии».
Цель: сформировать знания обучающихся о влиянии здоровья на выбор профессии и ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
Наиболее широкое признание получило определение здоровья, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения еще в 1946 г.: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Выделяют четыре компонента здоровья.
Компоненты здоровья:
соматическое здоровье – функционирование органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т.д.
физическое здоровье – способность человека к физической нагрузке;
душевное (психическое) здоровье – ориентация в пространстве и времени; контроль своего поведения; частота и интенсивность общих положительных эмоций;
социальное здоровье – частота общения с друзьями, близкими людьми, т.е. количество и качество социальных связей.
|
|
Понятия человек, здоровье, профессия тесно взаимосвязаны между собой. Возможны три варианта:
1. Человек – здоровье: состояние здоровья человека позволяет выполнять трудовые функции, соответствующие определенной профессии.
2. Профессия – здоровье: н еблагоприятные п рофессионально- п роизводственные ф акторы (НППФ), сопутствующие определенной профессии, могут привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.
3. Человек – профессия: успехи в трудовой деятельности являются одним из источников положительных эмоций и уверенности в своих силах, важным условием душевного здоровья.
Рассмотрим каждый вариант. Запишите основные понятия в тетради.
Человек – здоровье.
Правильный выбор профессии прежде всего связан с учетом состояния здоровья. Чтобы предупредить серьезные ошибки, необходимо знать противопоказания по состоянию здоровья. (таблица «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях»
Приложение 1)
Рассмотрим несколько случаев подробно.
Например, у многих подростков отмечаются заболевания органов пищеварения. Определите по таблице факторы, которые могут привести к ухудшению здоровья при этих заболеваниях. Какие профессии подойдут для людей с такими заболеваниями?
Назовите неблагоприятные профессионально-производственные факторы, которые необходимо учитывать при заболеваниях органов зрения.
Если вы все же выберите профессию, связанную с напряжением зрения, то вам необходимо выполнять зрительную гимнастику.
|
|
Профессия – здоровье.
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют НППФ. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного НППФ. Работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого нет заболеваний сердечнососудистой системы и органов дыхания, а также отсутствует склонность к простудным заболеваниям.
Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких НППФ. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, то усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), работника типографии (запыленность воздуха, постоянный шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечнососудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения противопоказаны профессии оператора ЭВМ, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, звукорежиссера; органов обоняния – повара, парфюмера и т.п.
Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить серьезную ошибку при выборе профессии и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию заблаговременно, поскольку только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о профессиональной пригодности.
Человек – профессия.
Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. Следовательно, работа должна приносить радость, удовольствие, положительные эмоции, что является важным условием душевного здоровья.
Косвенным образом оценить состояние своего душевного здоровья вам поможет методика «Вегетативная лабильность». Вегетативная лабильность – это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. Отметьте совпадения знаком +.
|
|
1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Чем больше «нет» (0 – 6), тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов (7 – 9) — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше, чем в 10 утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.
Таким образом, мы рассмотрели взаимосвязь таких понятий, как человек, здоровье, профессия, а также все составляющие выбора профессии с учетом состояния здоровья и возможными медицинскими противопоказаниями.
I. Домашнее задание.
Определите возможные противопоказания для вашей профессии. Напишите сообщение на тему «Здоровье и моя будущая профессия».
Приложение 1.
Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
|
|
Заболевания | Неблагоприятные производственные факторы | Некоторые рекомендуемые профессии и специальности |
Органы зрения | Работы, требующие особо высокой точности, напряжения зрения, ношения защитных очков, значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении | Продавец, бармен, оператор птицефабрики, садовод, слесарь по ремонту автомобилей |
Органы слуха | Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией | Чертежник, вышивальщица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фотограф, кондитер |
Кожа | Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность; неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук | Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, инженер-конструктор |
Опорно-двигательный аппарат | Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов | Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка |
Органы дыхания | Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения | Контролер-кассир, цветовод, оператор станков с числовым управлением, оператор связи, фотограф |
Сердечнососудистая система | Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация | Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод |
Органы пищеварения | Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозможность соблюдать режим питания | Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, дизайнер |
Почки и мочевыводящие пути | Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания, вибрация | Сборщик полупроводников, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, дизайнер |
Нервная система | Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервнопаралитического действия; работа, связанная с повышенной опасностью травматизма | Резчик по дереву, закройщик, столяр |