Система управления городским хозяйством
Элементы системы управления городским
Хозяйством
Люди живут в городах для удовлетворения жизненно необходимых потребностей, которые по мере развития человечества не изменились. И в V веке до н. э. и в ХХI веке человеку нужно есть, пить, одеваться, растить детей в комфортных и безопасных условиях. Так появилось городское хозяйство, которое формировалось и развивалось вместе с развитием городов.
Для того, чтобы такая сложная и динамичная социальная система как городское хозяйство была устойчивой и жизнеспособной, в её состав входит эффективный управляющий элемент, который осуществляет интеграцию системы, объединяет её отдельные звенья, осуществляет контроль за поступлением ресурсов, функционированием управляемых элементов, и на основе обратной связи корректирует эти процессы.
Термином «система» обозначают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Системный подход рассматривает городское хозяйство как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Он позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии, от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т. д.
Управление городским хозяйством можно рассматривать как составную часть общей науки об управлении сложными социально-экономическими системами — теории управления — и одновременно как составную часть
науки о местном самоуправлении. Эта комплексная наука объединяет подхо-
ды, методологию и терминологический аппарат экономики, права, политоло-
гии, социологии, демографии, теории управления и других социальных наук.
Наряду с термином «управление» в научной литературе используется также
термин «управленческая деятельность».
Согласно теории управления система управления состоит из двух подсистем — объекта управления (управляемой подсистемы) и субъекта управления(управляющей подсистемы). В процессе управления субъект управления воздействует на объект управления на основе определённых принципов, правил,регламентов, используя определённые методы.
В нашем случае объектом управления является городское хозяйство, а субъектом управления — органы исполнительной власти города.
Субъект управления — система органов исполнительной власти — должна быть адекватной по сложности системе управляемой — городскому хозяйству,
соответственно. Нельзя управлять сложной системой при помощи простой
управляющей системы. И наоборот. Субъект и объекты управления должны
соответствовать друг другу.
Взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами осу-
ществляется с помощью механизма управления, который включает совокуп-
ность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур осуществле-
ния управленческих действий.
Управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относитель-
ной самостоятельностью. Причина состоит в невозможности предусмотреть
все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места
событий, незнания деталей, интересов людей и их индивидуальных психологи-
ческих реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах.
Управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между
собой обратную связь, определенным образом реагируя на информацию, полу-
ченную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректи-
ровки последующих шагов, которые обеспечивают приспособление субъекта
и объекта управления к изменению ситуации и друг к другу.
В рамках системы управления между управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.
Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен соответствовать целям и задачам объекта управления; учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности; предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект; поддаваться контролю; иметь возможности для совершенствования. Это, безусловно, предъявляет высокие требования и к субъекту управления.
Система управления должна быть эффективной. К признакам её эффективности можно отнести: оперативность, надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления; улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда.
Эффективность системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета
социально-психологических качеств участников обеспечения оптимального размера компонентов управляющей и управляемой подсистем. Решающее
значение для эффективной работы предприятий городского хозяйства имеет
квалификация управляющего персонала.
Городское хозяйство является сложным объектом управления. Сложность городского хозяйства определятся многообразием состава предприятий и организации, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность — в постоянном развитии городского хозяйства и повышении требований к предоставляемым услугам.
Городское хозяйство можно представить как систему предприятий по обслуживанию основного производства и населения, которая выполняет
социально-экономические функции на территории городов по созданию необ-
ходимых условий эффективной деятельности предприятий отраслей матери-
ального производства и объектов непроизводственной сферы.
Городское хозяйство крупного города многопрофильно. Оно охватывает более 30 видов производственной деятельности, обеспечивая условия комфортного проживания городского населения и работы предприятий города посредством надежного и бесперебойного обслуживания и предоставления коммунальных услуг.
Миссия управления городским хозяйством состоит в повышении ком-
фортности и безопасности жизни городского населения.
Цель управления городским хозяйством — достижение законодательно
установленных нормативов и стандартов обслуживания городского населения.
Предметом управления в городском хозяйстве выступает регулирова-
ние социально-экономических процессов на территории города в интересах
городского населения и на основе эффективного использования ресурсов.
К особенностям городского хозяйства как системообразующего компонен-
та городской среды следует отнести:
— деятельность предприятий и учреждений городского хозяйства направ-
лена на удовлетворение в основном общественных потребностей, как правило,
местного населения и предприятий;
— высокую социальную значимость городского хозяйства, поскольку прак-
тически все виды деятельности в составе комплекса городского хозяйства на-
правлены, в первую очередь, на обеспечение потребностей горожан в таких
видах услуг как тепло-, газо-, водо-, электроснабжение, транспорт и т. д.
— высокий удельный вес городской (муниципальной или государствен-
ной) собственности при наличии других форм собственности среди субъектов
комплекса городского хозяйства;
— особый характер хозяйственной деятельности предприятий — однород-
ность продукции, трудность в образовании запасов, отсутствие (кроме строи-
тельного комплекса) незавершенной продукции, высокая доля вспомогательных
материалов и энергии в составе издержек производства и оказания услуг и другое;
— наличие естественных локальных монополий при обеспечении функ-
ционирования инженерно-энергетических систем города — водоснабжении
и канализации, коммунальной энергетики.
Резюмируя вышесказанное, отметим некоторые черты городского хозяй-
ства как сложного объекта управления:
— городское хозяйство представляет собой совокупность взаимосвя-
занных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорцио-
нального их развития (какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве
от других);
— функционирование отраслей городского хозяйства зависит от комплекса
постоянно изменяющихся социально-экономических условий;
— отрасли городского хозяйства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы;
— приближенность городского хозяйства к потребителям — населению
и местным предприятия.
Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного
транспорта и дорожная сеть, а повышение этажности жилых зданий вызывает
потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла,
растет потребление электроэнергии и т. д. Большие города являются местом
проживания сотен тысяч горожан, забота о безопасности и комфорте которых
составляет главную цель городского управления. Большие города представ-
ляют собой сложную инженерно-техническую систему со всеми присущими
техническими, технологическими, инженерными и материально-техническими
проблемами, которые в совокупности образуют городское хозяйство. Поэтому
большие города являются сложными объектами управления.
Управление городским хозяйством таких крупнейших городов как Москва
или Санкт-Петербург многократно усложняется из-за большого числа и плот-
ности населения, наличия крупнейших транспортных и энергетических систем
федерального значения, высокого уровня ежесуточной внутригородской и при-
городной маятниковой миграции.
Поэтому система управления городским хозяйством такого крупнейшего
города как Москвы отличается высокой сложностью, динамичностью, сохра-
няя при этом целостность, устойчивость, надежность, управляемость, эффек-
тивность и ответственность.
Вопросы для самоконтроля