Вопросы для самоконтроля

Система управления городским хозяйством

Элементы системы управления городским

Хозяйством

Люди живут в городах для удовлетворения жизненно необходимых потребностей, которые по мере развития человечества не изменились. И в V веке до н. э. и в ХХI веке человеку нужно есть, пить, одеваться, растить детей в комфортных и безопасных условиях. Так появилось городское хозяйство, которое формировалось и развивалось вместе с развитием городов.

Для того, чтобы такая сложная и динамичная социальная система как городское хозяйство была устойчивой и жизнеспособной, в её состав входит эффективный управляющий элемент, который осуществляет интеграцию системы, объединяет её отдельные звенья, осуществляет контроль за поступлением ресурсов, функционированием управляемых элементов, и на основе обратной связи корректирует эти процессы.

Термином «система» обозначают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Системный подход рассматривает городское хозяйство как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Он позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии, от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от старого к новому и т. д.

Управление городским хозяйством можно рассматривать как составную часть общей науки об управлении сложными социально-экономическими системами — теории управления — и одновременно как составную часть

науки о местном самоуправлении. Эта комплексная наука объединяет подхо-

ды, методологию и терминологический аппарат экономики, права, политоло-

гии, социологии, демографии, теории управления и других социальных наук.

Наряду с термином «управление» в научной литературе используется также

термин «управленческая деятельность».

Согласно теории управления система управления состоит из двух подсистем — объекта управления (управляемой подсистемы) и субъекта управления(управляющей подсистемы). В процессе управления субъект управления воздействует на объект управления на основе определённых принципов, правил,регламентов, используя определённые методы.

В нашем случае объектом управления является городское хозяйство, а субъектом управления — органы исполнительной власти города.

Субъект управления — система органов исполнительной власти — должна быть адекватной по сложности системе управляемой — городскому хозяйству,

соответственно. Нельзя управлять сложной системой при помощи простой

управляющей системы. И наоборот. Субъект и объекты управления должны

соответствовать друг другу.

Взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами осу-

ществляется с помощью механизма управления, который включает совокуп-

ность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур осуществле-

ния управленческих действий.

Управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относитель-

ной самостоятельностью. Причина состоит в невозможности предусмотреть

все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места

событий, незнания деталей, интересов людей и их индивидуальных психологи-

ческих реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах.

Управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между

собой обратную связь, определенным образом реагируя на информацию, полу-

ченную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректи-

ровки последующих шагов, которые обеспечивают приспособление субъекта

и объекта управления к изменению ситуации и друг к другу.

В рамках системы управления между управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен соответствовать целям и задачам объекта управления; учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности; предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект; поддаваться контролю; иметь возможности для совершенствования. Это, безусловно, предъявляет высокие требования и к субъекту управления.

Система управления должна быть эффективной. К признакам её эффективности можно отнести: оперативность, надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления; улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда.

Эффективность системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации, учета

социально-психологических качеств участников обеспечения оптимального размера компонентов управляющей и управляемой подсистем. Решающее

значение для эффективной работы предприятий городского хозяйства имеет

квалификация управляющего персонала.

Городское хозяйство является сложным объектом управления. Сложность городского хозяйства определятся многообразием состава предприятий и организации, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность — в постоянном развитии городского хозяйства и повышении требований к предоставляемым услугам.

Городское хозяйство можно представить как систему предприятий по обслуживанию основного производства и населения, которая выполняет

социально-экономические функции на территории городов по созданию необ-

ходимых условий эффективной деятельности предприятий отраслей матери-

ального производства и объектов непроизводственной сферы.

Городское хозяйство крупного города многопрофильно. Оно охватывает более 30 видов производственной деятельности, обеспечивая условия комфортного проживания городского населения и работы предприятий города посредством надежного и бесперебойного обслуживания и предоставления коммунальных услуг.

Миссия управления городским хозяйством состоит в повышении ком-

фортности и безопасности жизни городского населения.

Цель управления городским хозяйством — достижение законодательно

установленных нормативов и стандартов обслуживания городского населения.

Предметом управления в городском хозяйстве выступает регулирова-

ние социально-экономических процессов на территории города в интересах

городского населения и на основе эффективного использования ресурсов.

К особенностям городского хозяйства как системообразующего компонен-

та городской среды следует отнести:

— деятельность предприятий и учреждений городского хозяйства направ-

лена на удовлетворение в основном общественных потребностей, как правило,

местного населения и предприятий;

— высокую социальную значимость городского хозяйства, поскольку прак-

тически все виды деятельности в составе комплекса городского хозяйства на-

правлены, в первую очередь, на обеспечение потребностей горожан в таких

видах услуг как тепло-, газо-, водо-, электроснабжение, транспорт и т. д.

— высокий удельный вес городской (муниципальной или государствен-

ной) собственности при наличии других форм собственности среди субъектов

комплекса городского хозяйства;

— особый характер хозяйственной деятельности предприятий — однород-

ность продукции, трудность в образовании запасов, отсутствие (кроме строи-

тельного комплекса) незавершенной продукции, высокая доля вспомогательных

материалов и энергии в составе издержек производства и оказания услуг и другое;

— наличие естественных локальных монополий при обеспечении функ-

ционирования инженерно-энергетических систем города — водоснабжении

и канализации, коммунальной энергетики.

Резюмируя вышесказанное, отметим некоторые черты городского хозяй-

ства как сложного объекта управления:

— городское хозяйство представляет собой совокупность взаимосвя-

занных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорцио-

нального их развития (какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве

от других);

— функционирование отраслей городского хозяйства зависит от комплекса

постоянно изменяющихся социально-экономических условий;

— отрасли городского хозяйства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы;

— приближенность городского хозяйства к потребителям — населению

и местным предприятия.

Большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного

транспорта и дорожная сеть, а повышение этажности жилых зданий вызывает

потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла,

растет потребление электроэнергии и т. д. Большие города являются местом

проживания сотен тысяч горожан, забота о безопасности и комфорте которых

составляет главную цель городского управления. Большие города представ-

ляют собой сложную инженерно-техническую систему со всеми присущими

техническими, технологическими, инженерными и материально-техническими

проблемами, которые в совокупности образуют городское хозяйство. Поэтому

большие города являются сложными объектами управления.

Управление городским хозяйством таких крупнейших городов как Москва

или Санкт-Петербург многократно усложняется из-за большого числа и плот-

ности населения, наличия крупнейших транспортных и энергетических систем

федерального значения, высокого уровня ежесуточной внутригородской и при-

городной маятниковой миграции.

Поэтому система управления городским хозяйством такого крупнейшего

города как Москвы отличается высокой сложностью, динамичностью, сохра-

няя при этом целостность, устойчивость, надежность, управляемость, эффек-

тивность и ответственность.

 

 

Вопросы для самоконтроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: