Первая служба гостиницы, с которой встречается каждый гость, — служба приема и размещения (ресепшн, или front office). Ее персонал осуществляет основное взаимодействие с клиентами и имеет самый длительный контакт с ними. По принятой в индустрии гостеприимства оценке качества обслуживания и системы его поддержания служба приема и размещения является четвертой «точкой соприкосновения», по которой оценивается отель в целом.
Негативные впечатления клиента от этой службы могут перерасти в отрицание отеля в дальнейшем. Нетактичный вопрос, «неправильная» с точки зрения клиента интонация могут вызвать его негативную реакцию гораздо большей силы, чем удовлетворение от того, что его просто хорошо обслужили.
Одиннадцать примерных правил гостеприимства:
§ улыбайтесь — и вам улыбнутся в ответ;
§ говорите с людьми, обязательно называя их по имени;
§ будьте оптимистом — ваше отношение к жизни влияет на других;
|
|
§ никогда не говорите «нет» гостям, а только: «Я с удовольствием проверю еще раз»;
§ обращайтесь с людьми уважительно, как будто они в гостях у вас дома;
§ чистоплотность обязательна;
§ тщательность и отсутствие суеты вызывает доверие;
§ гостеприимство — это шоу-бизнес, необходимо владеть искусством организации публичных зрелищ и умением произвести эффект, показать товар лицом;
§ будьте настроены на качество: качество услуги — прежде всего, скорость придет с опытом;
§ всегда будьте лучшим из лучших, даже если вac никто не видит;
§ принимайте чаевые с осознанием того, что гость доволен. Никогда не просите чаевые.
Описывая данную службу, необходимо прежде всего оговорить, какие параметры будут влиять на ее формирование и список задач.
Размеры гостиницы, а точнее число номеров, на которое она рассчитана, и ее уровень (звездность) — факторы, непосредственно влияющие на распределение ролей между сотрудниками службы приема и размещения, на их численность и, соответственно, на планировку зоны приема гостей.
Чем скромнее заявленный уровень гостиницы, тем более лаконичным будет стиль стойки, но никак не ее техническое обеспечение: оно должно быть определенным. Например, в двухзвездочных отелях, одним из наиболее показательных представителей которых можно считать европейскую гостиничную цепь «Ибис», один сотрудник службы приема и размещения обслуживает от 60 до 100 номеров и при этом может выполнять функции бармена за барной стойкой, объединенной со стойкой ресепшн. Сотрудник един во всех лицах: он осуществляет все операции по поселению гостей и поиску ими номеров, помогает в приобретении билетов, отвечает и перенаправляет телефонные звонки и, наконец, делает выписку гостя и финальные расчеты.
|
|
По существующим в настоящее время нормам в европейских гостиницах уровня «три-четыре звезды» расчет числа сотрудников службы приема и размещения ведется исходя из того, что на 50—80 номеров должен быть один сотрудник. При этом необходимо учитывать, что люди работают посменно, имеют право на очередной отпуск, больничный и прочие уважительные причины для невыхода на работу. В любой момент может сложиться ситуация, когда из необходимых пяти сотрудников выйдут двое, и придется привлекать людей из другой смены закрывать «дыры», как-то выходить из положения. Стало быть, число сотрудников службы не должно быть минимальным. Но и раздувать штат сотрудников ни к чему. При наборе персонала необходимо учитывать рекомендации, предлагаемые руководством цепи, либо отечественные нормативные документы и советы консалтинговых фирм, которые все предусмотрят и сделают правильные расчеты.
Например, произведем примерные подсчеты числа сотрудников, необходимых для бесперебойной и качественной работы службы приема и размещения гостиницы категории «5 звезд», рассчитанной на 400 номеров. При этом стойка ресепшн должна быть рассчитана и поделена как минимум между тремя сотрудниками службы. Кроме этого отводится место под сотрудника службы Guest relations (обеспечивает решение всех проблем гостей), и здесь же располагаются подносчики багажа.
Важно, чтобы вся информация о резервировании номера находилась на стойке портье (стоимость и тип номера, способ оплаты, возможности номера). В функции службы приема и размещения входят:
§ продажа номерного фонда, оформление проживания и регистрация гостей, распределение гостевых номеров;
§ обработка заказов на бронирование, когда в гостинице нет специального подразделения или когда оно закрыто;
§ координация всех видов обслуживания клиентов;
§ обеспечение гостей информацией о гостинице, местных достопримечательностях и любой другой интересующей их информацией;
§ обслуживание гостей в период проживания (продление срока проживания, перевод гостя из одного номера в другой, организация предоставления дополнительных услуг по желанию гостя);
§ обеспечение руководства гостиницы точными данными об использовании номерного фонда (отчет о статусе номеров);
§ подготовка и выдача платежных документов (счетов) за предоставленные услуги и осуществление окончательных расчетов с клиентами.
Обязанности в службе приема и размещения отличаются в зависимости от смены. Работа утренней смены с 06.45 до 15.15 в основном сконцентрирована на проведении с гостями расчетов за проживание в гостинице (особенно в период с 07.30 до 12.00). Естественно, служащие этой же смены отвечают также на вопросы гостей и выполняют свои непосредственные обязанности (в приложении 1 приведены стандарты утренней и вечерней смен).
|
|
Работа служащих дневной смены начинается в 14.45 и заканчивается в 23.15 с учетом того, что большинство гостей прибывает после 16.00. Поэтому, беря за основу план загрузки номеров, начатый утренней сменой, дневной служащий продолжает принимать (оформлять) гостей.
Ночной портье приступает к работе в 22.45 и заканчивает свой рабочий день в 07.15. Когда все оформления закончены, обычно к 01.00, портье составляет счета, которые не были учтены предыдущими сменами, после чего он подводит итог (баланс) за целый день (сутки), учитывая все расходы и платежи.
Например, консьерж, входящий в службу приема и размещения, не работает в вечернее и ночное время.
Продажи «от стойки» создают для гостиницы лучшую возможность получить больший доход, поэтому сотрудники ресепшн должны не только обслуживать заказы с подтвержденными параметрами, но и самостоятельно продавать номера.
Портье может увеличивать продажи за счет предложения номеров повышенных категорий (выше, чем указано в заявке на бронирование) гостям, уже имеющим подтверждения бронирований.
Возглавляет службу Front Office Manager (начальник службы приема и размещения). Между Front Office Manager и генеральным директором в больших отелях существует еще одна позиция, так называемый Rooms Division Manager (директор номерного фонда).
Начальник службы приема и размещения — ответственное лицо гостиницы, в задачи которого входит контролировать весь процесс приема и размещения гостей, профессионально разрешая конфликты, от которых может пострадать престиж гостиницы.
Портье (ресепшионист) — осуществляет check in, т.е. регистрирует вновь прибывшего гостя, подбирает ему номер.
Для успешных продаж портье необходимо знание ассортимента услуг, прейскуранты и тарифы на номера, места, чтобы не произошло с ним так, как в примере:
|
|
Гость: «Скажите, пожалуйста, до которого часа у вас работает солярий?»
Портье: «У нас в отеле нет солярия».
Гость: «Точно нет?»
Портье: «Точно».
Гость: «А у Вас на сайте написано, что есть».
Портье: «У нас в отеле нет солярия».
Гость: «Ну, вот же. В вашем же буклете написано: “Оздоровительный комплекс, сауна и солярий”».
Портье: «А-а, в сауне солярий! Он работает круглосуточно, проходите, пожалуйста, на цокольный этаж…»
Портье должен знать, что нужно гостю, что он любит и не любит, его ожидания, быть в хорошем настроении, уметь слушать, обладать терпением, спокойствием и уверенностью в себе, знать правила регистрации и паспортно-визового режима в гостинице, порядок оформления и правильность ведения всей эксплуатационной документации.
Основными задачами портье являются прием, размещение, регистрация гостей, оформление их выезда в соответствии со стандартами, принятыми в гостинице. Предоставление гостям информации о типах номеров, стоимости, возможных методах оплаты и их условиях, предоставляемых дополнительных услугах в гостинице и графике работы других служб и отделов, политике гостиницы при ранних заездах и поздних выездах.
Прием бронирования по телефону, факсу, электронной почте и персонально со стойки только в те часы, когда не работает служба бронирования.
Очень часто в работе портье возникает ситуация, когда поступает несколько звонков. В этом случае необходимо воспользоваться схемой разговора с несколькими гостями, которая показана на рис. 1.1.
Рис. 1.1.Схема разговора с несколькими гостями
Кассир службы приема и размещения (cashier) — работник, подчиняющийся главному бухгалтеру, а в административном отношении — менеджеру по приему и размещению.
Как и все работники бухгалтерии, он должен обладать квалификационными знаниями, быть предельно внимательным в ведении всей документации, особенно счетов. Кассир занимается процедурой выписки, приемом и выдачей денег, т.е. осуществляет check out, в течение которого происходит оплата всех счетов.
Кассир должен хорошо знать правила приема и обслуживания, прейскуранты цен на номера и места, систему расчетов при оплате за проживание, за предоставленные дополнительные услуги. Он должен хранить в картотеке счета, и при выезде гостя производить с ним окончательный расчет.
В его обязанности входит получение денег по актам за причиненный ущерб имуществу гостиницы. Он осуществляет операции по приему, хранению и сдаче по кассовому отчету денег в бухгалтерию, а также производит возврат денег лицам, выезжающим из гостиницы ранее установленного срока.
Основные обязанности кассира:
§ внесение полной суммы в счет клиента;
§ получение оплаты в полной мере от клиента при выезде;
§ согласование оплаты счетов кредитными карточками и чеками с бухгалтерией;
§ подсчет всех счетов и общей суммы выручки в конце каждой смены;
§ несение персональной ответственности за все деньги, имеющиеся в обращении во время смены.
В некоторых гостиницах кассир отвечает за безопасность сейфов, а также ему могут вменить в обязанность выполнять некоторые банковские операции, выдавать наличные деньги по чеку и др.
Ночной аудитор (night auditor) — проверяет правильность составления бухгалтерской документации и составляет дневной отчет по данным коммерческой деятельности гостиницы.
Обычно этот отчет составляется в конце рабочего дня, во время ночной смены, и поэтому эта проверка называется ночной аудиторской проверкой, а служащий — ночным аудитором.
В обязанности ночного аудитора входят:
§ проверка правильности составления счетов;
§ проверка правильности оплаты по кредитным карточкам;
§ внесение в счета клиентов оплаты за покупки, совершенные в течение дня;
§ проверка талонов, дающих право на предоставление скидки;
§ суммирование результатов финансовых операций и доклад о них руководителю гостиницы на следующий день.
Аудитор проверяет полученный доход от проживания в гостинице, процент фактической занятости и другие данные, полученные от службы приема и размещения, делает кассовую сводку, включая оплату чеками и кредитными карточками.
Функции ночного аудитора выполняет один из бухгалтеров или кассир (портье). Однако практика показывает, что ночной аудитор себя всегда оправдывает.
Служба «Guest relation» — присутствует практически в любом отеле класса категории пять звезд, ее сотрудник занимается решением всех проблем гостей, обеспечивает самый высокий уровень гостеприимства и предоставления сервиса.
Встречает, приветствует прибывающих гостей и прощается, когда они уезжают. Просматривает список ежедневных заездов и оказывает помощь в подготовке и распространении приветственных подарков. Сопровождает VIP-гостя в номер, помогает гостям с их потребностями. Если гость обращается с жалобой, то он решает эту проблему. Если гостю требуются дополнительные услуги, то сотрудник службы решения всех проблем гостя, занимающийся его обслуживанием, связывается с конкретными службами и выстраивает все отношения.
Сотрудник службы «Guest relation» ведет журнал или составляет отчет о деятельности за день (VIP-гости, обращения гостей с жалобами и др.). Он должен присутствовать в холле отеля и поддерживать надлежащий этикет, быстро реагировать на любые вызовы в случае, если он не на своем посту. Он помогает гостям освоиться в отеле, дает подробную информацию обо всех услугах отеля и принимает заказы (например, бронирование столиков в ресторанах с меню — a la carte), владеет несколькими иностранными языками.
Консьержи — служащие отелей высокой категории. Консьержи ориентированы на решение «внешних» вопросов.
Они оказывают множество услуг: резервирование столика в ресторане, заказ такси, приобретение билетов в театр на популярные спектакли, на спортивные мероприятия или престижные состязания, бронирование мест на самолет, информирование о местных достопримечательностях. Принимают заказы от проживающих гостей на аренду автомобиля, вызов такси, оформляют наряды и путевые листы водителей, оказывают помощь в получении информации, касающейся экскурсий, развлечений, позволяющей гостям правильно выбрать услуги, принимают сообщения для гостей, выполняют различные поручения, в том числе и частного характера (в приложении 2 даны образцы бланков на бронирование театральных билетов, авиа- и железнодорожных билетов, подтверждение услуг консьержа). Контролируют список приезжающих гостей, выделяя категорию VIP (особое внимание) и обеспечивают данной информацией заинтересованные службы, проверяют номера, предназначенные для гостей категории VIP, встречают гостей во время заезда, сопровождают их в номер, информируя их об услугах гостиницы, удобстве и комфорте в номере.
О важности услуг, выполняемых консьержами, свидетельствует создание Международной профессиональной ассоциации консьержей — Union proffessionalle des Portiers des Grand Hotels (UPPGH), известную как «Золотые ключи», в которую входят более 4000 консьержей из 36 стран мира.
Консьержи, носящие значки с изображением золотых ключей, имеют пятилетний опыт работы в пятизвездочном отеле, в том числе не менее трех лет в должности консьержа.
Девиз консьержей — «сервис через дружбу». Благодаря дружеским связям, которые складываются между консьержами разных континентов, у них появилась возможность оказывать гостю более качественные услуги с помощью своих зарубежных коллег.
Как правило, заказы осуществляются в последний момент, когда сложно что-либо сделать. Поэтому опытные консьержи имеют обширную сеть контактов, способствующих наиболее полному удовлетворению нужд гостей. Для расширения контактов своих консьержей руководство гостиницы всячески поощряет посещение ими различного рода организаций и мероприятий, способствующих установлению контактов. Качества, которые должны быть присущи профессиональному консьержу:
§ общительный характер;
§ быстрота реакции;
§ доброжелательность;
§ тактичность;
§ находчивость;
§ привлекательная внешность.
Безусловно, необходимо хорошее образование, желательно знать два языка, иметь навыки общения с разными людьми и знать обычаи многих народностей мира. Но прежде всего располагать информацией о жизни гостиницы и ее многочисленных службах.
Фраза «службе консьержей — все по плечу» должна себя оправдывать. Например, среди постоянных клиентов московских гостиниц есть страстные театралы. Так, в гостиницах «Ренессанс-Москва», «Шератон Палас» и «Националь» консьержи с удовольствием выполняют просьбы гостей, делая все для того, чтобы они могли посетить Большой театр, даже если в театральной кассе звучит обыденное «нет билетов».
Консьерж не может ответить гостю «нет». Все обслуживание гостя, его удовлетворенность предоставляемыми услугами складывается из мельчайших ситуаций. Например, гость, летевший из Парижа в Москву с деловым визитом, обнаружил, что не весь его багаж прилетел в Москву. Он не стал решать в аэропорту свои проблемы, он знал, что консьерж гостиницы обязательно ему поможет. Консьержем была проделана кропотливая поисковая работа, в результате которой чемодан гостя был обнаружен в Мюнхене. Благодаря коллеге из ассоциации «Золотые ключи» багаж на следующий день был доставлен хозяину.
Консьержи московских гостиниц делают свою работу так, что доставляют удовольствие гостям, и они в знак благодарности оставляют отличные отзывы об обслуживании.
Очень часто гости осуществляют заказы в последний момент, когда сложно что-либо сделать. Поэтому опытные консьержи имеют обширную сеть контактов, способствующих наиболее полному удовлетворению нужд гостей. Для расширения контактов своих консьержей руководство гостиницы всячески поощряет посещение ими различного рода организаций и мероприятий, способствующих установлению контактов.
В распоряжении старшего консьержа находится служба bell service, которая отвечает за доставку вещей гостя в номер. Руководитель службы bell service — bell captain находится в непосредственном подчинении у старшего консьержа. У bell captain в подчинении швейцар и подносчик багажа (bell man).
Швейцары — служащие, несущие дежурство у входных дверей отеля и наблюдающие за входом и выходом посетителей и проживающих в гостинице клиентов, а также информирующие посетителей о наличии свободных мест.
Швейцар должен находиться у входной двери 17 часов ежедневно, с 7.00 до 24.00, также он работает и в ночную смену. В отелях высокой категории швейцары обеспечивают сохранность багажа гостей при входе в отель и управляют его доставкой до стойки приема и размещения.
Швейцары оказывают персонифицированные услуги прибывающим гостям, и обычно это:
§ открытие дверей гостиницы и помощь прибывающим гостям;
§ помощь гостям в погрузке багажа в транспортные средства и разгрузке из них;
§ сопровождение гостей до стойки регистрации;
§ управление движением транспортных средств у входа в гостиницу для обеспечения безопасности гостей и посетителей отеля; вызов такси по запросу;
§ помощь служащим парковки автомобилей;
§ предложение большого зонта во время ненастной погоды;
§ выполнение несложных дополнительных услуг в вестибюле гостиницы.
Они так же, как и носильщики, должны быть хорошо информированы о возможностях гостиницы, в том числе о новых дополнительных услугах, акциях и предложениях, а также о местных достопримечательностях, так как гости часто обращаются с подобными вопросами к швейцару.
Одной из наиболее сложных обязанностей швейцаров является управление движением транспортных средств у входа в гостиницу, особенно в периоды ее высокой загрузки. Опытные сотрудники выполняют это умело и с достоинством.
Квалифицированный и опытный швейцар знает имена постоянных клиентов и, провожая их до стойки, представляет персоналу службы приема и размещения. Такое персонифицированное обслуживание повышает репутацию отеля и укрепляет приверженность клиентов.
В обязанности швейцаров может также входить информирование посетителей о наличии свободных мест в гостинице, вызов такси по просьбе гостя, приведение в порядок вестибюля, протирка стекол и стен в тамбуре и подъезде отеля. В их обязанности также входит чистка металлических предметов на входных дверях гостиницы и территории возле них. В вечернее время швейцар обязан включать и выключать световую рекламу и проверять системы сигнализации.
Численность швейцаров рассчитывается исходя из норматива один человек на один пост в смену. Для улучшения обслуживания рекомендуется ввести должность сменного швейцара.
Подносчик багажа (bell man) — служащий, обеспечивающий доставку багажа гостей из лобби (холла, вестибюля) отеля до гостиничного номера (третья «точка соприкосновения»).
Подносчик багажа должен находиться в лобби гостиницы во время заезда гостя, чтобы помочь с багажом. Если носильщик оказывает помощь в доставке багажа, его следует доставить в номер не позднее чем через 8 мин после прибытия гостя. Поместив багаж в номере на багажной полке/скамье и выходя из номера, необходимо попрощаться с гостем и пожелать ему приятного пребывания в гостинице. Подносчик багажа должен использовать имя гостя минимум один раз за время общения с ним.
В зависимости от размера и классности гостиницы bell mans могут предоставлять гостям следующие услуги:
§ доставка багажа к месту проживания гостей;
§ предоставление наиболее интересной информации о гостинице, ее безопасности и др.;
§ обеспечение доступности багажного отделения отеля для временного хранения вещей клиентов;
§ доставка писем, посылок, сообщений и дополнительных предметов быта в гостевой номер (в некоторых отелях эту функцию выполняют коридорные, пажи, посыльные, в приложении 2 приведен пример бланка сообщения);
§ доставка вещей постояльцев в химчистку или прачечную (в некоторых отелях эту функцию выполняют коридорные, пажи, посыльные, валет-сервис или камердинерская служба);
§ выполнение несложных дополнительных услуг в холле отеля и других общественных местах;
§ разгрузка и погрузка багажа в случае отсутствия дежурного у двери.
На первый взгляд эти функции кажутся простыми. Однако чтобы помочь гостю перенести его вещи, носильщик должен знать, как правильно загрузить тележку: более хрупкие вещи не должны размещаться на тележке под более тяжелыми. Сама тележка должна быть правильно сбалансирована для легкой управляемости.
Напрямую контактируя с гостем, носильщик багажа имеет возможность сообщить ему интересную информацию об отеле, окружающих достопримечательностях и других общественных местах, ресторанах, интересных событиях, спортивных мероприятиях, о мерах безопасности.
Каждый из них — и швейцар, и bell man — получают за свою работу чаевые. Кроме этого в подчинении у старшего консьержа находятся посыльные, в обязанности которых входит разнос почты и сообщений.
Дворецкий (butler) — человек, который знает и умеет все, в состоянии решить любые домашние проблемы.
Он призван обеспечивать персонализированный сервис, с первого взгляда понять, каков гость и какой подход к нему нужен.
Дворецкий выступает в качестве персонального ассистента гостя, некоего связующего звена между ним и всеми службами отеля. Для того чтобы охватить всех гостей, например, служба дворецких в московском отеле «Марриотт Ройал Аврора» состоит из 30 человек. Дворецкий отвечает за пребывание гостя в гостинице с момента его прибытия и до самого отъезда. Гостю не нужно никуда звонить из номера, куда-то ходить или чего-то ждать, достаточно нажать специальную кнопку быстрого доступа на телефонном аппарате (обязательно ответят в течение 15 с в любое время суток), появится дворецкий и сделает все, что тот пожелает. Например, в номерах отеля «Марриотт Ройал Аврора» для VIP-гостей телефон имеет всего три кнопки — для связи с операторами, дворецкими и консьержами. При этом услуги службы дворецких уже включены в общую стоимость проживания гостя.
Дворецкий — это человек, который 24 ч в сутки на связи с гостем. В его обязанности входит организация приема гостя, предусматривающая подготовку номера и приветственных подарков. Если ожидается VIP-клиент и сотрудники отеля знают время его прибытия, то дворецкий едет с ключами в аэропорт, встречает его на машине представительского класса, например BMW, и организует доставку багажа. В отеле постояльцу не нужно подходить на ресепшн, дворецкий может проводить его в номер и, получив необходимую информацию, самостоятельно оформить документы (услуга быстрого заселения).
Так, например, в московском отеле «Арарат Парк Хаятт» дворецкий не только встречает гостя, но занимается его счетами, сервирует стол и обслуживает гостя во время завтрака. В соответствии с его вкусами и предпочтениями он посоветует, где побывать, закажет билеты на культурные мероприятия, организует досуг или поход по магазинам. При необходимости дворецкий может выступить в качестве консультанта, т.е. он по желанию гостя не только сопроводит его по магазинам, но и поможет подобрать одежду, аксессуары, подарки и другие вещи.
Работники этой службы хорошо знают город и могут выступать в качестве гидов, например, рассказать гостю об истории и культуре города. Во время отъезда постояльцу заранее приносят счет, предлагают сделать расчет в номере и оказывают помощь в упаковке багажа.
Когда гость уезжает, работа дворецких не заканчивается, они помогают службе Guest relations вести своеобразное досье — историю клиента. Гость может прокомментировать работу отеля или захотеть не то, что ему предложили. Подобные замечания, а также другие нюансы в обслуживании заносят в компьютер, что позволяет предвосхитить желания постояльца во время следующего визита.
Поведение, внешний вид, манеры и речь высококлассного дворецкого всегда безупречны. Он может выполнить самые необычные просьбы клиентов, не предусмотренные никакими прейскурантами и прайс-листами (разумеется, в разумных пределах). Служба дворецких является одним из основных звеньев в системе обслуживания VIP-гостей в гостинице.
В обязанности дворецкого входят:
§ подготовка номеров для гостей (проверка, устранение мелких неполадок);
§ доставка цветов, фруктов, сладких презентов для гостей в номера перед их приездом;
§ встреча VIP-гостей в аэропорту и их проводы;
§ подготовка ключей и регистрационных карт для гостей для осуществления быстрой процедуры заезда;
§ проводы гостя в номер и экскурсия по отелю (если пожелает гость);
§ осуществление помощи гостям по всем вопросам и требованиям;
§ персональная помощь при посещении магазинов;
§ организация культурной программы (заказ билетов в музеи, театры и др.);
§ организация транспорта, авиа- и железнодорожных билетов;
§ доставка еды в номер;
§ доставка газет;
§ упаковка и распаковка багажа;
§ процедура ускоренного выезда.