Роль индивидуальных свойств в формировании личности

Биологический фактор преломляется определенным образом не только в поведении и способе переживания человека, но и в его социальных установках, то есть физиологическая база является основой развития и проявления личности на всех этапах человеческой жизни.

Собчик Л.Н.[14] утверждает, что в основе индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежат те ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: биологическую основу, характерологическую структуру, социальную направленность и иерархию ценностей человека. "Ведущая тенденция" объединяет понятия "черта", "свойство", "состояние" и определяет направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания. Данная дефиниция включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию в виде социальных установок или в проявлениях актуального состояния. А по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Индивидуально-личностные свойства определяются ведущими тенденциями, которые уходят корнями в генетическую предиспозицию, формирующую конституциональные особенности и темперамент человека.

Cовременные концепции темперамента основаны на клинической практике, психометрических подходах к индивидуальным различиям, поведенческо-генетических исследованиях и психофизиологии[15]. Несмотря на различия в методологических подходах, концепции имеют общие принципы. Большинство исследователей сходятся во мнении, что темперамент представляет собой устойчивые индивидуальные различия, проявляющиеся с самого рождения[16];[17]. Устойчивость означает, что индивидуальные особенности проявляются в течение всей жизни, в различных условиях и сходным образом[18].

С младенческого и раннего детского возраста темперамент имеет трехфакторную структуру, включающую положительную и отрицательную эмоциональность и регуляторные способности [Rothbart M.K. 2007].

Отрицательная эмоциональность относится к индивидуальным различиям в возбуждении страха и фрустрации (Rothbart, Bates, 2007). К положительной эмоциональности относят индивидуальные различия в чувствительности к положительным сигналам среды, вызывающим улыбки, смех и другие проявления радости (Rothbart, Bates, 2007). Саморегуляция подразумевает способность выбирать способ действия в конфликтных ситуациях, обнаруживать ошибки и планировать на будущее (Evans, Rothbart, 2000), то есть способность ребенка использовать ресурсы внимания и торможение поведенческих реакций, регулирующие поведение и эмоции (Rothbart, Bates, 2007). В том числе саморегуляция включает процессы, которые модулируют реактивность, способствуя эмоциональной реакции или подавляя ее[19];[20].

Среди отдельных черт темперамента, способность ребенка испытывать удовольствие от спокойных занятий («Удовольствие низкой интенсивности»), входящая в состав ранних регуляторных способностей, является ведущим фактором защиты от проблем интернального и экстернального спектра.

Также стоит отметить, что в исследованиях последних лет показана концептуальная связь между факторами темперамента и факторами личности (Big Five): Положительная эмоциональность – Экстраверсия, Отрицательная эмоциональность – Нейротизм и регуляторные способности – Сознательность[21];[22]. Таким образом, трехфакторная структура темперамента является не списком несвязанных черт и обобщенных характеристик, а конструктом, обеспечивающим возможность сопоставления результатов исследований индивидуальных различий от младенческого до зрелого возраста.

Зарубежные исследования значения индивидуально-психологических особенностей для психологического благополучия в процессе развития ведут начало от работ американских психиатров Чесс и Томаса, которые обратили внимание на устойчивые психологические характеристики детей - темперамент. Было выделено три типа темперамента: легкий, трудный и медленно реагирующий (slow-to-warm-up). Так называемые трудные дети характеризуются низким уровнем ритмичности, приближения и способности приспособления, а также высоким уровнем интенсивности, избегания всего нового и преобладания негативных эмоций; данная категория детей является наиболее уязвимой для возникновения проблем психологического благополучия. Детей с легким темпераментом авторы описывают как ритмичных, легко реагирующих на новое, быстро приспосабливающихся и больше склонных к положительным эмоциям. Медленно реагирующие дети отличаются трудностями в приспособлении, низкой двигательной активностью, склонностью к избеганию всего нового, средним уровнем интенсивности эмоций, ритмичности и отвлекаемости[23]. Также в своих исследованиях Чесс и Томас обнаружили, что отличающиеся боязливостью дети в последующем подвержены тревоге и менее социально адаптированы, а дети с интенсивным проявлением отрицательных эмоций предрасположены к агрессивному и импульсивному поведению[24]. При этом авторы подчеркивают, что темперамент сам по себе не имеет патологической основы для возникновения проблем психологического благополучия: дети со сходным темпераментом могут развиваться по-разному, а дети с различным темпераментом иметь одинаковые проблемы. Поэтому в рамках предложенной ими модели «хорошего и плохого соответствия» причиной возникновения нарушений является неблагоприятное сочетание индивидуальных особенностей ребенка и социальных условий (Чесс, Томас, 1994).

Ротбарт с соавторами[25] выделили несколько разновидностей связи темперамента с психологическими проблемами в процессе развития: 1) к нарушениям предрасполагают непосредственно индивидуально-психологические особенности; 2) черты темперамента вызывают реакции других, а те в свою очередь увеличивают или уменьшают риск нарушений; 3) индивидуально-психологические особенности ребенка влияют на выбор определенных моделей поведения и отношений родителей, что может создавать риск возникновения нарушений; 4) индивидуально-психологические особенности влияют на тип нарушений и их течение; 5) особенности обработки информации у ребенка могут влиять на его представления о мире, себе и других; 6) влияние неблагоприятных факторов среды регулируется особенностями темперамента; 7) повышенная или пониженная чувствительность к происходящим событиям может создавать риск для возникновения нарушений или нивелировать его; 8) (не) благоприятность взаимодействия между различными особенностями темперамента в отношении результатов развития; 9) особенности темперамента могут формировать различные пути развития, включая множественность возможных исходов; 10) характеристики темперамента и среды могут независимо влиять на результаты развития и взаимодействовать, увеличивая или уменьшая риск нарушений; 11) дисфункциональные состояния могут изменить особенности темперамента и создать дополнительный риск[26]; Rothbart et al., 1995). Однако темперамент не является безусловным предиктором определенных результатов развития, так как черты формируются под влиянием генетических и средовых факторов с рождения и в течение всей жизни. В склонности к определенным положительным или отрицательным эмоциональным настроениям могут играть детский опыт и различные характеристики семьи, создающие определенные условия для развития ребенка.

Психологическое благополучие ребенка может развиваться под влиянием как внутренних факторов, обусловленных индивидуально-психологическими особенностями, так и внешних факторов – средовых. Среди факторов среды выделяют факторы макро- (социально-экономические, культурные, общественные) и микро-уровня (семья и ближайшее окружение)[27]; или дистальные (безопасность соседства, социально-экономический статус, структура семьи) и проксимальные факторы (непосредственно семейная ситуация)[28]. Таким образом, психологическое благополучие детей во многом зависит от контекста развития[29], способного выступать в качестве фактора риска или защиты.

Родительские опросники являются главным источником информации об индивидуальных особенностях поведения и эмоционального реагирования детей. В нашем исследовании будет использоваться шкала произвольной регуляции Опросника темперамента в среднем детстве (TMCQ[30]) для младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет), включающая подшкалы регуляция активности, тормозный контроль, устойчивость внимания, удовольствие низкой интенсивности и сенсорной чувствительности. Ценность сведений, получаемых из родительских опросников, значительна, т.к. родители имеют уникальную возможность наблюдать своих детей длительный период времени и в самых различных ситуациях, которые невозможно полноценно воспроизвести в лабораторных условиях (Гудман, Скотт, 2008; Durbin et al., 2007; Rothbart, Bates, 2006).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: