Эта группа упражнений применяется с целью формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоению рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:
контрастные упражнения
упражнения на погружение
упражнения на всплывание
упражнения на лежание
упражнения на скольжение
упражнения на дыхание.
Контрастные упражнения. Для ознакомления со свойствами воды, для чего решаются следующие частные задачи:
1) развивать чувство координации движений;
2) развивать силу рук и ног для выполнения ходьбы, бега, прыжков;
3) разучить ходьбу, бег с движениями рук и ног;
4) добиться самостоятельного выполнения различных сочетаний движений с движениями рук в ходьбе, в прыжках в изменяющихся условиях;
5) проверить и оценить умение выполнять сочетание ходьбы, бега с движениями рук.
Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:
|
|
1) разучить задержку дыхания на вдохе;
2) научить погружению под поверхность воды на задержанном вдохе;
3) добиться уверенного и самостоятельного погружения под поверхность воды с открытыми глазами;
4) закрепить умение погружаться под поверхность воды с открыванием глаз, в сочетании с другими движениями;
5) совершенствовать умения погружаться под поверхность воды, открывать глаза и ориентироваться под водой;
6) проверить и оценить погружение под воду с открыванием глаз.
Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.
При изучении упражнений на всплывание решаются следующие задачи:
1) развивать умение задерживать дыхание на вдохе;
2) разучить положение головы и ног для выполнения группировки;
3) научить группировке в приседе на задержанном вдохе;
4) добиться самостоятельного выполнения группировки и умения всплывать на задержанном вдохе;
5) проверить и ценить умение выполнять всплывание к поверхности воды.
Наиболее распространенными упражнениями являются «поплавок» и «медуза». Необходимо помнить, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает - им не следует выполнять это упражнение.
Упражнения на лежание изучаются в положении на спине и на груди («стрелочка» и «звездочка» на максимальном вдохе). При обучении этой подгруппы упражнений решаются следующие задачи: 1) научиться лежать на груди (на спине) в облегченных условиях; 2) разучить положение лежа на груди из положения группировки; 3) добиться самостоятельного выполнения лежания на груди; 4) научиться умению лежать на спине с посторонней помощью; 5) разучить положение лежа на спине; 6) добиться самостоятельного умения лежать на спине; 7) добиться умения лежать на спине с различными движениями рук и ног; 8) закрепить и совершенствовать умение лежать на груди (на спине) из положения группировки в сочетании с другими движениями; 9) проверить и оценить умение лежать на груди и на спине.
|
|
Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формирует чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине - между рук или выше рук).
В результате обучения должны быть решены следующие задачи:
1) развивать силу ног для выполнения толчка при скольжении;
2) разучить движения ног при выполнении толчка от дна в скольжении; 3) научить постановке ног на борт для выполнения толчка при скольжении;
4) научить положению головы и движению рук при выполнении скольжения;
5) добиться самостоятельного выполнения скольжения на груди и на спине;
6) закрепить и совершенствовать умение выполнять скольжение на груди и на спине;
7) проверить и оценить умение выполнять скольжение на груди и на спине.
Специалисты едины в своем мнении, что освоение упражнений на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения техники способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, движений рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.
При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:
1) учить выдоху в облегченных условиях;
2) научить выдоху через рот при опускании лица в воду;
3) разучить выдох через рот при погружении под поверхность воды;
4) добиться самостоятельного выполнения выдоха при погружении под воду;
5) научить выдоху с поворотом головы для вдоха (влево и вправо);
6) закрепить и совершенствовать умения выполнять выдох в воду в изменяющихся условиях;
7) проверить и оценить умения выполнять выдохи в воду.
Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.
Подготовительные упражнения по освоению с водой по своему характеру статичны и при недостаточной температуре воды или воздуха должны чередоваться с динамичными упражнениями, играми в воде. Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять частые движения прямыми ногами сидя на борту бассейна, лежа в воде на груди или на спине.