Термин «маркетинг» происходит от английского слова marketing и в дословном переводе означает «рынок». Маркетинг это деятельность, связанная с изучением спроса на товары и услуги и удовлетворением потребности в них.
«Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»
(основатель теории маркетинга Филипп Котлер)
«Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании»
Филипп Котлер
Основными задачами маркетинга являются:
1. Выявление потребностей.
2. Удовлетворение потребностей.
3. Возобновление потребностей.
Все эти задачи приходится решать в домашнем хозяйстве. Покупка вещей или продуктов - фокус, в котором собираются многие лучики экономической деятельности семьи: удовлетворение потребностей, планирование, денежный расчет, межличностные отношения, разделение труда, управление, воспитание детей, бережливость.
В наших семьях существует два подхода к совершению покупки: одни покупают все, что хочется, другие покупают то, что нужно. Второй подход более правильный. Некоторые вещи можно и не делать, если хозяйство ведется разумно. Некоторые вещи можно изготовить дома. Все это решает домашний маркетинг.
Примерные этапы совершения покупок:
1.Составить список необходимых продуктов.
2.Составленный список привязать к соответствующему магазину.
3.Сбор информации (качество товара, срок службы).
4.Момент совершения покупки.
5.Оценка приобретенного товара.
Потребительский портрет вещи:
1. Практичность – надежность в использовании, полезность, соответствие
назначению.
2. Удобство – комфорт, уют.
3. Красота – хорошая одежда, приятное оформление.
4. Модность – соответствие направлению моды.
5. Оригинальность – нестандартность, своеобразие, соответствие
индивидуальным вкусам, способность подчеркнуть достоинства
покупателя, а также скрыть его недостатки.
6. Общность – соответствие другим вещам, способность вписаться в интерьер жилища, стать органичной составляющей набора обуви, одежды.
7. Ценность – свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость.
Выступая на рынке в роли потребителя, мы должны уметь пользоваться штриховым кодом. Специалисты называют несколько причин появления штрих-кода, но основная – с помощью кода контролируется качество продукции, ее соответствие первоначально заданному образцу. На Европейском континенте его ввели в 1977 году, а затем и на других утвердилась Европейская система кодирования – EAN.
Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий в Европе из 13 цифр, а в Америке и Канаде – 12. С января 1993 года штрих-код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу из России – это одно из обязательных условий поставки.
Что стоит за цифрами?
Произведем вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара на примере данного штрихкода:
460123456789 3
Первые две цифры (46) – страна изготовления продукта (Россия);
следующие пять (01234) – предприятие-изготовитель;
следующие пять (56789) – наименование товара, его потребительские свойства;
последняя цифра (3) – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара.
1.Сложить цифры, стоящие на четных места
6+1+3+5+7+9=31
2.Полученную сумму умножить на 3;
31х 3 = 93
3.Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
4+0+2+4+6+8=2
4.Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
93+24=117
5.Отбросить десятки: 7
6.Из 10 вычесть полученное в пункте5:
10 – 7= 3
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно и не гарантирует качества.
Если цифры совпадают, товар легальный, качественный. В данном случае цифры совпали.
Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, "Сделано в Германии", а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Причин может быть несколько:
• фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции.
• товар был изготовлен на дочернем предприятии.
• товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
• учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Информация, заложенная в штрих-коде, передаётся по всей товарной цепочке: изготовитель – оптовик – розничный торговец – покупатель. Штрихвой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Если товар оказался некачественным, покупатель, обратившись к продавцу, может установить фирму – поставщика данного товара и предъявить ей свои претензии. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае использование штрихкода является нарушением международных правил и влечёт за собой судебные санкции.
Штриховое кодирование успешно применяется за рубежом во многих сферах производства и активно внедряется в России:
1) в библиотечном деле – на книгах и читательских билетах;
2) в фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);
3) на конвейерах (кодируются детали);
4) на складах – для учёта складируемой продукции;
5) в перевозках (багаж);
6) при хранении деловой документации, в том числе в архивах (штрихкод наносится на папку).
Вообще-то, разобраться с тем, «кто есть кто», по коду может только специалист. Потребитель по всем возникающим вопросам связанным со штриховым кодированием товаров, может обратиться за разъяснениями к продавцу, в отдел защиты прав потребителей, а члены региональных торгово-промышленных палат и EAN – непосредственно в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН. На бытовом уровне с помощью таблиц с кодами страны-изготовителя можно научиться отличать английский товар от индийского, российский от американского и т. д.
По степени участия в покупках члены семьи делятся на 4 группы:
- непричастные – редко совершают покупки;
- руководители – обсуждают, планируют, выдают заказы, но редко совершают
покупки;
- исполнители – исполняют заказы, покупают;
- активные – максимально вовлечены во все, что связано с покупкой вещей.
Производители помогают ориентироваться покупателем в разнообразном мире товаров. Для этих целей служит реклама.
Что такое реклама?
Реклама – это мероприятие или система мероприятий, направленных на привлечение внимания покупателя к фирме или реализуемому товару. Если говорить о рекламе как о способе распространения информации в интересах бизнеса, то она началась давно. Когда человек привозит свой товар на рынок и стоит там, выкрикивая название своего товара, разве он не является настоящим представителем «коммерции»? Задолго до изобретения печати торговцы изображали определенные знаки на стенах для того, чтобы привлечь внимание к своим товарам. В древние времена городские глашатаи также использовались в качестве рекламы. Реклама, какой мы знаем ее сегодня, по-настоящему появилась лишь с изобретением печати, когда реклама превратилась из простого сообщения о чем-то в аргумент и совет, способствующий покупке товаров людьми. Еженедельные английские газеты еще в 1650 году рекламировали кофе, шоколад и чай. Сегодня реклама не только искусство, но и наука. Проводятся исследования, изучаются вкусы и привычки потребителя, рекламные объявления тестируются и проверяются.
Массовая реклама - это реклама, обращенная к большому числу потенциальных покупателей.
Прямая реклама – это реклама, обращенная к небольшому числу потенциальных покупателей или к конкретному покупателю.
Функции рекламы:
1. Привлечение клиентов
2. Увеличение продаж
3. Регулирование сбыта
Средствами массовой рекламы являются:
- телевидение, радио;
- газеты, журналы;
- выставки товаров и другие.
Средства прямой рекламы:
- оформление витрин;
- реклама по телефону;
- организация выставок;
- рекламные щиты;
- местные программы телевидения и радио, местные печатные издания.
Целью массовой рекламы является:
- получение известности самой компании, поднятие ее престижа;
- представление нового товара;
- создание определенного имиджа компании и ее продукции.
Цель прямой рекламы – если массовая реклама интригует, то прямая реклама
должна убеждать и побуждать к действию.
Основные требования к массовой рекламе:
- охват большой территории, стремление угодить покупателям всех регионов;
- объективность и разность информации;
- красочность и содержательность оформления;
- привлечение людей разного возраста, привычек и вкусов, различного образа
жизни;
- наличие юридического адреса, контактного телефона.
Основные требования к прямой рекламе:
- создатель прямой рекламы должен быть понятен и убедителен для покупателя с четко определенными вкусами;
- образы, создаваемые прямой рекламой, речевые обороты и интонация, должны соответствовать принятым в выбранном для рекламы регионе;
- красочность и содержательность оформления;
- наличие юридического адреса, контактного телефона.