В основе сюжета стихотворения Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» лежит история об эвакуированном в тыл мальчике. Откуда его привезли?

Александр  Трифонович Твардовский

(1910-1971)

Поэма "Василий Тёркин" (1941-1945)

«Книга про бойца» стала значительным поэтическим явлением периода Великой Отечественной войны.Василий Тёркин – собирательный образ воина, борющегося с фашистскими захватчиками за свободу своей страны.

 

1. Фразы из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» стали крылатыми. Закончите одну из них:

<Города сдают солдаты, ……>

а) а герои их берут, б) генералы их берут, в) командиры их берут, г) ну, а немцы их берут;

 

Находясь в избе старухи и старика, герой поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» починил одну вещь. Что это было?


 

                 В поле вьюга-завируха,

                 В трех верстах гудит война.

                 На печи в избе старуха,

                 Дед-хозяин у окна.

 

                 Рвутся мины. Звук знакомый

                 Отзывается в спине.

                 Это значит - Теркин дома,

                 Теркин снова на войне.

 

                 А старик как будто ухом

                 По привычке не ведет.

                 - Перелет! Лежи, старуха. -

                 Или скажет:

                 - Недолет...

 

                 На печи, забившись в угол,

                 Та следит исподтишка

                 С уважительным испугом

                 За повадкой старика,

 

                 С кем жила - не уважала,

                 С кем бранилась на печи,

                 От кого вдали держала

                 По хозяйству все ключи.

 

                 А старик, одевшись в шубу

                 И в очках подсев к столу,

                 Как от клюквы, кривит губы -

                 Точит старую пилу.

 

                 - Вот не режет, точишь, точишь,

                 Не берет, ну что ты хочешь!.. -

                 Теркин встал:

                 - А может, дед,

                 У нее развода нет?

 

                 Сам пилу берет:

                 - А ну-ка...-

                 И в руках его пила,

                 Точно поднятая щука,

                 Острой спинкой повела.

 

                 Повела, повисла кротко.

                 Теркин щурится:

                 - Ну, вот.

                 Поищи-ка, дед, разводку,

                 Мы ей сделаем развод.

 

                 Посмотреть - и то отрадно:

                 Завалящая пила

                 Так-то ладно, так-то складно

                 У него в руках прошла.

 

                 Обернулась - и готово.

                 - На-ко, дед, бери, смотри.

                 Будет резать лучше новой,

                 Зря инстрУмент не кори.

 

                 И хозяин виновато

                 У бойца берет пилу.

                 - Вот что значит мы, солдаты, -

                 Ставит бережно в углу.

 

                А старуха:

                 - Слаб глазами.

                 Стар годами мой солдат.

                 Поглядел бы, что с часами,

                 С той войны еще стоят...,

 

                 Снял часы, глядит: машина,

                 Точно мельница, в пыли.

                 Паутинами пружины

                 Пауки обволокли.

 

                 Их повесил в хате новой

                 Дед-солдат давным-давно:

                 На стене простой сосновой

                 Так и светится пятно.

 

                 Осмотрев часы детально, -

                 Все ж часы, а не пила, -

                 Мастер тихо и печально

                 Посвистел:

                 - Плохи дела...

 

                 Но куда-то шильцем сунул,

                 Что-то высмотрел в пыли,

                 Внутрь куда-то дунул, плюнул, -

                 Что ты думаешь, - пошли!

 

                 Крутит стрелку, ставит пятый,

                 Час - другой, вперед - назад.

                 - Вот что значит мы, солдаты.

                 Прослезился дед-солдат.


а) винтовку, б) настенные часы, в) походную рацию, г) радио;



Василию Теркину вручили орден. За что он получил эту награду?

               


               Честью, друг, считай немалой,

                 Заработанной в бою,

                 Услыхать от генерала

                 Вдруг фамилию свою.

 

                 Знай: за дело, за заслугу

                 Жмет тебе он крепко руку

                 Боевой своей рукой.

 

                 - Вот, брат, значит, ты какой.

                 Богатырь. Орел. Ну, просто -

                 Воин! - скажет генерал.

 

                 И пускай ты даже ростом

                 И плечьми всего не взял,

                 И одет не для парада, -

                 Тут война- парад потом, -

                 Говорят: орел, так надо

                 И глядеть и быть орлом.

                 Стой, боец, с достойным видом,

                 Понимай, в душе имей:

                 Генерал награду выдал -

                 Как бы снял с груди своей -

                 И к бойцовской гимнастерке

                 Прикрепил немедля сам,

                 И ладонью:

                 - Вот, брат Теркин, -

                 По лихим провел усам.

 

                 В скобках надобно, пожалуй,

                 Здесь отметить, что усы,

                 Если есть у генерала,

                 То они не для красы.

 

                 На войне ли, на параде

                 Не пустяк, друзья, когда

                 Генерал усы погладил

                 И сказал хотя бы:.

                 - Да...

 

                 Есть привычка боевая,

                 Есть минуты и часы...

                 И не зря еще Чапаев

                 Уважал свои усы.

 

                 Словом - дальше. Генералу

                 Показалось под конец,

                 Что своей награде мало

                 Почему-то рад боец.

 

                 Что ж, боец - душа живая,

                 На войне второй уж год...

                 И не каждый день сбивают

                 Из винтовки самолет.


а) взял в плен важного вражеского генерала,

б) обнаружил блиндаж с немецкими офицерами и взял всех в плен,

в) пустил под откос поезд с немецкой военной техникой,

г) сбил немецкий самолет выстрелом из винтовки

 



Вымышленный герой поэмы, возвращаясь из госпиталя после ранения в свой полк, повстречался с танкистами. Что они подарили ему в память о своем погибшем командире?

           


                Хоть бы что ребятам этим,

                 С места - в воду и в огонь.

                 Все, что может быть на свете,

                 Хоть бы что - гудит гармонь.

                 Выговаривает чисто,

                 До души доносит звук.

                 И сказали два танкиста

                 Гармонисту:

                 - Знаешь, друг...

                 Не знакомы ль мы с тобою?

                 Не тебя ли это, брат,

                 Что-то помнится, из боя

                 Доставляли мы в санбат?,

                 Вся в крови была одежа,

                 И просил ты пить да пить...

 

                 Приглушил гармонь:

                 - Ну что же,

                 Очень даже может быть.

 

                 - Нам теперь стоять в ремонте.

                 У тебя маршрут иной.

                 - Это точно...

                 - А гармонь-то,

                 Знаешь что, - бери с собой.

 

                 Забирай, играй в охоту,

                 В этом деле ты мастак,

                 Весели свою пехоту.

                 - Что вы, хлопцы, как же так?..

 

                 - Ничего, -сказал водитель, -

                 Так и будет. Ничего.

                 Командир наш был любитель,

                 Это - память про него...

 

                И с опушки отдаленной

                 Из-за тысячи колес

                 Из конца в конец колонны:

                 "По машинам!" - донеслось.

 

                 И опять увалы, взгорки,

                 Снег да елки с двух сторон...

                 Едет дальше Вася Теркин, -

                 Это был, конечно, он.


а) гармонь,

б) гитару,

в) кисет,

г) фляжку;

 



Мальчик из стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста» вызвался показать, где располагается вражеская пушка, стреляющая по русским солдатам. Как командир отблагодарил его за это?

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

 

а) подвез до дома на танке,

б) подарил свою фуражку,

в) пожал руку, как товарищу,

г) позволил посидеть в танке;

 






























Для многих солдат, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны стихотворение «Жди меня, и я вернусь» стало торжественной клятвой близкому человеку. Кто является автором этого произведения?

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

 

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

 

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

а) Ахматова Анна Андреевна,

б) Пастернак Борис Леонидович,

в) Симонов Константин Михайлович,

г) Твардовский Александр Трифонович;

 

 

Писатель Константин Михайлович Симонов прошел всю войну в качестве специального военного корреспондента. В 1945 году он получил награду, которая является самой первой наградой появившейся в годы Великой Отечественной войны. Что это за награда?

а) Медаль «За взятие Берлина»,

б) Медаль «За оборону Москвы»,

в) Орден Красного Знамени,

г) Орден Отечественной войны;

 

В основе сюжета стихотворения Константина Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» лежит история об эвакуированном в тыл мальчике. Откуда его привезли?

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

1941

 

а) из блокадного Ленинграда,

б) из Брестской крепости,

в) из деревни в Смоленской области,

г) из Сталинграда;

 






















Во время Великой Отечественной войны Валентин Катаев был фронтовым корреспондентом. Однажды он заметил мальчика в военной форме, сшитой специально для него. Укажите название повести, написанной писателем на основе увиденного.

а) «Иван»,

б) «Рассказ танкиста»,

в) «Сын артиллериста»,

г) «Сын полка»

 

Когда разведчики из повести Валентина Катаева «Сын полка» привели Ваню Солнцева в артиллерийскую бригаду, то первым делом досыта накормили. Что собирался сделать мальчик после того как поел?

– Ну, Ваня, так как же тебе показался наш харч?

– Хороший харч, – сказал мальчик, кладя в котелок ложку ручкой вниз и собирая с газеты «Суворовский натиск», разостланной вместо скатерти, хлебные крошки.

– Верно, хороший? – оживился Горбунов. – Ты, брат, такого харча ни у кого в дивизии не найдёшь. Знаменитый харч. Ты, брат, главное дело, за нас держись, за разведчиков. С нами никогда не пропадёшь. Будешь за нас держаться?

– Буду, – весело сказал мальчик.

– Правильно, и не пропадёшь. Мы тебя в баньке отмоем. Патлы тебе острижём. Обмундирование какое-нибудь справим, чтоб ты имел надлежащий воинский вид.

– А в разведку меня, дяденька, будете брать?

– И в разведку тебя будем брать. Сделаем из тебя знаменитого разведчика.

– Я, дяденька, маленький. Я всюду пролезу, – с радостной готовностью сказал Ваня. – Я здесь вокруг каждый кустик знаю.

– Это и дорого.

– А из автомата палить меня научите?

– Отчего же. Придёт время – научим.

– Мне бы, дяденька, только один разок стрельнуть, – сказал Ваня, жадно поглядев на автоматы, покачивающиеся на своих ремнях от беспрестанной пушечной пальбы.

– Стрельнёшь. Не бойся. За этим не станет. Мы тебя всей воинской науке научим. Первым долгом, конечно, зачислим тебя на все виды довольствия.

– Как это, дяденька?

– Это, братец, очень просто. Сержант Егоров доложит про тебя лейтенанту Седых. Лейтенант Седых доложит командиру батареи капитану Енакиеву, капитан Енакиев велит дать в приказе о твоём зачислении. С того, значит, числа на тебя и пойдут все виды довольствия: вещевое, приварок, денежное. Понятно тебе?

– Понятно, дяденька.

– Вот как оно делается у нас, у разведчиков… Погоди! Ты это куда собрался?
– Посуду помыть, дяденька. Нам мать всегда приказывала после себя посуду мыть, а потом в шкаф убирать.
– Правильно приказывала, – сказал Горбунов строго. – То же самое и на военной службе.
– На военной службе швейцаров нету, – назидательно заметил справедливый Биденко.
– Однако ещё погоди мыть посуду, мы сейчас чай пить будем, – сказал Горбунов самодовольно. – Чай пить уважаешь?
– Уважаю, – сказал Ваня.
– Ну и правильно делаешь. У нас, у разведчиков, так положено: как покушаем, так сейчас же чай пить. Нельзя! – сказал Биденко. – Пьём, конечно, внакладку, – прибавил он равнодушно. – Мы с этим не считаемся.
Скоро в палатке появился большой медный чайник – предмет особенной гордости разведчиков, он же источник вечной зависти остальных батарейцев.
Оказалось, что с сахаром разведчики действительно не считались.
Молчаливый Биденко развязал свой вещевой мешок и положил на «Суворовский натиск» громадную горсть рафинада. Не успел Ваня и глазом мигнуть, как Горбунов бултыхнул в его кружку две большие грудки сахару, однако, заметив на лице мальчика выражение восторга, добултыхнул третью грудку. Знай, мол, нас, разведчиков!
Ваня схватил обеими руками жестяную кружку. Он даже зажмурился от наслаждения. Он чувствовал себя как в необыкновенном, сказочном мире.
Всё вокруг было сказочно. И эта палатка, как бы освещённая солнцем среди пасмурного дня, и грохот близкого боя, и добрые великаны, кидающиеся горстями рафинада, и обещанные ему загадочные «все виды довольствия» – вещевое, приварок, денежное, – и даже слова «свиная тушёнка», большими чёрными буквами напечатанные на кружке.
– Нравится? – спросил Горбунов, горделиво любуясь удовольствием, с которым мальчик тянул чай осторожно вытянутыми губами.
На этот вопрос Ваня даже не мог толково ответить. Губы его были заняты борьбой с чаем, горячим, как огонь. Сердце было полно бурной радости оттого, что он останется жить у разведчиков, у этих прекрасных людей, которые обещают его постричь, обмундировать, научить палить из автомата.
Все слова смешались в его голове. Он только благодарно закивал головой, высоко поднял брови домиком и выкатил глаза, выражая этим высшую степень удовольствия и благодарности.

 

 а) хотел идти к командиру

б) хотел идти помыть посуду

в) хотел лечь спать,

г) хотел сбежать обратно в лес

 

 















Писательница Елена Ильина лично знала героиню своей повести «Четвертая высота» Гулю Королеву. Девушка погибла во время Великой Отечественной войны при штурме Мамаевого кургана. Ей было 20 лет. Гулей её прозвали в семье. Назовите настоящее имя героини.

а) Маргарита,

б) Марианна,

в) Марионелла,

г) Матильда;

Героиня повести Елены Ильиной «Четвертая высота» Гуля Королева за свою короткую жизнь смогла покорить «четыре высоты». Четвертая высота стала для нее последней и унесла жизнь героини. Назовите вторую высоту Гули.

Вторая высота

Гуля много снималась в кино, и ей приходилось надолго уезжать из дома на съемки, и пропускать занятия в школе. Когда она возвращалась, то понимала, что класс успел уйти далеко вперед, и для нее наступало очень трудное время: надо было наверстывать упущенное.

Гуле было тем тяжелее чувствовать себя неуспевающей ученицей, что она теперь у всех на виду. О ней писали в газетах, совсем незнакомые ребята узнавали ее на улице.

Несколько месяцев Гуля боролась с географией, с историей, алгеброй, а главное – с собой.

Выучить как следует уроки на завтра, с блеском ответить один раз было не так трудно. Но наверстать все потерянное, пропущенное, вечно догонять, возвращаться назад, учить то, что другие уже давно выучили, - для этого и в самом деле нужно было много выдержки и терпения.

Накануне экзамена по географии Гулю вызвали к доске, и оказалось, что она ничего не знает по этому предмету. Мама предложила ей нанять репетитора, и тем самым решить проблему. Но, упрямо опустив голову, девочка отказалась от посторонней помощи и села усердно изучать географию.

В день сдачи экзамена Гуля была особенно серьезна и сосредоточенна. Услышав свою фамилию, она, не оглядываясь бросилась к столу экзаменаторов с таким видом, словно это был не стол, а барьер, который ей нужно было во что бы то ни стало взять. И барьер был преодолен «на отлично».

После экзамена Гуля рассказывала маме:

- А знаешь, мама, сегодня на экзамене мне почему-то вспомнилось, как я барьер брала. Помнишь, в «Дочке партизана»? Сивко меня чуть не сбросил тогда. И сбросил бы, если бы я на него не рассердилась, как следует.

- А теперь ты на кого рассердилась? – спросила мама.

- На себя. Шутка ли, до чего дело дошло. До репетитора. Я испугалась да со страху и расхрабрилась. Взяла второй барьер.

- Этот барьер, Гуленька, повыше прежнего. А дальше будут и еще выше.

- И те возьмем! – закричала Гуля и подбросила свернутую трубкой географическую карту до самого потолка.

 

а) перепрыгнула на лошади через барьер,

б) поборола страх перед высотой,

в) сдала экзамен по географии на пятерку,

г) штурмовала с товарищами одну из высот Мамаевого кургана;

 

 

Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение под названием «Сороковые» спустя 20 лет с момента начала Великой Отечественной войны. Из чего у героя этого стихотворения была сделана звездочка на ушанке?

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

 

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

 

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

 

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 

а) из алюминиевой ложки,

б) из консервной банки,

в) из пряжки от ремня,

г) из фольги от шоколада;

 

Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь» стало настоящей народной песней времен Великой Отечественной войны. Музыка к нему была написана композитором Константином Листовым. Укажите автора этого стихотворения.

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

 

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

 

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

а) Джалиль Муса,

б) Самойлов Давид Самуилович,

в) Симонов Константин Михайлович,

г) Сурков Алексей Александрович;

 

Знаменитые строки этого стихотворения Константина Симонова появились в ноябре 1941 года под влиянием поездки из Смоленска в Борисов. Он посвятил его своему товарищу по фронтовым поездкам Алексею Суркову. Что это за стихотворение?

а) «Жди меня, и я вернусь…»,

б) «Смерть друга»,

в) «Сын артиллериста»,

г) «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: