Ал. Невский. Худ. П. Д. Корин Дейнека «оборона Севастополя»

История XX века. Часть 3.

В годы Великой Отечественной войны многие литераторы стали военными корреспондентами. Их произведения пользовались огромной популярностью в тылу и на фронте, поднимали дух людей, вдохновляли на подвиг. Здесь надо назвать:

«Книгу про бойца» А. Т. Твардовского, главным героем которой стал неунывающий солдат Василий Тёркин;

 • рассказ «Русский характер» А.Н. Толстого;

 • «Сталинградские очерки» B.C. Гроссмана; «в окопах Сталинграда» (Некрасов)

 • лирику К.М. Симонова («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Если дорог тебе твой дом»);

• публицистические произведения И. Г. Эренбурга;

 • «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму», написанные О.Ф. Берггольц в блокадном Ленинграде. С августа 1941 г. О.Ф. Берггольц работала на радио в блокадном Ленинграде, почти ежедневно обращалась к жителям города;

• цикл стихотворений, опубликованных под названием «Моабитская тетрадь», написанный татарским поэтом Мусой Джалилем в Моабитской тюрьме в Берлине и ставший известным после смерти поэта по окончании Великой Отечественной войны.

 

 

Уже в первые дни Великой Отечественной войны символом народного сопротивления врагу стал плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Большую роль для мобилизации сил на борьбу с врагом играли плакаты, созданные содружеством трёх художников под псевдонимом «Кукрыниксы» (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Традицию «Окон РОСТА» продолжили ежедневные выпуски «Окон ТАСС». Это были плакаты с подписями известных поэтов и публицистов, сообщавшие о состоянии дел на фронте.

 

«Родина-мать зовёт!». Худ. И.М. Тоидзе/              Окно ТАСС/                     Плакат содружества «Кукрыниксы»

В годы войны П.Д. Корин написал триптих «Александр Невский» (1942-1943 гг.), А.А. Дейнека создал одну их своих самых сильных картин «Оборона Севастополя» (1942 г.).

 

Ал. Невский. Худ. П. Д. Корин              Дейнека «оборона Севастополя»

 

Кривоногов. Защитники Брестской крепости

 

Пластов. «Фашист пролетел»

 

Герасимов. Мать партизана

 

 

Съёмки художественных фильмов велись в павильонах студий в глубоком тылу (например, в столице Казахской ССР г. Алма-Ате). Всенародную любовь снискали герои фильмов «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев, 1942), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер, 1943), «Парень из нашего города» (реж. А.Б. Столпер, 1942), «Зоя» (реж. Л. Арнштам, 1944), «В шесть часов вечера после войны» (реж. И. А. Пырьев, 1944). Незабываемый образ советского бойца — простого солдата — создал М.Н. Бернес («Два бойца», реж. Л. Д. Луков, 1943). В исполнении Бернеса с киноэкрана и по радио звучали задушевные лирические песни, написанные композитором Н.В. Богословским.

 

Апогей сталинизма.

 

 

Борьба с формализмом

 

Годы События
1956 г. Постановлением Совета Министров СССР было отменено платное обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР (введено с 1 сентября 1940 г.)
1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы. Цель реформы — подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Мероприятия: - вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование, переход к которому полностью завершился в 1963 г.; - полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе либо в техникуме..
1964-1966 гг. — школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного; — профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой; — увеличился приём в вузы и техникумы
1970-е гг. — осуществлён переход к всеобщему среднему образованию; — росло число вузов и обучающихся в них студентов (в 1977 г. в вузах училось почти 5 млн. человек), — в начале 1980-х гг. около 40 % городских жителей имели высшее образование. Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года
1984 г. Приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Цел ь реформы — улучшить «постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе». Задачи: для начальной школы — сформировать элементарные трудовые навыки в процессе трудового воспитания; для неполной школы — общая трудовая подготовка в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников и создание условий для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности; для средней общеобразовательной школы — организовывать трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Овладение профессией должно было завершиться определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов. Итоги: — разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Структур а образовани я по реформе. В начальной школе продолжительность учёбы увеличивается на 1 год: с 1-го по 4 -й классы. Неполная средняя школа (5—9-е классы) предусматривала изучение основ наук в течение пяти лет. Средняя общеобразовательная школа — 10—11-е классы

Годы События
1987 г. Началась реформа высшей школы. Главным направлением перестройки высшей школы стала интеграция образования, производства и науки, т. е. усиление взаимной заинтересованности высшей школы и отраслей народного хозяйства. Вводился новый тип взаимоотношений между вузами и предприятиями — договорные обязательства, которые не получили широкого распространения
1988 г. — Взят новый курс в развитии школы; — отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы к всесторонней демократизации и гуманизации образования; — среднее 11-летнее образование объявлялось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность; — было признано необязательным проведение профессионального обучения в 10—11-х классах, вследствие этого отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 9-х классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии»; — была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников; — в трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали до реформы 1984 г.

 

 

Годы События
1954 г. В г. Обнинске Калужской области начала действовать первая в мире атомная электростанция. Научным руководителем работ по её созданию был И. В. Курчатов,главным конструктором реактора – Н. А. Доллежаль
1955 г. Начался серийный выпуск первог о в мире турбореактивного пассажирского самолёта ТУ-104. Проектированием новых сверхскоростных самолётов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин
1956 г., март В Дубне с целью изучения фундаментальных свойств материи был создан Объединённый институт ядерных исследований. В становление института внесли большой вклад физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов
1957 г., май В целях развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР
1957 г, 4 октября В СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Над его созданием работала группа учёных во главе с С. П. Королёвым
1957 г. Спущен на воду атомный ледокол «Ленин» — первое в мир е надводное судно с ядерной силовой установкой
1961 г., 12 апреля Осуществлён первый в истории полёт человека в космос. Им стал советский лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин. На космическом корабле «Восток» он облетел вокруг Земли. Космический корабль создавался под руководством С. П. Королёва. В августе того же года совершил полёт космонавт №2 — Г. С. Титов
1963 г. Состоялся первый полёт женщины-космонавта В. И. Терешковой
1964 г. Выведен на орбиту первый многоместный космический корабль «Восход-1» с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым

Годы Нобелевские лауреаты
1956 г. Н.Н. Семёнов стал единственным советским нобелевским лауреатом по химии
1958 г. П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм по физике
1962 г. Л.Д. Ландау получил Нобелевскую премию по физике
1964 г. А. М. Прохоров и Н. Г. Басов были удостоены Нобелевской премии за труды в области квантовой электроники

Годы События
1946 г. Секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию, инициировал кампанию против низкопоклонства перед западной культурой, что привело к свёртыванию культурных контактов с западными странами, широко развивавшихся в годы войны. В августе вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда" и „Ленинград"». Мишенью критики стало творчество «несоветских писателей» А. А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Журналы «Звезда» и «Ленинград» обвинялись в пропаганде «чуждых духу партии» идей, предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Главный партийный идеолог А. А. Жданов, выступая перед партийным активом и писателями Ленинграда, назвал М. М. Зощенко «беспринципным и бессовестным литературным хулиганом», который «чужд и враждебен советской литературе». А. А. Ахматову Жданов назвал «взбесившейся барынькой... блудницей и монахиней, у которой блуд смешан с молитвой». Журнал «Ленинград» был закрыт, а у журнала «Звезда» появилось новое руководство. В постановлении «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвящённым «пафосу борьбы за коммунизм». Развивая идеи этих постановлений, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. потребовал исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных авторов
1948 г. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся В. И. Мурадели за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — С. С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский

 

Годы События
1947 г. 13 января Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В нём были описаны планы по строительству восьми высотных зданий в Москве, что должно было символизировать 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 г. Но построили только семь (со смертью И. В. Сталина строительство было прекращено). Предполагалось застроить высотными зданиями всю Москву. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир, или советский монументальный классицизм
1948 г. Окончательно готов и утверждён проект Волго-Донского канала, протяжённость которого составила 101 км. В основу лёг ещё дореволюционный проект выдающегося отечественного гидротехника Нестора Пузыревского. А окончательный проект был создан под руководством Сергея Жука. Канал построили за 4,5 года (для сравнения: Панамский канал длиной 81 км строили 34 года). Канал был сложнейшим гидротехническим сооружением, а его архитектурно-художественный ансамбль прославлял победу советского народа в Великой Отечественной войне. Для его украшения были созданы скульптурные сооружения: портретный монумент И. В. Сталина, большие скульптурные группы, украшающие шлюзы, множество барельефов, архитектурно-декоративных эмблем и решёток. Архитектурным оформлением канала занималась группа архитекторов во главе с Л. М. Поляковым
1949 г. В Берлине в Трептов-парке был открыт монумент «Воин-освободитель» (скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), ставший символом победы советского народа в Великой Отечественной войне и освобождения народов Европы от фашизма. Здесь захоронены 7000 погибших при штурме города советских солдат. Прототипом для этого памятника был советский солдат Н. Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 г.
1952 г. Открыта станция «Комсомольская» кольцевая (архитектор А. В. Щусев и др., художник П. Д. Корин). Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции

 

Годы События
Конец 1950-х гг. Возник литературный самиздат. Так назывались ходившие в виде рукописных или машинописных листов издания не прошедших цензуру произведений иностранных и отечественных авторов. Через самиздат небольшая часть читающей публики получила возможность знакомиться с не принимавшимися к официальной публикации произведениями. Другим источником знакомства с неподцензурным творчеством стал тамиздат. Так назывались печатавшиеся за границей произведения советских авторов, которые затем тайно привозили советским читателям
1958 г. Б. Л. Пастернак получил за роман «Доктор Живаго» (распространялся в СССР путём самиздата) Нобелевскую премию по литературе. В центре романа — судьбы интеллигенции в вихре событий революций и Гражданской войны. В СССР была организована кампания травли писателя. Его исключили из Союза писателей СССР, потребовали покинуть страну. Пастернак отказался уехать из СССР, но под давлением властей был вынужден отказаться от премии. «Дело Пастернака» стало сигналом к новому ужесточению цензуры
1960 г. Рукопись романа В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба»о трагедии ввергнутого в войну народа была изъята у автора органами госбезопасности. Это произведение было опубликовано в СССР только в годы перестройки
1962 г. Н. С. Хрущёв посетил юбилейную выставку Московской организации Союза художников в Манеже. Он обрушился с грубыми, некомпетентными нападками на молодых живописцев-авангардистов. На следующий день газета «Правда» опубликовала разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР
1963 г. На официальной встрече руководства партии с творческой интеллигенцией в Кремле Н. С. Хрущёв выступил с резкой критикой в адрес поэта А. Вознесенского и предложил ему эмигрировать из страны

Популярностью у советских людей пользовались песни, прозвучавшие во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Москве в 1957 г. и ставшего значительным событием в культурной жизни: «Подмосковные вечера» (В. П. Соловьёв-Седой, М.Л. Матусовский), «Если бы парни всей Земли...» (В. П. Соловьёв-Седой, Е.А. Долматовский) и др. Огромной популярность ю пользовались произведения Г. В. Свиридова и песни А. Н. Пахмутовой на стих и Н. Н. Добронравова.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: